Замечательный режиссёр Леонид Гайдай подарил советскому кино одно из самых узнаваемых и любимых комедийных трио — Вицин, Никулин и Моргунов. Фильмы с их участием стали настоящими хитами эпохи: «Кавказская пленница» заняла 4-е место в списке самых кассовых лент в истории СССР, а «Операция „Ы“» — 7-е. Народная любовь к этим героям настолько сильна, что памятники этой троице можно встретить в разных уголках страны — от Москвы до Владивостока.
"Жених с того света"
История появления этой триады комедийных образов — не менее увлекательна, чем их приключения на экране. В 1958 году Леонид Гайдай снял свою первую сатирическую комедию «Жених с того света» с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным в главных ролях. Фильм оказался колким и смелым — слишком для своего времени. Он высмеивал бюрократию и чиновничий произвол, что вызвало негодование у партийного руководства.
Министр культуры СССР после просмотра фильма лично обрушился на Гайдая:
— Вы коммунист?
— Да, вступил на фронте.
— Тогда положите партбилет на стол!
Картина была сокращена почти в три раза — с 90 минут до 48. Режиссёру грозило отстранение от профессии. Но в дело вмешался Иван Пырьев, директор «Мосфильма», который видел в Гайдае талант. Он дал ему шанс, посоветовав взяться за идеологически «безупречную» тему.
"Трижды воскресший"
Так в 1960 году появился фильм «Трижды воскресший», поставленный по пьесе Александра Галича. История буксирного парохода «Орлёнок», который прошёл три эпохи — Гражданскую войну, Великую Отечественную и мирную послевоенную реконструкцию. Несмотря на добрые намерения, фильм не нашёл отклика у зрителя и провалился в прокате.
Разочарованный, Гайдай отправился с женой, актрисой Ниной Гребешковой, в Иркутск, к родным. И именно там, листая «Правду», он наткнулся на фельетон под названием «Пёс Барбос и необычный кросс» — авторства поэта-сатирика Степана Олейника. Зарисовка оказалась искрой, из которой вспыхнула новая творческая задумка.
Рождение Труса, Балбеса и Бывалого
Гайдай мгновенно увидел в фельетоне комедийный потенциал. Он написал сценарий, адаптировал героев под экран: главного вожака сделал Бывалым, других — Трусом и Балбесом. Вицина он утвердил на роль Труса — актёра он уже знал и ценил. А вот на роль Балбеса претендовали сразу несколько комедийных актёров — среди них Борис Новиков и Сергей Филиппов.
Но выбор пал на циркового клоуна Юрия Никулина, обладавшего незаурядным обаянием. Для комического эффекта Гайдай предложил Никулину лишь одну деталь — длинные ресницы, которыми тот выразительно хлопал.
Символы советской комедии
Так началась история великого комедийного трио, которое вскоре пополнилось Евгением Моргуновым в образе самоуверенного Бывалого. Их первая совместная работа «Пёс Барбос и необычный кросс» вышла в 1961 году и мгновенно завоевала сердца зрителей. А затем последовали «Самогонщики», «Операция „Ы“», «Кавказская пленница» и другие культовые фильмы.
Как Моргунов стал Бывалым
С подбором актёров для комедийной троицы в короткометражке «Пёс Барбос и необычный кросс» у Леонида Гайдая возникла неожиданная заминка. Роль Бывалого сперва предлагали мэтрам советского кино — Михаилу Жарову, Ивану Любезнову, Игорю Ильинскому.
Все, как один, вежливо отказались. Говорили, мол, несолидно — в их возрасте бегать от собаки по полям и лугам. Сегодня короткометражку снимают за день, максимум два. А тогда работа над «Барбосом» растянулась почти на три недели — 20 съёмочных дней! Но результат того стоил: получилось нечто большее, чем просто юмористический этюд — получился маленький шедевр.
Когда кандидаты из числа «заслуженных» отпали, судьбоносное решение предложил директор «Мосфильма» Иван Пырьев. Он вспомнил об актёре Евгении Моргунове и сказал Гайдаю:
«Женя молодой — пусть побегает!».
Гайдай был знаком с Моргуновым по прошлому проекту — комедии «Жених с того света». Там актёр исполнял небольшую, но запоминающуюся роль: входил в электричку с гитарой, пел частушки и просил милостыню. Потом с важным видом выходил на станции и садился в личную «Волгу» — комическая сатира на псевдонищету. Однако цензура сочла сцену «неприемлемой»: в стране советов, дескать, попрошаек быть не может. Эпизод вырезали, но Моргунова Гайдай запомнил.
Так Моргунов получил роль Бывалого — и стал самым молодым из троицы. Ему на тот момент было всего 33 года. Но физически он был далеко не в идеальной форме: весил 132 килограмма и уже страдал диабетом. Однако бегал он действительно быстро.
Юрий Никулин вспоминал в своей книге:
— Почему ты так быстро бегаешь? — спросил я Моргунова.
