Может возникнуть вопрос: зачем вообще вспоминать об этих людях, предавших Родину?
Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Свое понимание постараюсь дать в конце статьи.
1. Герой Советского Союза (1940) старший лейтенант Антилевский Бронислав Романович (1917-1946)
Антилевский в Красной армии с 1937 года. За героизм, проявленный в период советско-финской войны, 7 апреля 1940 года удостоен звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны - командир авиаэскадрильи 20-го истребительного авиаполка. 28 августа 1943 года был сбит, захвачен немцами в плен. В конце 1943 года добровольно вступил в «Русскую освободительную армию». В составе ВС КОНР получил звание «капитан», имел награды.
В следственно-судебных документах по делу Антилевского указано: «В конце 1943 года добровольно поступил в «Русскую освободительную армию» (РОА), был назначен командиром авиаэскадрильи и занимался перегонкой самолетов с немецких авиазаводов к линии фронта, а также обучал летчиков «РОА» технике пилотирования на немецких истребителях. За указанную службу поощрен двумя медалями, именными часами и присвоением воинского звания «капитан». Кроме того, подписал «воззвание» к советским военнопленным и советским гражданам, в котором возводилась клевета на советскую действительность и руководителей государства. Его портреты, с текстом «воззвания» немцами распространялись как в Германии, так и на оккупированной территории Советского Союза. Также неоднократно выступал по радио и в печати с призывами к советским гражданам вести борьбу против Советской власти и переходить на сторону немецко-фашистских войск»[1]...
Повоевать в полную силу «соколы» генерала Власова не успели. Достоверно известно, что в бой с частями Красной армии бомбардировочная эскадрилья Антилевского вступила только 13 апреля 1945 года, поддержав огнем наступление 1-й дивизии РОА на один из советских плацдармов.
По материалам дела, после капитуляции Германии Антилевсий находился в Чехословакии, где достал справку участника антифашистского движения на имя Березовского. Имея на руках эту справку, он, при попытке пробраться на территорию СССР, был арестован сотрудниками НКВД 12 июня 1945 года.
Антилевского-Березовского изобличили в измене Родине и 25 июля 1946 года осудили военным трибуналом Московского военного округа по ст. 58-1 п. «б» УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, с конфискацией лично принадлежащего имущества.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1950 г. Антилевский лишен всех наград и звания Герой Советского Союза.
В 2001 году Главная военная прокуратура по результатам пересмотра дела Б.Р. Антилевского пришла к заключению, что он не подлежит реабилитации.
2. Герой Советского Союза (1943) капитан Бычков Семен Трофимович (1918-1946)
Семен Бычков в Красной армии с января 1939 г. С 16 декабря 1940 г. - младший летчик 42-го истребительно-авиационного полка, затем - пилот 287-го истребительно-авиационного полка. С 20 июля 1942 года - заместитель командира эскадрильи. В том же году признан военным трибуналом виновным в совершении аварии и осужден на 5 лет лагерей, с отсрочкой исполнения приговора. Решением Военного совета от 1 октября 1942 г. судимость снята. Воевал в составе 937-го и 482-го истребительных авиационных полков 322-й истребительной дивизии. В воздушных боях уничтожил более 10 немецких самолетов. 2 сентября 1943 года капитану Бычкову присвоено звание Героя Советского Союза. С 1943 г. - заместитель командира 482-го истребительного полка. Этот год складывался для Бычкова удачно. Он храбро воевал. Сбил в воздушных боях более 10 немецких самолетов, получил два ордена Красного Знамени…
Удача изменила Семену Бычкову 10 декабря 1943 года. Огнем зенитной артиллерии его истребитель был сбит. Осколки ранили и летчика. Он выпрыгнул с парашютом, а после приземления был захвачен в плен.
Капитана Бычкова поместили в лагерь для пленных летчиков в Сувалках. А затем перевели в Морицфельде, где он вступил в авиационную группу Холтерса - Мальцева.
Было ли это решение добровольным? Однозначного ответа на этот вопрос нет и сегодня. В судебном заседании Военной коллегии по делу Власова и других руководителей РОА Бычков был допрошен в качестве свидетеля. Он заявил суду, что в конце января 1945 года Мальцев предложил ему перейти на службу в «авиацию РОА» и после его отказа был им сильно избит, после чего оказался в лазарете. Но Мальцев и там не оставил его в покое, продолжая запугивать тем, что на родине его все равно расстреляют, и что выбора у него нет.
Мальцев в ходе следствия подтвердил, что капитана Бычкова «длительное время обрабатывал в антисоветском духе»[2].
В декабре 1944 г. Бычков возглавил формирование первой в РОА – 5-й истребительной эскадрильи 1-го авиаполка. В составе ВС КОНР получил звание «майор».
24 августа 1946 года, военный трибунал Московского военного округа осудил Бычкова к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 4 ноября того же года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 г. Бычков лишен всех наград и звания Герой Советского Союза.
Реабилитации не подлежит.
3. Герой Советского Союза (1943) младший сержант Вершинин Георгий Павлович (1922-1966)
Георгий Вершинин - на фронте с 1942 года, воевал в составе 1-го парашютно-десантного батальона 23-й воздушно-десантной бригады, которая в начале лета 1942 года осуществила массовое десантирование в тылу врага с целью помочь в прорыве из окружения корпусам генерало Белова и Казанкина.
Вершини был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно за бой в ночь на 3 июня 1942 года у села Волочек. Его отделение в составе парашютно-десантного батальона уничтожило несколько десятков немецких солдат и офицеров, захватило 22 танка, 2 БТР и 4 миномёта. Когда началась немецкая контратака, отделение Вершинина уничтожило мост через реку.
Вершинин считался погибшим при взрыве. Но он оказался в плену, где согласился служить во вспомогательном охранном батальоне, был караульным на железнодорожном мосту. Затем служил в рабочем сапёрном батальоне, где в августе 1943 года принял присягу и прослужил до июня 1944 года, после чего бежал к партизанам
6 июля 1945 года военный трибунал войск НКВД Мурманской области осудил Г.П. Вершинина по статье 58-1б УК РСФСР к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. А 30 декабря того же года он был исключён из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года, которым ему было присвоено геройское звание.
Вершинин был досрочно освобожден из лагеря в апреле 1954 года.
В октябре 1991 года Главная военная прокуратура, руководствуясь Указом Президента СССР от 13 августа 1990 года «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920—1950-х годов», реабилитировала Вершинина, однако 22 июня 2009 года это решение было отменено. Дело было направлено на дополнительное расследование, по результатам которого Военный суд Северного флота отказал в реабилитации Г.П. Вершинина и в звании Героя Советского Союза он восстановлен не был.
4. Герой Советского Союза (1942) сержант Добробабин (Добробаба) Иван Евстафьевич (1913-1996)
Добробабин был призван в Красную армию в июле 1941 г. В ноябре 41-го он - командир отделения 4-й роты 2 батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии. В числе 28 героев-панфиловцев за участие в бою 16 ноября 1941 г. у разъезда Дубосеково Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 г. Добробабину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
8-9 июня 1948 г. военным трибуналом Киевского военного округа Добробабин был осужден по ст. 54-1 "б" УК УССР к 15 годам лагерей, а также лишен звания Героя 11 февраля 1949 г.
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 30 марта 1955 г. приговор изменен: мера наказания Добробабину снижена до 7 лет лишения свободы в ИТЛ, без поражения прав. Но на этом история не закончилась.
Хорошо помню, как в конце 80-х годов прошлого века Главная военная прокуратура и Военная коллегия Верховного суда СССР были подвергнуты беспрецедентной атаке со стороны СМИ с требованиями о полной реабилитации Добробабина, восстановлении его в геройском звании и даже принесении публичных извинений за допущенный в отношении него «произвол»[3].
В ходе проведенного в 1988-1989 годах по вновь открывшимся обстоятельствам расследования были в очередной раз[4] детально изучены и все обстоятельства этого дела. Только по состоянию на 31 декабря 1988 года следователи установили и допросили 57 свидетелей, знавших Добробабина по периоду службы в полиции. Были проведены многочисленные очные ставки, изучены дополнительные архивные материалы.
Дополнительное расследование показало, что 16 ноября 1941 года Добробабин принимал участие в отражении танковой атаки противника у разъезда Дубосеково. Он был засыпан в окопе землей и по сводкам считался погибшим. Поскольку рубеж панфиловцам отстоять не удалось, Добробабин очнулся уже на территории, захваченной врагом. Он был пленен и помещен в лагерь военнопленных, расположенный в г. Можайске. В начале 1942 года ему удалось бежать оттуда. Добравшись до родных мест, села Перекоп Харьковской области, он в июне того же года добровольно поступил на службу в немецкую полицию и до августа 1943 года работал на фашистов в качестве полицейского, начальника караульной смены, заместителя и начальника кустовой полиции указанного села. В частности, Добробабин непосредственно участвовал в отправке советских людей на принудительные работы в Германию, производил аресты и задержания граждан, нарушавших оккупационный режим, изымал имущество у сельчан в пользу немецких властей. А в августе 43-го, когда немцы начали отступать, Добробабин испугавшись ответственности, тоже ушел из родных мест в Одесскую область. Там, в марте 1944 года его во второй раз призвали в Красную армию. В июле 1948 г., как уже сказано, он был осужден за измену Родине к 15 годам лагерей, а марте 1955 г. срок наказания Добробабину снизили до 7 лет.
17 августа 1989 г. на основании заключения Главной военной прокуратуры в реабилитации Добробабину отказано. Между тем, постановлением Верховного суда Украины от 26 марта 1993 года дело в отношении Добробабина прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. 29 сентября 1996 года Главная военная прокуратура вновь отказала Добробабину в реабилитации. Через два с лишним месяца после этого он скончался.
5. Герой Советского Союза (1944) старшина Литвиненко Николай Владимирович (1924-?)
В ряды Красной армии Литвиненко мобилизован в январе 1944 г. на территории Винницкой обл. Воевал командиром отделения в 545-м полку 389-й стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта. 23 сентября 1944 г. удостоен звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании Вислы. В январе 1945 г. направлен на учебу в Рижское военное пехотное училище.
В июне 1946 года из Глинского райвоенкомата Сумской области в Президиум Верховного Совета СССР поступило секретное письмо, из которого следовало, что Литвиненко Николай Владимирович сотрудничал с немцами в 1941-1943 годах на территории Сумской области.
Работники МГБ СССР вскоре установили, что указанный человек к этому времени был уже Героем Советского Союза и являлся курсантом военного училища. В августе 1946 года его арестовали, а в ноябре того же года военный трибунал Южно-Уральского военного округа осудил Литвиненко в закрытом судебном заседании в г. Чкалове к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовых лагерях, с последующим поражением в правах на 3 года.
В приговоре говорилось, что Н.В. Литвиненко, работая в 1941-1942 годах статистом сельскохозяйственной общины и секретарем сельской управы, участвовал в проведении обысков у местных жителей, задержании неизвестного советского гражданина, подозреваемого в том, что он советский партизан. В марте месяце 1942 года Литвиненко добровольно поступил на службу в немецкую полицию, на должность полицейского, и шесть раз принимал участие в боевых операциях против партизан в районах Сумской, Черниговской и Полтавской областей. Кроме того, Литвиненко один раз конвоировал в районный центр Глинск граждан, для отправки их на каторжные работы в Германию, нес вооруженную охрану населенных пунктов, здания полиции, немецкого коменданта и шефа жандармерии. За службу в полиции Литвиненко получал от немцев обмундирование, продовольственный паек, 60-70 марок ежемесячно[5].
Звания Героя Советского союза Литвиненко был лишен 14 октября 1947 года.
6. Герой Советского Союза (1943) лейтенант Меснянкин (Мяснянкин) Петр Константинович (1919-1993)
В Красной армии Меснянкин - с 1939 г., красноармеец 275-го корпусного артполка. На фронте - с июня 1941 г. В ноябре этого года при выходе из окружения был пленен. В начале 1942 г. бежал из Орловской тюрьмы и прибыл на родину - в дер. Комякино Курской обл., где служил в полиции – помощником начальника полиции, следователем мирового суда при районной управе, а с декабря 1942 г. одновременно исполнял обязанности начальника полиции. В марте 1943 г. Меснянкин был мобилизован в Красную армию и постановлением Военного Совета 60-й армии за сотрудничество с немцами направлен в штрафную часть сроком на 3 месяца. Наказание отбывал в 9-й отдельной армейской штрафной роте. Досрочно освобожден, но при возвращении в часть вновь направлен по указанию работников «Смерш» в 263-ю отдельную армейскую штрафную роту. После освобождения воевал в 1285-м стрелковом полку 60-й стрелковой дивизии 65-й армии. 30 октября 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании Днепра. Окончил 3-е Ленинградское военное артиллерийское училище. После войны командовал учебным взводом 690-го артиллерийского полка 29-й отдельной гвардейской стрелковой латышской бригады. Арестован 5 апреля 1948 г. в г Риге. На основании постановления Особого совещания при МГБ СССР от 21 августа 1948 г. по ст. 58-1б УК РСФСР направлен в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет. Лишен звания Героя 4 июля 1949 года
В 1954 году Месянянкин досрочно освобожден из лагеря. На основании постановления Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1955 года судимость с него была снята. Меснянкин проживал в г. Харькове, работал бригадиром в совхозе. Он неоднократно направлял ходатайства о восстановлении в звании Героя Советского Союза, однако все они были отклонены.
7. Герой Советского Союза (1943) младший лейтенант Эдин Владимирович Черногорюк (Эдуард Густавович Шнекенбургер) (1924-1995).
Шнекенбургер родился и проживал в Одессе, по национальности - немец. Поэтому в период оккупации неоднократно привлекался к работе в качестве переводчика. Так, в 1942 году в Орловской области он был мобилизован в немецкую армию, после окончания курсов служил у немцев переводчиком. В марте 1943 года бежал, перешел линию фронта и был призван Болховским военкоматом на службу в Красную Армию, скрыв свои настоящие имя, фамилию и национальность. Так он стал Черногорюком.
Служил линейным надсмотрщиком 737-й отдельной кабельно-шестовой роты в 3-й гвардейской танковой армии. В сентябре 1943 года отличился в ходе битвы за Днепр. Нашел лодку, на которой дважды, несмотря на сильный артиллерийский огонь, переправил через реку бойцов, оружие и имущество для прокладки линии связи от командного пункта танковой армии к штабам корпусов. После этого еще 9 раз переправлялся на правый берег, устраняя порывы кабеля.
В августе 1946 года, в период прохождения службы переводчиком в советском секторе берлинского штаба союзной комендатуры, Черногорюк был арестован. В декабре 1947 года – приговорен Особым совещанием при МГБ СССР за измену Родине и антисоветскую агитацию к 10 годам лишения свободы. В сентябре 1949 года Черногорюк лишен геройского звания.
После освобождения в 1955 году из лагеря получил документы на свои настоящие имя и фамилию.
В 2012 году Московским окружным военным судом постановление Особого совещания в части осуждения Шнекенбургера за антисоветскую агитацию отменено, наказание снижено до 5 лет. Однако в посмертной реабилитации родственникам было отказано.
…
К сожалению, перечень лиц сотрудничавших с 3-м рейхом, а после мобилизации награжденных за совершенные подвиги высшей наградой СССР можно продолжить. По аналогичным основаниям (служба в немецкой полиции) были лишены Золотых звезд (не по представлению суда) красноармеец Петр Антонович Куцый (Кусый), старшие сержанты Егор Егорович Сидоренко и Алексей Степанович Лашко[6]. Иван Сергеевич Килюшек, будучи уже Героем Советского Союза и находясь в отпуске в Ровненской области, был захвачен боевиками УПА и перешел к ним на службу…
Героизм и предательство. Подвиг и преступление. Эти понятия кажутся несовместимыми. Но только на первый взгляд. В реальной жизни они часто присутствуют рядом.
От подвига до преступления, как и от любви до ненависти – нередко всего один шаг. А в двадцатом веке в силу превалирования политической целесообразности над законностью грань между подвигом и преступлением, геройством и предательством оказалась еще более зыбкой и размытой. Можно привести не один десяток примеров, когда за аналогичные действия одних судили, а других – не только миловали, но и награждали. Например, легендарный М.П. Девятаев, совершивший дерзкий побег с секретного полигона Пенемюнде на немецком «Хейнкеле-111», стал Героем Cоветского Союза. А Н.К. Лошаков, В.С. Москалец, и др., также бежавшие из фашистского плена на вражеских самолетах, были осуждены за измену Родине. О них рассказал в статье «10 летчиков бежали из плена на фашистских самолетах» (можно прочесть ЗДЕСЬ).
К сказанному остается лишь добавить, что даже на приведенных примерах трагических судеб людей, совершивших подвиги во имя своей Родины, а затем скатившихся до ее предательства, либо, наоборот, сотрудничавших с немцами, а потом удостоенных Золотых Звезд, - вряд ли уместно давать резкие и однозначные оценки по поводу причин, толкнувших их на сотрудничество с врагом...
[1] Надзорное производство ГВП №1958-01 по делу Б.Р. Антилевского.
[2] Военно-исторический журнал. №6. 1990. с. 74.
[3]Начало этой кампании положили публикации И. Мясникова в «Московской правде» от 25 октября 1988 г. и историка Г. Куманева в газете «Правда» от 18 ноября того же года.
[4]Ранее, в 1967 г. И.Е. Добробабин уже обращался в Главную военную прокуратуру с просьбой о реабилитации, но она была оставлена без удовлетворения.
[5]Надзорное производство ГВП № 53253/46 по делу Н.В. Литвиненко.
[6] Награда А.С. Лашко не вручалась. Указ Президиума ВС СССР от 15 мая 1946 г. в части присвоения ему звания был отменен Указом от 22 июля 1950 г.