"Девушка без адреса" (1957, реж. Эльдар Рязанов)
Первая часть статьи здесь.
Первые три характеристики Ольги – весьма неоднозначны. Собственно, они могли бы частично или ситуативно проявиться и у не-Преследователя. Здесь по-разному можно посмотреть, но сложно отрицать принципиальность, порядочность и отзывчивость этой девушки.
Однако перейдем к качествам, которые напрямую указывают на то, что Ольга склонна к манипуляциям.
Сразу оговорюсь: Ольга не является манипулятором в том смысле, который вкладывается в это слово в теме коммуникаций (обмана, продаж, лести, убеждения), но она манипулятор с точки зрения теории психологических игр и ролей.
4. Оля организована (это видно даже по убранству ее комнаты), она любит и может всё (или, по крайней мере, многое) держать под контролем. Хорошее качество, но оно создает ненужное, излишнее напряжение как у самого человека, так и для отношений. Оле трудно быть легкой, спонтанной, естественной (всё это как раз есть в избытке у Кати). Сама по себе склонность к повышенному контрою уже звоночек, который говорит о том, что человек не позволяет себе быть собой, он играет. А игры в психологии как раз про манипуляции.
5. Как раз в силу этого контроля и внутреннего напряжения Оля постоянно настороже. Она ждет удара, подвоха, не умеет доверять, а потому сразу, на всякий случай, выставляет в сторону окружающих свои шипы.
Я не знаю, как вам, но мне лично кажется странным, что человек даже не попытался выяснить, почему другой опоздал или не пришел на назначенную встречу. Почему не расспросить, не выяснить, не послушать, что тебе скажут? Всё-таки это не то время, когда связь мобильна. Предупредить Олю вообще не представлялось возможным. Но девушка ничего и слышать не хочет.
Да, если тебе регулярно вешают лапшу на уши да байки заливают, не лишним будет включить голову и прислушаться к здравому смыслу. Но тут не та ситуация, которая может быть определена как регулярно повторяющаяся. А потому можно предположить, что за этим уже стоит какой-то психологический негативный опыт. Возможно, уже даже есть "сценарий", по которому Оля привыкла играть.
Одной из целей любой психологической манипуляции является "подтверждение картины мира".
Так, Преследователь может сам подсознательно провоцировать ситуации или форсировать события таким образом, чтобы потом можно было самому себе сказать: "Я так и знала. Вот зря поверила! Зря доверилась, открылась. Я же знаю, что никому верить нельзя, все они одинаковые. Ну вот, это мне уроком будет, в следующий раз я на это не поведусь" (спойлер: поведется, конечно, потому что картину мира нужно подтверждать постоянно).
6. Оля местами эгоистична, как любой манипулятор. Она думает не о чувствах другого человека, и даже не об отношениях, а о том, чтобы "закрыть собственные гештальты", удовлетворить собственные невротические потребности, а также для того, чтобы получить власть над другим (и через ощущение власти почувствовать себя сильной).
Когда парни не пришли к кинотеатру, Катя предположила, что Митя мог забыть, но Оля эту мысль сразу отмела:
– Что ты! Как он может забыть.
Оля знает, что говорит, потому что она, как заправский манипулятор, уверена в том, что ее дрессировка дала плоды. Оля получила над Митей власть. Если эти двое всё-таки поженятся, то Митя обречен быть классическим подкаблучником. Хороший мужчина тот, который стоит на коленях, правда же?
Отношения Ольгу не заботят. Она терпит дискомфорт, ожидая Митю, но не уходит:
– Нет уж, я останусь и всё ему скажу!
Оля действительно дождалась, но вовсе не для того, чтобы побеспокоиться об отношениях, наладить их, хотя бы попытаться. Нет, для нее это акт возмездия. Что особенно любопытно, внешний вид Мити ее нисколько не смутил. На самом деле Оля довольно черствая и эгоистичная. Любой другой на ее месте обеспокоился бы столь изодранным видом человека, который явно попал в какую-то переделку.
7. Оля злопамятная, она любит попрекать других старыми грехами.
Она хороша в деле переобувания в воздухе. В троллейбусе для нее рубль был достаточно большой суммой для того, чтобы принципиально его вернуть. Но теперь тот же самый злосчастный рубль внезапно обесценился. Оля припомнила Мите о ничтожности его поступка с явным пренебрежением и осуждением в голосе, даже высокомерной издевкой.
