От подвига до преступления - дистанция огромная и в то же время - очень короткая. В этом можно наглядно убедиться, изучая материалы архивных дел.
Ряд фронтовиков, удостоенных за совершенные подвиги Золотых Звезд и боевых орденов, волею судеб оказались в стане врагов. Один из самых известных примеров - герой-панфиловец Иван Евстафьевич Добробабин (Добробаба).
Ивану Добробабину в числе 28 героев-панфиловцев за участие в бою 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково в июле 1942 г. посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Но он не погиб, был засыпан в окопе землей, очнулся уже на территории, захваченной врагом. Был пленен и помещен в лагерь военнопленных в г. Можайске, откуда бежал и, добравшись до родных мест, в Харьковской области, добровольно поступил на службу в немецкую полицию.
В своем селе дослужился до начальника кустовой полиции, непосредственно участвовал в отправке советских людей на принудительные работы в Германию, производил аресты и задержания граждан, нарушавших оккупационный режим, изымал имущество у сельчан в пользу немецких властей. А в августе 43-го, когда немцы начали отступать, Добробабин, испугавшись ответственности, тоже ушел из родных мест в Одесскую область. Там, в марте 1944 года его во второй раз призвали в Красную армию.
В июле 1948 г. он был осужден военным трибуналом Киевского военного округа за измену Родине к 15 годам лагерей, в 1949 г. лишен звания Героя, в марте 1955 г. срок наказания ему снизили до 7 лет.
Но на этом его история не закончилась. Хорошо помню, как в конце 80-х годов Главная военная прокуратура и Военная коллегия Верховного суда СССР были подвергнуты беспрецедентной атаке со стороны СМИ с требованиями о полной реабилитации Добробабина, восстановлении его в геройском звании и даже принесении публичных извинений за допущенный в отношении него «произвол». Но после очередного расследования по вновь открывшимся обстоятельствам 17 августа 1989 г. в реабилитации И.Е. Добробабину вновь было отказано. Между тем, в 90-е годы на Украине произошла известная "смена героев" и постановлением Верховного суда Украины от 26 марта 1993 года дело в отношении Добробабина было прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. То есть он был полностью реабилитирован. Но в России позиция не изменилась. 29 сентября 1996 года Главная военная прокуратура вновь отказала Добробабину в реабилитации.
Более подробно о И.Е. Добробабине и еще 6 Героях Советского Союза (Антилевском, Бычкове, Вершинине, Литвиненко, Меснянкине, Черногорюке-Шнекенбургере), не подлежащих реабилитации - можно прочесть ЗДЕСЬ:
Еще одна история, о которой раньше писал, связана с непростой судьбой Ивана Сергеевича Килюшека, который, будучи уже Героем Советского Союза и находясь в отпуске в Ровненской области, был захвачен боевиками УПА и перешел к ним на службу. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Бывали в истории ситуации противоположного характера - сначала люди сотрудничали с немцами (служили в полиции), а потом геройски воевали в Красной армии. Кроме упомянутых Н.В. Литвиненко, П.К. Меснянкина, Э.В. Черногорюка (Э. Г. Шнекенбургера), это - П.А. Куцый (Кусый), Е.Е. Сидоренко, А.С. Лашко.
Писал раньше и о 6 полных кавалерах ордена Славы, которые до мобилизации в Красную Армию, находясь на оккупированной территории, также успели послужить в немецкой полиции. Все они были осуждены по статье ст. 58-1 «б» УК РСФСР (измена Родине) и лишены Орденов Славы и других наград. Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Один из них - старший сержант Коваленко Павел Васильевич
Павел Коваленко - на фронте с июля 1941 года. В октябре того же года попал в плен, из которого был отпущен домой в дер. Горошковку на Черниговщине. Там поступил на немецкую службу, был старостой сельской управы. Участвовал в грабежах и угонах в Германию советских граждан. В октябре 1943 года вновь призван в Красную Армию. Командуя стрелковым отделением в 865-м стрелковом полку 271-й стрелковой дивизии, неоднократно отличился в боях на Украине. Был тяжело ранен – потерял ногу. Стал полным кавалером, но Орден Славы 1-й степени ему вручен не был в связи с произведенным в 1946 году арестом по обвинению в измене Родине. 11 февраля 1947 года Коваленко был осужден военным трибуналом Черниговского гарнизона на 8 лет лагерей. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1949 года Коваленко был лишён Орденов Славы 2-й и 3-й степени, а позже – и не врученного Ордена 1-й степени.
Порой случались еще более сложные и запутанные истории - сначала воевал против врага - потом служил полицаем, потом опять служил в Красной Армии и совершал подвиги...
Один из таких фронтовиков - Ермаченков Иван Январович, человек с очень сложной судьбой и неоднозначной биографией. Он с первых дней войны участвовал в оборонительных боях в рядах 225-го артиллерийского полка. В сентябре 1941 года оказался в окружении, потом в плену, из которого бежал. Добрался до родных мест и в мае 1942 года попал в партизанский отряд «За Родину!». В июне из отряда ушел, вернулся домой и поступил на службу в Дубровскую волостную полицию. В течение года охранял объекты, участвовал в обысках, сгонял жителей на принудительные работы и др. В сентябре 1943 года, после освобождения тех мест от врага, Ермаченков снова был мобилизован в Красную армию. Стал командиром саперного отделения в составе 1109-го стрелкового полка 330-й стрелковой дивизии. . Получил несколько ранений. Был награжден в 1944-1945 гг. медалью «За отвагу» и тремя орденами Славы, став полным кавалером. В феврале 1950 года И.Я. Ермаченков был осужден военным трибуналом Смоленского гарнизона за измену родине к 15 годам лишения свободы. Более подробно об этом ЗДЕСЬ:
В том же году был осужден военным трибуналом Воронежского военного округа на 25 лет лагерей Николай Павлович Кочерга. В августе 1941 года он дезертировал из Красной армии и, находясь на оккупированной территории, также поступил на службу в немецкую полицию, участвовал в карательных операциях против партизан, конвоировал советских граждан и охранял вражеские объекты...
После освобождения Красной Армией этих мест, в сентябре 1943 года Н.П. Кочерга был мобилизован. Воевал в составе 457-го стрелкового полка 129-й стрелковой дивизии. За совершенные подвиги награжден в 1944 году медалью «За боевые заслуги», орденами Славы 3-й, а затем 2-й степени.
В 1956 г. Военная коллегия снизила ему срок наказания до 10 лет лишения свободы, и по амнистии он вышел на свободу. Решив начать новую жизнь, Николай Кочерга переехал в Ершовский район Саратовской области, где добросовестно трудился трактористом на целинных землях. О своей судимости не распространялся. 10 февраля 1975 года за выдающиеся успехи и проявленную трудовую доблесть Кочерге Николаю Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Позже Саратовский обком партии, узнав, что он служил в полиции, вышел с представлением об отмене Указа, который в 1983 году был отменен.
Более подробно об этом ЗДЕСЬ: