Леонид I, сын Анаксандрида II был царем Спарты в 491 – 480 годах (здесь и далее все даты до новой эры) и считался потомком Геракла в двадцатом поколении. Героически погиб при защите Фермопильского прохода. По приказу персидского царя Ксеркса найденный на поле сражения труп Леонида был обезглавлен и его голову насадили на кол, а тело прибили к борту личного корабля правителя державы Ахеменидов.
В данной статье я упомяну имена сразу трех Павсаниев и во избежание путаницы у читателя поясню, что первый из них – это летописец, живший спустя шестьсот лет после гибели Леонида. Другой являлся опекуном малолетнего царя Плистарха, сына погибшего Леонида и победителем персидского войска Мардония в битве при Платеях. Павсаний регент имел трех сыновей: старший – Плистоанакт (будущий царь Спарты), Клеомен и Аристокл. Два младших сына упоминаются только у Фукидида. Клеомен – как военачальник, руководивший в 427 году вторжением спартанцев на территорию Аттики, Аристокл – как полемах в битве при Мантинее в 418 году.
Третий Павсаний, сын Плистоанакта и внук другого Павсания, победителя персов при Платеях был царем Спарты 445 – 426 годах и правил под опекой дяди Клеомена. Примечательно, что Плистоанакт назвал своего сына в честь отца, хотя последний официально был обвинен в тайной переписке с персидским царем и признан предателем.
В описании летописцем Павсанием древней Спарты говорится, что: «Напротив театра по другую сторону стоят надгробные памятники: один Павсанию, начальствовавшему в битве при Платеях, второй – Леониду. Каждый год около них произносятся речи и устраиваются состязания, участвовать в которых не разрешается никому кроме спартанцев. Кости Леонида лежат здесь потому, что сорок лет… спустя Павсаний их нашел и перенес из под Фермопил».
В третьей книге летописца Павсания «Описание Эллады», глава четырнадцатая под редакцией уважаемого профессора Э.Д. Фролова по поводу данного абзаца в ссылке «примечания» написано: «Но еще Курциус правильно указал, что в указанное время Леонид, сын Плистоанакта был еще младенцем. Сами рукописи показывают здесь пропуск. По-видимому, все эти хронологические измышления принадлежат самому Павсанию».
По поводу данного примечания профессора отмечу, что сыном царя Плистоанакта был не Леонид, а – внук Платейского победителя – Павсаний. Это уже не первая замеченная мною ошибка в подобных примечаниях к летописи Павсания, изложенная под редакцией Э.Д. Фролова. Также не вразумительна ссылка профессора на Курциуса, чье имя ничего не говорит для обывателя. Я понял, что в данном случае подразумевается немецкий историк античности и археолог Эрнст Курциус, но при ссылке на подобное авторитетное мнение желательно обозначать автора не просто одной распространенной фамилией, но и указывать хотя бы его специализацию.
Так как Павсания, победителя при Платеях сорок лет спустя после битвы при Фермопилах не было в живых, исследователи предполагают читать повествование летописца не «сорок лет», а – «четыре года спустя», тем более что рукопись здесь показывает пропуск.
Р. Коннор считает возможным перенос останков Леонида в 440 году, то есть через сорок лет после его смерти при участии Клеомена, одного из младших сыновей регента Павсания, который в данный период времени и сам являлся опекуном малолетнего царя Павсания, сына Плистоанакта.
Л.Г. Печатнова пишет, что: «Трудно представить, что тело Леонида могло каким-либо образом вдруг оказаться у греков. Тем более маловероятно чтобы до Платейской победы 479 года греки имели возможность поднять и захоронить останки погибших при Фермопилах. Как отметила А. Петропулу: «Нет никаких доказательств того, что обезглавленное тело Леонида было погребено вместе с другими спартанцами или отдельно от них, то есть там, где позже был установлен каменный лев в его честь». Конечно, спартанцы должны были страстно желать вернуть тело Леонида. Ведь для посмертного почитания его как героя необходимо было осуществить сложную религиозную церемонию, обязательно проводимую в самой Спарте. Стоит упомянуть, что тело царя Агесилая было доставлено домой даже из Ливии. Что касается участи спартанца Павсания в переносе тела Леонида, то считать данный факт истинным можно только в одном случае: если учитывая испорченность рукописного текста, предположить, что на самом деле речь шла не о сорока годах, а о – четырех».
