Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Отто Дикса. Наш выбор

Вильгельм-Генрих-Отто Дикс (годы жизни 1891-1969) – уроженец Геры – появился на свет в семье, где отец работал с металлом, а мать занималась шитьём. Начальное художественное образование он получил в Дрездене, где изучал дизайн интерьеров. Этот путь был далёк от мира высокого искусства, но талант Дикса был замечен: он был освобождён от платы за обучение и даже удостоен стипендии. На его становление как художника оказали влияние Винсент ван Гог и Эдвард Мунк. Дикс всю жизнь оставался противником фашизма, его беспокоила любая несправедливость, что находило отражение в его участии в различных прогрессивных движениях.

Во время Первой Мировой войны Дикс, как и многие другие молодые художники, добровольно отправился на фронт. Он стремился испытать все тяготы войны. Дикс участвовал в кровопролитных сражениях, в том числе в битве на Сомме. Даже в этих условиях он не переставал творить, создавая картины, отражающие его военный опыт. Дикс был поглощён войной, у него не было ни патриотических, ни миротворческих целей. После госпитализации в 1918 году он стал лётчиком, а затем вернулся к мирной жизни, посвятив себя искусству.

Отто Дикс
Отто Дикс

Карьера Дикса развивалась стремительно. Он заключал контракты с галереями в Германии и США, стал профессором Дрезденской Академии Художеств и был приглашён в Прусскую Академию, участвовал в многочисленных выставках. В 1920-ые, когда экспрессионизм набирал популярность, Дикс продолжал считать себя художником-реалистом. Он прославился благодаря своим портретам и правдивым, часто жестоким изображениям жизни между двумя Мировыми войнами. Его картины шокировали зрителей своей откровенностью. Художник говорил, что его вдохновляли природа, Фридрих Ницше, Иоганн-Вольфганг фон Гёте и Библия.

В 1930-ые годы, с приходом к власти национал-социалистов, у Дикса начались трудные времена. Его произведения, критикующие войну и фашизм, были запрещены к показу. В 1934 его работы были изъяты из музеев, некоторые из них были выставлены на выставке «Дегенеративного Искусства» и уничтожены. Дикса уволили из академии, и он переехал с семьёй в небольшое поселение, чтобы иметь возможность бежать в Швейцарию. Однако он так и не покинул территорию родной Германии.

После Второй Мировой войны, в 1945 году, Дикса призвали на фронт. Вернувшись из плена в 1946, он вновь стал участвовать в выставках, его талант был признан, и о нём были написаны книги. К собственной смерти он относился спокойно. Художник видел её в лицо не один раз. Он был готов к самой последней встрече. Она состоялась 25 июля 1969 года в городе Зингене. На момент смерти живописцу было 77 полных лет.

1 картина. «Бизнесмен Макс Роесберг»

«Бизнесмен Макс Роесберг»
«Бизнесмен Макс Роесберг»
  • Дата создания: 1922 год
  • Размеры: 94 х 63,5 сантиметра
  • Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)

Отто Дикс, экспериментировавший с различными стилями, от экспрессионизма до дадаизма, в этом произведении проявляет себя как приверженец направления, известного как «Новая Вещественность». Картина отражает собой дух эпохи, охвативший немецкое общество в неспокойный период после окончания Первой Мировой войны.

В образах, созданных Диксом, будь то дельцы, адвокаты, торговцы произведениями искусства, поэты или проститутки, сочетаются комизм и печаль, что видно и в этом портрете бизнесмена. Его сжатая фигура, казалось бы, излучает надёжность, однако взгляд мужчины настороженный, а рука, держащая бумаги, не уверенна. На столе перед Роесбергом, чья деятельность, по-видимому, лишена особого смысла, расположены канцелярские принадлежности, кажущиеся здесь лишь декоративными элементами. На заднем плане произведения, на стене, художник изобразил часы – символ быстротечности времени и бренности существования, а также календарь, напоминающий нам о цикличности жизни, которая становится бессмысленной без занятий, облагораживающих душу. Яркие, насыщенные цвета полотна создают ощущение пустоты, в которой и пребывает человек.

2 картина. «Война»

«Война»
«Война»
  • Дата создания: 1932 год
  • Размеры: 406 х 264 сантиметра
  • Место нахождения: Галерея Новых Мастеров (Дрезден, Германия)

Левая часть картины вызывает у зрителя гнетущее предчувствие, подспудно осознающего приближение чего-то ужасного. Занимается рассвет, но сквозь пелену тёмно-серых облаков едва пробиваются розоватые лучи. Битва вот-вот начнётся, и предвестником её выступает мрачное небо. Земля ещё не обагрена кровью павших воинов, но густой и удушливый туман стелется над полем, предвещая для многих последний бой. Солдаты держат путь к горе, которая, словно символ вечности и духовной силы, готова принять их в свои ледяные объятия.

