Найти в Дзене
КиноПсихолог

Девушка без адреса, но со сложным характером (часть 1)

"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов) Раньше мне часто встречалось мнение, что Катя Иванова – персонаж, который "бесит". Агрессивная хамка, которая вечно лезет, куда не просят. Что ж, пришлось пересмотреть фильм, ибо детские впечатления о нем были уже очень отрывочны и размыты. И что же я увидела "глазами психолога"? Добрую, отзывчивую девочку и чрезвычайно интересного персонажа с точки зрения транзактного анализа и треугольника Карпмана. Что ни говори, а советская кинодраматургия шикарна в плане сложных характеров. Правда, и нереалистичности советским фильмам не занимать. При всем уважении к Светлане Карпинской – ее типаж идеально подходит для раскрытия характера Кати, но для роли девушки, ради которой незнакомец с репутацией ловеласа и внешностью Рыбникова перевернет пол-Москвы?! Ну, простите. Катя не тянет. Возможно, не так уж неправы те, кто критично замечает, что место Кати – мыть полы и укладывать асфальт, но не более того. Во-первых, Катя очень гармонично совмещает в
Оглавление

"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов)

Раньше мне часто встречалось мнение, что Катя Иванова – персонаж, который "бесит". Агрессивная хамка, которая вечно лезет, куда не просят. Что ж, пришлось пересмотреть фильм, ибо детские впечатления о нем были уже очень отрывочны и размыты. И что же я увидела "глазами психолога"? Добрую, отзывчивую девочку и чрезвычайно интересного персонажа с точки зрения транзактного анализа и треугольника Карпмана. Что ни говори, а советская кинодраматургия шикарна в плане сложных характеров.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Правда, и нереалистичности советским фильмам не занимать. При всем уважении к Светлане Карпинской – ее типаж идеально подходит для раскрытия характера Кати, но для роли девушки, ради которой незнакомец с репутацией ловеласа и внешностью Рыбникова перевернет пол-Москвы?!

Ну, простите. Катя не тянет. Возможно, не так уж неправы те, кто критично замечает, что место Кати – мыть полы и укладывать асфальт, но не более того.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

В чем сложность образа Кати Ивановой?

Во-первых, Катя очень гармонично совмещает в себе и роль Преследователя, и роль Жертвы. Это сложный, но сбалансированный и живой микс!

Во-вторых, образ Кати вдребезги разбивает представление о Преследователе как токсичном человеке, с которым лучше не общаться и не связываться. Мне это близко: я убеждена, что треугольник Карпмана не только про злостных "токсиков", но часто и про хороших людей.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Почему хорошие люди играют роль Преследователей?

Да, "Преследователи" бывают хорошими. Те их проявления, которые обществом воспринимаются как негативные, нежелательные, проистекают не из злого умысла, а из благих намерений или даже неосознанности.

Еще одна причина – искаженное, но ярко выраженное чувство ответственности. Если в здоровом варианте человек берет на себя свою часть ответственности и ответственно относится к другим, то в "токсичном" варианте человек заходит за границы, проникает в зону ответственности других людей, лезет в их чувства, мотивы и решения.

Добавим сюда гипертрофированное чувство справедливости и получим Катю. По идее, хорошее качество – за него даже осуждать или критиковать трудно, но психологически неоправданное.

"Хорошие Преследователи" отзывчивы, они искренне стремятся к тому, чтобы сделать "как лучше", однако в силу недостаточного жизненного опыта они просто не обладают "зрелыми" инструментами, которые привели бы их к нужным результатам без негатива и потерь.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Намерения у Кати прекрасные, а вот поведение оставляет желать лучшего. Из-за своей негибкости и неумения конструктивно решать проблемы Катя нередко провоцирует конфликтные ситуации.

Однако Катин возраст внушает оптимизм: ее модели поведения не заскорузлые, у девушки очень много шансов их осознать и подкорректировать.

Что в Кате от "Преследователя"?

Во многих эпизодах Катя ведет себя как Преследователь чистой воды, демонстрируя характерные для этой роли реакции.

1. Привычка обвинять, указывать на ошибки, недостатки или некомпетентность других.

Еще на станции Катя командует, обвиняет в безынициативности, равнодушии должностное лицо. Позже, когда устраивается работать лифтером, ругает начальника.

2. Склонность критиковать чрезмерно и неконструктивно.

Катя излишне прямолинейно высказывается и критикует работу целой организации (в которой работает Василий Никодимыч, "Масик").

Намерения у Кати, несомненно, благородные, однако нельзя не признать, что дальше словоизвержений у Кати дело не идет. Героиня фокусируется на том, что не так, но не предлагает решений и даже не ищет их (мол, с этим она ничего поделать не может). Ну, не можешь ничего поделать, молчи.