– Я ждала вас только для того, чтобы сказать вам, чтобы вы не смели, запомните это, ни приходить ко мне, ни писать и ни звонить. Забудьте мое имя и тот день, когда вы заплатили за меня <ухмылка> РУБЛЬ в троллейбусе!
8. Оля мастер эмоциональных качелей: знает, любит, практикует. И в этом кроется еще одна цель, которую неосознанно преследует любой манипулятор – через эмоциональные качели можно наполнить свою жизнь эмоциями, сделать ее ярче, драматичнее, интереснее.
Возле кинотеатра Оля запрещает Мите приходить, звонить, писать и разговаривать с ней. Она задыхается от праведного гнева, от обиды, от чувства собственной правоты в этой ситуации. Реакция примерно такая, как если бы Митя "ей всю жизнь испортил", а не просто опоздал на киносеанс. Но любопытно другое. Со временем Оля остывает и при следующей встрече с Митей окатывает его волной доброжелательности и радости. По ее лучезарной улыбке видно, что она действительна рада встрече.
Оля искренне удивляется, отчего же Митя ходил мимо ее дома, но не заходил.
– А как же я зайду, если вы мне запретили? – резонно замечает Митя.
Оля уже наверняка думала о том, что когда-то погорячилась. Сама же призналась:
– Мало ли чего я там наговорила!
И вот уже Митя получает вместо пощечины поцелуй в щечку.
Уверена, этим всё не ограничится. Если отношения будут продолжаться и развиваться, Митя обречен метаться между поркой и кусочком сахара, между обвинениями и ласками своей пассии. Скучно им точно не будет – качели они такие...
Сейчас пару свел вместе случай, но потом Мите придется постараться. Оля обидчивая, категоричная, она легко провоцирует конфликты, но мы ведь помним, что она говорила Кате о ссорах и примирениях:
– Никогда не начну первая, если меня обидят!
А обидеть ее... да достаточно выдохнуть или моргнуть не в ту сторону.
С точки зрения идеологии Оля молодец: демонстрирует на личном примере, как нужно воспитывать, перевоспитывать и укрощать "хулигана". До сих пор есть люди, которые вот это вот всё называют женской мудростью. Ну, каждому свое. Кому-то и манипулятор – мудрец.
Почему люди становятся "Преследователями"?
Правильность Оли на одной чаше весов, а на другой – ее припоминание о рубле да убежденность в том, что Митя уже прошел ее дрессуру. Как-то вторая чаша весомее выглядит.
Тем не менее, осуждать Ольгу не могу. Если Жертвой люди становятся чаще всего в силу инфантильности и лености, Спасателем – из щедрости и благих намерений, то с Преследователем история не такая безобидная. Никто не становится Преследователем от счастливой жизни. Из всех ролей в треугольнике Карпмана именно эта роль про глубоко несчастных людей. За их агрессией, как правило, стоит если и не психотравма, то сильное напряжение и давняя боль от какого-то поражения, от бессилия. Счастливые и сильные духом не агрессируют. Агрессируют несчастные и сломленные, те, которым со временем пришлось своими руками выковать броню и стальной стержень характера.
Почему такие люди манипулируют собой и другими?
С одной стороны, их цель – не допустить повторения негативного опыта. Преследователи действуют на опережение: чтобы им не причинили боль снова, они предпочитают первыми наносить удар. Психика не видит в этом ничего плохого, у нее благое намерение – обеспечить безопасность, уберечь от боли.
С другой стороны, цель – взять реванш. Настоящая история, в которой человек оказался жертвой (насилия со стороны другого и собственного бессилия) осталась далеко в прошлом. Человек может этого даже не помнить. Однако подсознательно он продолжает "проигрывать сценку" в пространстве собственной жизни, но уже в настоящем моменте. Он примеряет на себя роль "сильного", Преследователя (по логике: чтобы не быть слабым, нужно быть таким, чтобы тебя не обидели). В то же время на другого человека он может проецировать себя-из-прошлого, жертву. Только эту жертву он не жалеет, не сочувствует ей, а напротив, наказывает – за то, что была слабой, не смогла дать отпор, защитить себя, а потому "так ей и надо". В лице другого человека Преследователи так или иначе наказывают самих себя.