— А меня,- заявил он мрачно,- живот вперед несет.
Курьёзы и вырезанные сцены
Съёмки проходили в подмосковных Снегирях. Итоговый хронометраж короткометражки составил около 10 минут, хотя материала наснимали почти вдвое больше. Многое пришлось оставить «за кадром».
Например, была сцена, где трое браконьеров спасаются от разъярённого пса с динамитом и влетают в деревенское стадо.
"Я попадаю на корову, Вицин на козу, а Моргунов видит, что за ним вместо собаки бежит бык и в зубах держит горящий динамит. Это Бывалому якобы почудилось, что эстафету с динамитом быку передала собака" - вспоминал в своей книге Юрий Никулин.
Задумывали и эпизод с настоящим медведем, но из-за дополнительных расходов и отсутствия дрессировщика сцену забраковали. Никулин даже предлагал обмануть зрителя: принёс из цирка медвежью шкуру, в которую залез сам Гайдай. Но попытка оказалась неубедительной — фрагмент вырезали.
Сцену знаменитого взрыва в «Псе Барбосе и необычном кроссе» снимали на окраине леса, недалеко от дачного участка легендарного оперного певца Козловского. Именно там, на живописной полянке, разыгрался не только кинематографический, но и анекдотичный эпизод из реальной жизни.
Первым в гримёрное кресло усадили Георгия Вицина. Его сделали обугленным и потрёпанным Трусом — сгоревшая одежда, копоть на лице, испуганный взгляд. Он сидел у обочины и тихо напевал арию:
«Куда, куда вы удалились…».
"Мимо проходили местные колхозники. «Что это с ним?» - спрашивают. «Это великий советский тенор Иван Семенович Козловский, - ответил балагур Моргунов. - Вчера по пьянке сжег дачу соседа. Сегодня свою спалил. Ждем скорую помощь, чтобы отвезла его в психушку». И покрутил пальцем у виска. «Вот что пьянка с человеком делает!» - вздохнул один из колхозников. Достал из кармана чекушку, открыл и вылил водку на землю - вспоминал директор "Музея трех актёров" Владимир Цукерман.
Громкий успех за рубежом
Короткометражка «Пёс Барбос и необычный кросс» покорила зрителей моментально. Она получила международное признание:
- В 1961 году фильм номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в категории короткометражек.
- В Сан-Франциско ему вручили почётный диплом Международного кинофестиваля.
- Лондонское кинематографическое общество отметило картину специальным призом.
Комедию закупили в 120 странах мира — рекорд для советского короткого метра!
Последняя картина великой троицы: как «Кавказская пленница» поставила точку
После оглушительного успеха короткометражки «Пёс Барбос и необычный кросс», Гайдай не стал терять времени. Уже в том же, 1961 году он вновь собрал свою беспроигрышную троицу — Вицина, Никулина и Моргунова — в новой 18-минутной комедии «Самогонщики». С каждой лентой хронометраж увеличивался, а с ним — и любовь зрителей.
Следующим шагом стала настоящая классика: в 1965 году на экраны вышла «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Трус, Балбес и Бывалый снова оказались в центре безумных событий, на этот раз в связке с народным любимцем — растяпой Шуриком.
Воодушевлённые успехом, соавторы Гайдая — сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской — предложили продолжение: комедия из двух частей под рабочим названием «Шурик в горах». В первой части герой искал на Кавказе снежного человека, в роли которого, конечно же, выступали всё те же Трус, Балбес и Бывалый. Вторая часть — похищение невесты, вдохновлённое реальными случаями, описанными в советских газетах. Однако Гайдай внезапно отказался от темы йети и решил сделать полный метраж — будущую «Кавказскую пленницу».
Отказ Никулина и ссора с Моргуновым
Сценарий новой картины не вызвал восторга у Юрия Никулина. Он открыто заявил, что сниматься не будет, так как комедия совершенно не смешная.
Гайдай пошёл на компромисс:
— «Юра, забудь сценарий. Будем сочинять на ходу. Обещаю — это будет последняя картина с троицей. После этого всё, завязываем»
Так, под личное слово режиссёра, Никулин согласился.
Но хуже было с Моргуновым. Во время ночного просмотра уже отснятых сцен погони, где шли жаркие споры, случился скандал. Час ночи, нервы у всех на пределе. В помещение вваливается Моргунов — навеселе, с гитарой и двумя дамами. На вполне резонную просьбу вывести посторонних он только усмехнулся:
— «Сидите, девочки, я тут главный».
Это было последней каплей. Гайдай, кипя от ярости, прервал просмотр:
— «Всё, Евгений Александрович. Это наша последняя совместная работа».
Моргунов не остался в долгу:
— «Нашёлся мне тут Феллини! Да ты, Гайдай, мышей не ловишь!»
Через два дня Бывалого отправили обратно в Москву — рейсовым самолётом. После «Кавказской пленницы» Гайдай больше никогда не снимал эту компанию актеров вместе.
Также смотрите: