Найти в Дзене
Литрес

Как ездили по России до поездов и асфальта: будни путешественников XIX века

Оглавление

Россия XIX века – страна необъятных расстояний, где дорога из одного города в другой могла занять недели, а порой и месяцы. Ни скоростных поездов, ни асфальта, ни даже точных карт. Долгое время поездки оставались занятием вынужденным: служебные поручения, ссылки, богомолье, изредка – визиты к родным. Но с эпохи Петра I всё начинает меняться.

В моду входит отдых «на водах»: сначала в Карелии, позже на Кавказе. К середине века Кисловодск, Ессентуки и Пятигорск уже превращаются в популярные курортные центры с аллеями, купальнями и целебными источниками. Теперь отправлялись в путь не по долгу, а ради впечатлений, заботы о здоровье и перемены обстановки. Как же тогда путешествовали по стране, где расстояния измерялись в верстах, а дорога между Москвой и Петербургом считалась настоящим испытанием? Об этом – в нашей статье.

Путешествие начинается с бумаги

Прежде чем покинуть свой город, необходимо было получить подорожную – специальный проездной документ, без которого ни одна почтовая станция не выдаст лошадей. Оформляли его у губернатора или городничего, приложив к прошению справку из полиции – подтверждение, что у человека нет препятствий к выезду и что он не находится под надзором. Эта справка была обязательной частью процедуры, особенно для поездок в крупные города.

Подорожная выполняла сразу несколько функций – и паспорта, и визы. В ней указывали маршрут, конечную точку, статус и чин владельца. От наличия подорожной зависела и стоимость поездки: без неё приходилось платить по договорным (а значит, завышенным) ценам, как это произошло с первой в России женщиной-офицером Надеждой Дуровой, чья поездка из Казани в Петербург обошлась в два раза дороже из-за отсутствия документа.

Кстати, если человек был дворянином и направлялся, скажем, в столицу, сведения о его путешествии вполне могли появиться в местной газете. Представьте себе: как только вы выехали из Ярославля, газета уже сообщает, что господин такой-то следует в Москву. Своеобразный аналог соцсетей.

Экипажи, кибитки и «перекладные»

Ездили, разумеется, на лошадях – в телегах, тарантасах, бричках или санях, в зависимости от сезона. У состоятельных – собственные экипажи и лошади, что позволяло путешествовать «на долгих», то есть в собственном ритме и с привалами. Остальные пользовались системой почтовых станций, где можно было арендовать упряжку и экипаж.

Самое интересное происходило на этих станциях: количество выдаваемых лошадей зависело от ранга. Канцлер получал двадцать, а обычный человек – две. Если перед путешественником прошёл кто-то важный, можно было просто остаться ночевать на станции в ожидании новых лошадей. «Ехать на перекладных» – выражение родом именно оттуда: багаж перекладывался из одной повозки в другую, как только менялись лошади.

Средняя скорость путешествия – около десяти верст в час (десять–двенадцать км). За сутки можно было проехать примерно 100 верст, максимум 200, если хорошо договориться с ямщиком. Для понимания масштаба: путь из Михайловского до Петербурга длиной в 400 км стоил около 120 рублей, тогда как годовая зарплата чиновника составляла максимум 700 рублей. Неудивительно, что большинство людей ездили лишь по казённым делам.

Первый общественный транспорт

В 1820 году в России появилась первая частная транспортная компания – «Общество первоначального заведения дилижансов». Это уже почти современный вид путешествия: фиксированные маршруты, четыре пассажира в экипаже и билеты по 55–95 рублей. Правда, покупать их нужно было заранее – за две недели до поездки, предъявив паспорт и справку из полиции об отсутствии препятствий к выезду.

В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой открыли первую улучшенную почтовую дорогу – она была мощёной, с регулярными станциями и обслуживанием. Эта трасса значительно ускорила поездку: если раньше путь занимал до шести суток по разбитым просёлкам, то теперь его можно было преодолеть за четыре. А уже в 1851 году между двумя столицами пойдёт первый поезд – и начнётся совсем новая эпоха передвижения.

Что брали с собой?

В XIX веке дорога могла занять недели, особенно если ехали «на долгих». Такой формат путешествия напоминал переезд: брали с собой буквально всё, что могло пригодиться в пути. Продукты, посуда, дрова для самоваров, одежда на разную погоду, аптечка, подушки и тёплые пледы, книги и карты, канцелярия, даже бульотки – специальные сосуды, в которые наливали горячую воду, чтобы согреться или заварить чай. Запасливые путешественники старались быть готовы к любому повороту дороги: от непогоды до задержек на станциях.

Тем, кто ехал «на перекладных», полагаться на багаж в полном смысле слова было сложно: на каждой почтовой станции приходилось перекладывать вещи в новый экипаж. Поэтому багаж ограничивался самым необходимым. Остальное обеспечивали трактиры и почтовые станции, разбросанные вдоль главных трактов. Там можно было поесть, дать лошадям отдохнуть, починить коляску или подковать хромающего скакуна. Часто станции были единственным спасением от непогоды или ночной темноты.

Где ночевали?

Ночлег был делом отдельным. Всё зависело от маршрута, достатка и степени организованности поездки. В небольших городах или на просёлках приходилось довольствоваться постоялыми дворами: кто-то мог устроиться в общей комнате, кто-то находил более уединённое место. На крупных почтовых станциях иногда были «приемлемые» комнаты отдыха: минимум удобств, максимум функциональности. В более оживлённых местах путешественников ждали меблированные комнаты: предшественники современных гостиниц. Они сдавались посуточно, без питания, но были чище и уютнее.

В крупных городах и курортных зонах уже действовали настоящие гостиницы европейского уровня. Например, в Петербурге – знаменитая «Европейская», а в Москве – «Челыши», принадлежавшие купцу Челышеву. Там были не только номера, но и бани, трактиры, комнаты для отдыха, даже бильярд. Стоимость ночлега варьировалась: от двух рублей в простом помещении до 50 – за роскошный номер с полным обслуживанием.

Разница между бюджетным и респектабельным путешествием ощущалась буквально в каждой остановке. Так что комфорт в пути определялся не только маршрутом, но и возможностью позволить себе чуть больше: времени, багажа, тепла и, конечно, денег.

-2