Да, Катя помогает с чемоданами на станции и с коляской на лестнице, но она помогает справиться с последствиями, а не самой проблемой.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

3. Приписывание другим своих собственных негативных качеств, страхов или мотивов, которые человек в себе не признает.

Когда поезд тронулся, Катя бросает начальнику станции отличную фразу:

– Большое вам спасибо! Только нужно не вопросы ставить, а платформы!

Это про что? Вроде как меньше слов, больше дела? Ну, так Катя сама только критикует и обвиняет, а проблемы решать не решает. В общем, этот камень легко можно вернуть в ее же собственный огород.

4. Предпочтение агрессивного тона.

Зайдя в купе, Катя сразу качает права и придерживается агрессивного тона. Понятно, что это всё от неуверенности в себе, защитная реакция, но почему другие должны испытывать это на себе – не ясно.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

5. Позволение себе некоторой снисходительности.

За этим обычно стоит обостренное чувство правоты и стремление поступать "правильно". У Кати всё делится на черное и белое: либо по-советски, либо неправильно.

– Дедушка, а я зазря на людей никогда не бросаюсь! Я просто не люблю, когда они неправильно поступают!
– Да как ты знаешь, правильно или неправильно?
– Это же ясно, дедушка! Вот правильно это по-советски, а неправильно это не по-советски.

Ну, спишем на идеологию и юношеский максимализм.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

6. Потребность в самооправдании.

Преследователю нужно постоянно объяснять и оправдывать свое агрессивное поведение, причем не через себя, а через других (меня довели, меня вынудили и т.д.).

– Дедушка, я же не виновата, я просто стерпеть не смогла!

7. Жесткость и нетерпимость, непонимание того, что своими действиями может причинять боль близким.

Когда Катя уходит от деда, намерения у нее по-прежнему благие: она хочет что-то доказать, не сидеть на шее, справляться с трудностями самостоятельно. Но при этом Катя не видит, что своим исчезновением заставляет дедушку переживать. А эта ее выходка с молчанием в трубку? Ладно, у деда с внучкой не сказать, что сильно близкие отношения. Кажется, он не особо переживал, но по-хорошему почему бы не позвонить нормально и не сказать что-то содержательное?

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

8. Активность и энергичность, минимальная дистанция между намерением и действием.

В принципе прекрасное качество, за которое Преследователей можно уважать. Катя, не раздумывая, сбегает с показа мод, потому что увидела Пашу и захотела его догнать. Похвально. Однако на социальном уровне это не может не приносить проблем. О том, что она сорвала мероприятие и подвела работодателей Катя не подумала.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Что же получается?

Хорошее, на мой взгляд, перевешивает условно плохое.

Критика Кати ни к чему не приводит, но ведь Катя видит проблему и не боится ее озвучивать. Она искренне хочет "как лучше", "чтобы правильно", "по-советски". Катя не равнодушна. Но не умеет это преподнести иначе, а потому преподносит через обвинения и неконструктивную критику.

Ведет себя агрессивно? Но и за этим можно усмотреть неравнодушие. Катя сильно беспокоится за других, а агрессией маскирует свое бессилие.

Праведный гнев или стремление к справедливости мешают Кате услышать другого, понять чувства и мотивы, которые отличаются от ее точки зрения. Но они же помогают Кате действовать, пусть и неэффективно.

Катя грубовата, нетерпима, но исключительно из принципиальности. Лучше уж быть человеком с моральными принципами, чем без них. Катя импульсивна, но она не злая. Не сказать, что это ее оправдывает, но всё же помогает лучше понять ее позицию.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Очень хотелось "поругать" Катю, как некоторые просили, но не нашла – за что. Увы-увы.

Благие намерения не всегда ведут к благим последствиям, с чем Катюше и приходится постоянно сталкиваться.

Что ни говори, а Катя непутевая. В ней больше от Жертвы, чем от Преследователя (но об этом поговорим отдельно, в следующей части статьи). Если же говорить о ярком Преследователе, то эту роль лучше рассматривать на примере Катиной подруги Оли. Этот персонаж заслуживает отдельной статьи? Как она вам?

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Почему Катя точно не классический Преследователь?

Преследовать, как правило, про контроль, силу (пусть и через насилие) и власть. Но всё это точно не про Катю. Что она контролирует? Ни-че-го. Много эмоций, много суеты, много причитаний, а вот контроля – в том числе и над собственной жизнью – ноль.

Катя инфантильна. Да, роль Преследователя может проистекать из состояния "Бунтующего ребенка", но тогда получается такой себе Преследователь – бунта и шума много, а контролировать ничего не удается. Но тут уж впору посочувствовать. Мне, видимо, не понять, как Катя может кого-то раздражать или бесить.