Найти в Дзене
КиноПсихолог

Девушка без адреса, но со сложным характером (часть 2)

"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов) Первая часть статьи здесь. Мне сложно считать характер Кати сложным, уж простите за тавтологию. Отзывчивая, неравнодушная, эмоциональная девочка с моральными принципами. Характер включает в себя устойчивые индивидуальные черты, особенности человека, которые определяют типичные способы достижения целей и выстраивания коммуникации. У Кати же "сложности" и неконструктивные модели поведения "включаются" ситуативно, и Катя уже способна их отслеживать и корректировать. Импульсивно она отказывается от помощи Оли, но потом принимает ее. Предложение о работе моделью в первые мгновения встречает в штыки, но тут же защитный механизм отключается – Катя принимает предложение демонстрировать одежду. Долго молчит в трубку, позвонив деду, но легко выходит на диалог. Потребность в безопасности и неумение общаться конструктивно – вот и вся беда Кати. Это поправимо и характером не определяется. То, что другие персонажи фильма называют сложным характером Ка
Оглавление

"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов)

Первая часть статьи здесь.

Мне сложно считать характер Кати сложным, уж простите за тавтологию. Отзывчивая, неравнодушная, эмоциональная девочка с моральными принципами.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

У Кати не сложный характер

Характер включает в себя устойчивые индивидуальные черты, особенности человека, которые определяют типичные способы достижения целей и выстраивания коммуникации. У Кати же "сложности" и неконструктивные модели поведения "включаются" ситуативно, и Катя уже способна их отслеживать и корректировать.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Импульсивно она отказывается от помощи Оли, но потом принимает ее. Предложение о работе моделью в первые мгновения встречает в штыки, но тут же защитный механизм отключается – Катя принимает предложение демонстрировать одежду. Долго молчит в трубку, позвонив деду, но легко выходит на диалог. Потребность в безопасности и неумение общаться конструктивно – вот и вся беда Кати. Это поправимо и характером не определяется.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

То, что другие персонажи фильма называют сложным характером Кати, на самом деле лишь психологическая роль. Время от времени Катя впадает в роль Преследователя. Не зависает в ней, не застревает, а именно попадает в нее ситуативно. Такие роли в психологии так и называются – ситуативные или ситуационные. В такой роли может оказаться любой человек, даже психологически зрелый, "взрослый" (триггернуло, не распознал манипуляцию, бывает).

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Катя – "Жертва"

Сценарная роль – это такая роль, которую человек играет "по жизни". Он в ней находится бóльшую часть времени. И в этом смысле слова Катя типичная "Жертва".

Несмотря на внешнюю активность, Катя занимает пассивно-деструктивную позицию, она плывет по течению и всё время оказывается жертвой обстоятельств, досадных недоразумений, собственной импульсивности, неорганизованности и хаотичности. И, как я уже писала в первой части статьи, Катя абсолютно ничего не контролирует, а потому и попадает в неприятности. Она просто магнит для неприятностей! Она – жертва потери контроля над собственной жизнью (хотя, возможно, у нее этого контроля никогда и не было; потеряла, не успев обрести, где-нибудь в раннем детстве).

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Кроме того, Катя склонна испытывать манипулятивные эмоции, она обидчива. Но главное, девушка любит заниматься самоедством, самобичеванием, необоснованной и неконструктивной самокритикой:

– Что я из себя представляю? Ровным счетом ничего! Чего я добилась?!

Катя не видит, что сама своей импульсивностью и хаотичностью создает многие проблемы. Она ищет виноватых во внешнем мире, себя же выставляет виноватой лишь бы поплакаться. Она отрицает свою роль в создании хаотичных ситуаций, ощущая себя их жертвой.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Она теряет билет, теряет из виду Пашу на вокзале, она покорно принимает вердикт дедушкиного друга о своей бездарности, она попадает под машину, в чем ее тут же и обвиняют; она становится предметом вожделения Василия Никодимыча, а затем на нее сваливают потоп. Катя даже умудряется рухнуть вниз на стройке.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Сначала дед находит Кате работу и делает Московскую прописку. Потом Оля берет ее под крыло, дает ей крушу над головой, устраивает на работу. Да даже бутербродик и то Оля делает, а потом вкладывает в руку Кати! Работа домработницы и модели также сама находит Катю. И Паша тоже находит Катю.

Катя сама ничего не ищет, не берет жизнь в свои руки, не решает никаких проблем. Ее подсознательная тактика "А посижу-ка я под дождем и меня обязательно найдут". И даже финальное решение сойти с поезда принимает не она: Паша принимает это решение за нее. Катя при этом только и делает, что причитает и мечется в сомнениях. Паше бы тут задуматься: не похожа его избранница на безумно обрадовавшуюся влюбленную. Но Кате удобно: опять всё решили за нее. Ее спасают, ищут и находят, а потом ведут за ручку в светлое совместное будущее.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Как правило, люди, застрявшие в роли "Жертвы" никогда не находят работу или пару "по душе" (романтическая ситуация в фильме обусловлена исключительно жанром). Они всегда довольствуются предложенным. У них та работа, которую им нашли, и тот партнер, который их нашел. Всё, что требуется от "Жертвы", это согласие.

В чем прелесть такого поведения, как у Кати?

Катя как персонаж интересна тем, что часто, просто по щелчку пальцев, переключается в роль Преследователя и забавно агрессирует. Ее можно рассматривать как идеальный пример переключения из роли Жертвы в роль Преследователя, причем Преследователя несерьезного и инфантильного.

"Девушка без адреса", скриншот.
"Девушка без адреса", скриншот.

Герой Рыбникова нашел себе вторую Тосю Кислицыну, видимо, очень уж таких парней тянет на таких девчат. С ними нескучно, ведь постоянное переключение ролей создает много эмоций и освежающих всплесков в отношениях.

Кстати, вот статьи про "Девчат":

P.S. Любопытно, что в Википедии есть отсылка к фильму "Девушка с характером" (1939), который обозначается как "предок" "Девушки без адреса". Видела, но давно. Не воспринимала фильм в таком качестве, как "предка", и не обратила внимание на то, что героини носят одинаковые имя и фамилию. Было бы интересно пересмотреть и сравнить. А вам интересно было бы разобраться более раннюю картину и сравнить два образа Кати Ивановой?