В самом центре полотна развалины разрушенного города кажутся призрачными, словно перенесёнными из другого измерения. Огневой шквал не щадит никого. Груда изувеченных тел напоминает о том, что даже самые сильные духом воины смертны. Солдат в плаще и респираторе смотрит прямо на зрителя, скрывая своё лицо навсегда. Даже тело Иисуса Христа, снятое с креста, брошено в общую кучу костей и плоти, словно художник хочет сказать:

«Бог отвернулся от вас».

Его окровавленное тело безжизненно, а кровь впиталась в землю. Он, как мрачный ангел смерти, наблюдает за полем мёртвых, провожая их в последний путь.

В нижней части картины царит тишина. Солдатам больше не угрожает опасность, ибо мёртвые не боятся смерти. Их глаза закрыты, и они погружены в вечный сон. Их грудь неподвижна, сердца навсегда замолкли. Храбрые воины лежат бок о бок, обречённые на вечный покой в братской могиле. Справа на полотне всё завершилось. Тела навеки остались лежать на поле брани, лишённые прошлого и будущего. Закатное небо словно окрашено грязной кровью и пылью. Солдат, собрав последние силы, несёт раненого товарища. Это сам Отто Дикс, для которого с этого момента существует только «сегодня», и это «сегодня» – сама бесконечность.

3 картина. «Семь Смертных Грехов»

«Семь Смертных Грехов»
«Семь Смертных Грехов»
  • Дата создания: 1932 год
  • Размеры: 179 х 120 сантиметров
  • Место нахождения: частная коллекция

Полотно было создано в тот же год, когда к власти пришёл Адольф Гитлер. Дикс, испытывая скрытую неприязнь к Третьему Рейху, опасался открыто его критиковать. Не случайно карлик, с безумным взглядом и характерными усиками, напоминает нам фюрера. Зависть, один из самых пагубных грехов, в данном случае персонифицирован Гитлером. Он восседает на сгорбленной старухе, олицетворяющей Алчность. Она изображена в жалком виде, в рваной одежде, с красным, заострённым носом, а самое ужасное – её пустые, затуманенные жаждой обогащения глаза.

Вслед за Алчностью и её вожаком движется танцующий скелет – символ Лени. Положение его костей образует подобие свастики. Художник обвиняет своих современников в том, что именно их бездействие привело страну к нацизму. Ярость лишает людей человеческого облика, превращая их в чудовищ. Злость представлена мистическим существом с острыми клыками, кошачьими глазами и длинными рогами.

В отличие от традиционного изображения сладострастия, Похоть у Дикса предстаёт в виде вульгарной женщины с ярким макияжем и вызывающей одеждой. Она не стесняется своей неприглядности, обнажая грудь и готовая на всё ради спасения. Тщеславие изображено в виде огромной головы с длинным, задранным носом, сфинктером вместо рта и затычками в ушах – гордыня ослепила и оглушила его. Чревоугодие – это толстяк в костюме младенца, с кренделем в руках, чьё тело скованно железными обручами. Отто Дикс стремился показать, что библейские темы вечны и актуальны для любого поколения.

4 картина. «Портрет Журналистки Сильвии фон Харден»

«Портрет Журналистки Сильвии фон Харден»
«Портрет Журналистки Сильвии фон Харден»
  • Дата создания: 1926 год
  • Размеры: 121 х 89 сантиметров
  • Место нахождения: Национальный Центр Искусства и Культуры имени Жоржа Помпиду (Париж, Франция)

Отто Дикс – выдающийся портретист своего времени – пользовался огромной популярностью. Представители различных профессий стремились запечатлеть себя на его полотнах. Однако портрет Сильвии фон Харден резко выделяется на фоне остальных работ. 1926 год ознаменовался переворотом в мире моды. Женщины начали отдавать предпочтение брюкам и укороченным юбкам. Короткие стрижки и насыщенный макияж стали неотъемлемой частью образа многих модниц. Но изменения коснулись не только внешности. Женщина становится всё более самостоятельной, смелой в своих взглядах, проявляет твёрдость характера, сохраняя при этом свою женственность. Именно такую, преобразившуюся женщину, символ своей эпохи, Дикс увидел в Сильвии фон Харден.

Тёмные тени под усталыми глазами на узком бледном лице, прямой длинный нос, губы, накрашенные вызывающей бордовой помадой, демонстрирующие неровные пожелтевшие зубы, крупные руки. В тонких пальцах – сигарета, на столе – бокал с мартини. Эта женщина, подобно многим современницам, не обращает внимания на общественное мнение. Её алое платье в крупную чёрную клетку и монокль стали визитной карточкой картины и источником вдохновения для ценителей искусства и известных личностей, таких как Боб Фосс. В его художественном фильме «Кабаре» в одной из героинь легко угадывается журналистка Сильвия фон Харден.