Что первым приходит на ум при упоминании американской группы Earth, Wind & Fire? У российских слушателей, скорее всего, возникнут две ассоциации: сериал "Кухня" и фильм "1+1". В "Кухне" под воодушевляющие аккорды "September" отплясывает молодой повар Макс Лавров, а в "1+1" под зажигательные ритмы "Boogie Wonderland" демонстрирует не менее забавный танец герой Омара Си.
Эти песни так и идут бок о бок, для многих оставаясь единственным воплощением творчества EWF. В результате кажется, что вся музыка группы лежит на поверхности. Да, веселая. Да, энергичная. Да, оптимистичная. Но не более того. Однако при всем великолепии "September" и "Boogie Wonderland" они - лишь верхушка айсберга, которая дает весьма приблизительное представление об истинных Earth, Wind & Fire.
Сценический образ
Первое, что бросается в глаза, - это, конечно, образ группы. У себя на родине EWF были знамениты яркими красочными шоу. Одетые в цветастые костюмы с "крыльями" и обильно использующие лазер и пиротехнику, они устраивали на сцене настоящую феерию. Мало того, что достаточно внушительный состав коллектива пел и играл на инструментах - так он еще и танцевал, а их басист вовсе взмывал в воздух, демонстрируя чудеса левитации.
Квинтэссенция этой броской стороны Earth, Wind & Fire - сборник их величайших хитов 1978 года. Это 10 пестрых, сверкающих на солнце треков - от рассвингованной версии битловской "Got to Get You into My Life" до той самой "September", - заставляющих самому невольно пуститься в пляс.
В том же 1978 году был записан альбом "I Am", вышедший годом позже и ставший визитной карточкой группы. По музыке он представляет собой все тот же искрящийся диско-фанк, но вот его обложка наводит на определенные размышления. Загадочные античные колонны, непонятный источник света с едва проглядывающимися посередине эмбрионом и лицом старика, а также многозначительное название "Я есть" - все это говорит о том, что Earth, Wind & Fire не так просты, как кажутся.
Эстетика
И действительно, стоит присмотреться к обложкам других пластинок EWF, как у коллектива обнаруживается собственная уникальная эстетика. Лидер и идейный вдохновитель группы Морис Уайт был очарован Древним Египтом и с помощью японского художника Сюсэя Нагаоки украсил альбомы Earth, Wind & Fire изображениями пирамид, сфинксов, фараонов и древнеегипетских божеств. Впрочем, интересы Уайта были достаточно многогранны и синкретичны: пирамиды Гизы у него превращались в космические корабли, а религиозная иконография сочеталась с астрологической и оккультной символикой. На развороте альбома "All 'n All", к примеру, соседствуют звезда Давида, менора, египетский крест анх, око Гора, статуэтка Будды, католический крест, жезл Гефеста и масонское всевидящее око. Все это составляет особую таинственную вселенную, которую можно с удовольствием изучать отдельно.
Также в оформлении практически всех альбомов EWF присутствует символ Юпитера - планеты, покровительствующей знаку зодиака Мориса Уайта. Отталкиваясь от своего знака, он дал название всему коллективу. Стихия Стрельца, коим являлся Уайт, - огонь. В то же время этот знак имеет две сезонные стихии, соответствующие северному и южному полушариям: земля и воздух. Отсюда и появилась знаменитая триада "Земля, ветер и огонь", отражающая нечто фундаментальное и стихийное.
Даже состав Earth, Wind & Fire был определен нумерологией. По легенде, однажды Морису Уайту приснился сон, в котором он увидел, что должен создать группу, непременно состоящую из 9 человек. Так и вышло. Если не считать духовую секцию, классический состав коллектива был укомплектован именно девятью участниками. Возможно, здесь и кроется причина страсти Уайта к пирамидам и треугольникам, которые тоже довольно часто фигурируют на конвертах пластинок EWF. Ведь девятка - не что иное, как три тройки.