После одержанной победы при Платеях и изгнания персов с территории Греции Павсаний в 478 году возглавил объединенный эллинский флот и отплыл на Кипр, а затем взял город Византий на Геллеспонте. На следующий год он был отозван в Спарту по причине проявления недовольства союзников методами командования спартанского наварха. В конце 477 года Павсаний на триере уже как частное лицо отправился к берегам Геллеспонта и обосновался в Троаде, но опять через год был вынужден вернуться в Спарту по требованию эфоров в связи с обвинением в тайной связи с персами. По моему убеждению, на обратном пути в Лакедемон Павсаний посетил Фермопилы и именно через четыре года после гибели Леонида эксгумировал его останки, чтобы затем предать их достойному погребению на родине. Возможно, что подобным благородным поступком Павсаний надеялся заручиться поддержкой сограждан и отвести от себя подозрения эфоров и геронтов в государственной измене.
Крайне маловероятно чтобы царь Ксеркс после надругательства над телом Леонида разрешил похоронить его в обособленной могиле. Возможно, что отдельное погребение Леонида было совершено благодаря состраданию бывшего спартанского царя Демарата, низложенного в результате клеветы в низком происхождении и удалившегося в добровольное изгнание. Демарат сопровождал Ксеркса в походе на Грецию и пользовался уважением персидского монарха. Многие летописцы отмечают порядочность и проявление сострадания со стороны Демарата к своим соплеменникам. Поэтому я не исключаю возможности того что Демарат попросил разрешения у Ксеркса или тайком на свой риск и страх приказал предать земле обезображенное тело Леонида, а спустя четыре года Павсаний изъял его останки для перезахоронения в Спарте. Первоначальное местонахождение могилы Леонида в Фермопилах могли знать местные жители, которые показали ее Павсанию.
По словам летописца Павсания гробница Леонида в Спарте располагалась к западу от агоры, напротив театра. Проведенные к северу от современной Спарты раскопки выявили в обозначенном месте любопытное сооружение. Полуразрушенное здание было сложено из крупных блоков известняка и датируется V веком до новой эры. Производивший в 1892 году раскопки Вальдштейн посчитал, что обнаружил культовое святилище. Но отдельные ученые считают данное сооружение гробницей Леонида, ведь согласно Павсанию именно сюда были перенесены его останки.
Сооружение имеет форму храма с размерами 12.5 х 8.30 метров и его интерьер разделен на две соединенные камеры. Восточная камера в форме вестибюля имела длину 3.15 метра и была богато украшена колоннами. Большинство историков считает, что это кенотаф (пустая гробница), но отдельные исследователи принимают развалины за святилище Аполлона Карнейского. GPS-координаты руин здания и предположительной гробницы Леонида: 37.07828; 22.42638.
Летописец Павсаний пишет, что: «Много было войн и у греков и у варваров между собою, но легко перечислить те, которым доблесть одного человека дала величайшую славу. Так, Ахилл прославил войну под Илионом, а Мильтиад – Марафонский бой. Но мне кажется, что подвиг выполненного Леонидом долга превзошел все подвиги и до и после этого времени».
По словам Плутарха, обычай «хоронить мертвых в самом городе и ставить надгробия близ храмов» имел своей целью наполнить «город множеством поучительных примеров». Вполне возможно, что по причине проявленного героизма при обороне Фермопил спартанцы сделали исключения для Леонида и по многовековой традиции при перезахоронении не предали его прах погребению на территории семейной усыпальницы царского некрополя династии Агиадов, находящегося на северной окраине Спарты в районе поселения Питаны.
Возведенная в центре города у подножия спартанского акрополя гробница царя Леонида в дальнейшем на протяжении шести столетий являлась местом празднования в честь погибшего под названием – Леонидии. Эти ежегодные торжества были восстановлены позже во время правления римского императора Траяна, возможно потому, что он тогда воевал с потомками древних персов.