"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов)
Первая часть статьи здесь.
Мне сложно считать характер Кати сложным, уж простите за тавтологию. Отзывчивая, неравнодушная, эмоциональная девочка с моральными принципами.
У Кати не сложный характер
Характер включает в себя устойчивые индивидуальные черты, особенности человека, которые определяют типичные способы достижения целей и выстраивания коммуникации. У Кати же "сложности" и неконструктивные модели поведения "включаются" ситуативно, и Катя уже способна их отслеживать и корректировать.
Импульсивно она отказывается от помощи Оли, но потом принимает ее. Предложение о работе моделью в первые мгновения встречает в штыки, но тут же защитный механизм отключается – Катя принимает предложение демонстрировать одежду. Долго молчит в трубку, позвонив деду, но легко выходит на диалог. Потребность в безопасности и неумение общаться конструктивно – вот и вся беда Кати. Это поправимо и характером не определяется.
То, что другие персонажи фильма называют сложным характером Кати, на самом деле лишь психологическая роль. Время от времени Катя впадает в роль Преследователя. Не зависает в ней, не застревает, а именно попадает в нее ситуативно. Такие роли в психологии так и называются – ситуативные или ситуационные. В такой роли может оказаться любой человек, даже психологически зрелый, "взрослый" (триггернуло, не распознал манипуляцию, бывает).
Катя – "Жертва"
Сценарная роль – это такая роль, которую человек играет "по жизни". Он в ней находится бóльшую часть времени. И в этом смысле слова Катя типичная "Жертва".
Несмотря на внешнюю активность, Катя занимает пассивно-деструктивную позицию, она плывет по течению и всё время оказывается жертвой обстоятельств, досадных недоразумений, собственной импульсивности, неорганизованности и хаотичности. И, как я уже писала в первой части статьи, Катя абсолютно ничего не контролирует, а потому и попадает в неприятности. Она просто магнит для неприятностей! Она – жертва потери контроля над собственной жизнью (хотя, возможно, у нее этого контроля никогда и не было; потеряла, не успев обрести, где-нибудь в раннем детстве).
Кроме того, Катя склонна испытывать манипулятивные эмоции, она обидчива. Но главное, девушка любит заниматься самоедством, самобичеванием, необоснованной и неконструктивной самокритикой:
– Что я из себя представляю? Ровным счетом ничего! Чего я добилась?!
Катя не видит, что сама своей импульсивностью и хаотичностью создает многие проблемы. Она ищет виноватых во внешнем мире, себя же выставляет виноватой лишь бы поплакаться. Она отрицает свою роль в создании хаотичных ситуаций, ощущая себя их жертвой.
Она теряет билет, теряет из виду Пашу на вокзале, она покорно принимает вердикт дедушкиного друга о своей бездарности, она попадает под машину, в чем ее тут же и обвиняют; она становится предметом вожделения Василия Никодимыча, а затем на нее сваливают потоп. Катя даже умудряется рухнуть вниз на стройке.
Сначала дед находит Кате работу и делает Московскую прописку. Потом Оля берет ее под крыло, дает ей крушу над головой, устраивает на работу. Да даже бутербродик и то Оля делает, а потом вкладывает в руку Кати! Работа домработницы и модели также сама находит Катю. И Паша тоже находит Катю.
Катя сама ничего не ищет, не берет жизнь в свои руки, не решает никаких проблем. Ее подсознательная тактика "А посижу-ка я под дождем и меня обязательно найдут". И даже финальное решение сойти с поезда принимает не она: Паша принимает это решение за нее. Катя при этом только и делает, что причитает и мечется в сомнениях. Паше бы тут задуматься: не похожа его избранница на безумно обрадовавшуюся влюбленную. Но Кате удобно: опять всё решили за нее. Ее спасают, ищут и находят, а потом ведут за ручку в светлое совместное будущее.
Как правило, люди, застрявшие в роли "Жертвы" никогда не находят работу или пару "по душе" (романтическая ситуация в фильме обусловлена исключительно жанром). Они всегда довольствуются предложенным. У них та работа, которую им нашли, и тот партнер, который их нашел. Всё, что требуется от "Жертвы", это согласие.
В чем прелесть такого поведения, как у Кати?
Катя как персонаж интересна тем, что часто, просто по щелчку пальцев, переключается в роль Преследователя и забавно агрессирует. Ее можно рассматривать как идеальный пример переключения из роли Жертвы в роль Преследователя, причем Преследователя несерьезного и инфантильного.
Герой Рыбникова нашел себе вторую Тосю Кислицыну, видимо, очень уж таких парней тянет на таких девчат. С ними нескучно, ведь постоянное переключение ролей создает много эмоций и освежающих всплесков в отношениях.
Кстати, вот статьи про "Девчат":
P.S. Любопытно, что в Википедии есть отсылка к фильму "Девушка с характером" (1939), который обозначается как "предок" "Девушки без адреса". Видела, но давно. Не воспринимала фильм в таком качестве, как "предка", и не обратила внимание на то, что героини носят одинаковые имя и фамилию. Было бы интересно пересмотреть и сравнить. А вам интересно было бы разобраться более раннюю картину и сравнить два образа Кати Ивановой?