Философия
Однако, как и в случае со сценическим образом, подобное увлечение группой мистикой носило внешний декоративный характер. За всеми ее тайными знаками и скрытыми смыслами стоит твердая философия, выраженная в текстах песен.
Поэзия - не самая сильная сторона Earth, Wind & Fire. Их лирика проста и местами шаблонна. Но именно благодаря этой простоте она доходчиво доносит свое послание. Композиции группы отражают не столько несгибаемый оптимизм, сколько труднопереводимое англоязычное понятие "fulfilled", обозначающее состояние наполненности, одухотворенности, счастья. Почти каждая песня Earth, Wind & Fire затрагивает темы духовного роста и просветления. В одном из своих главных манифестов музыканты признают: "мир таков, какой он есть", и единственный выход - прийти с ним в гармонию, посмотрев "глубоко в свое сердце и душу".
Тексты группы - стоические по своей сути. Магистральной линией в них проходит понятие "духа" как некой внутренней силы, позволяющей преодолеть любые жизненные трудности. Отразивший это убеждение альбом "Spirit" 1976 года - одно из самых жизнеутверждающих произведений Earth, Wind & Fire, вселяющих веру в безграничный потенциал человека.
Отдельно коллектив обращается к фигуре бога. Учитывая религиозный плюрализм EWF, бога скорее универсального, нежели конкретного, воплощающего высшее знание и любовь. И это вполне закономерно. В поисках просветления и душевного покоя музыканты приходят к своеобразной форме религии, призывающей не приклоняться к земле и сжиматься в молитве, а "открыть глаза" и "посмотреть в небеса".
Музыка
Хотя главная стихия Earth, Wind & Fire - музыка. В ней они наиболее органичны и убедительны. Их песни представляют собой океан звуков, по волнам которого можно с легкостью дрейфовать, при желании погрузившись на глубину. И порой, чтобы донести тот или иной "месседж", им совсем не требуется слов.
В конце 1970-х, в период своего наивысшего коммерческого успеха, группа прославилась жарким диско. Однако Морис Уайт всегда считал этот жанр ограниченным и даже пошлым, и до наступления эпохи зеркальных шаров, избежать влияние которого было невозможно, Earth, Wind & Fire были известны куда более элегантным сочетанием фанка, соула, r&b и рока. Они сделали для "черной" музыки примерно то же, что The Beatles для всей остальной: смешали в своем творчестве самые разнообразные элементы и сформировали собственный, оригинальный и свежий, взгляд, который стал ориентиром для последующих поколений музыкантов.
Чтобы лучше представить музыку EWF, достаточно описать их "звуковую картину", характерную для пикового для группы в творческом плане 1975 года.
Фирменный саунд Earth, Wind & Fire венчает невероятно плотная и, наверное, самая запоминающаяся и сочная пачка духовых в истории популярной музыки. Саксофон Дона Майрика, тромбон Луи Саттерфилда и трубы Майкла Харриса и Рамли Майкла Дэвиса придают песням группы атмосферу праздника, непрекращающегося карнавала. Недаром в начале 1980-х уставший от серьезной музыки Genesis Фил Коллинз переманил духовиков EWF к себе, сделав звучание их инструментов частью не менее яркого сольного творчества.
Практически всегда духовую секцию Earth, Wind & Fire дополняют саксофон и флейта Эндрю Вулфолка, привнося в нее еще больше насыщенности, а в необходимых моментах - глубины и лиричности.
За пышным занавесом духовых витают голоса Мориса Уайта и Филипа Бейли. При том что свой вклад в вокальное многоголосие группы вносил едва ли не каждый ее участник, именно эти двое являлись центральными солистами коллектива, чьи партии уравновешивали и обогащали друг друга. Если тенор Уайта отражал основательность и некую степенность, то Бейли своим фальцетом каждый раз метафорически взбирался на вершину, покорить которую под силу далеко не всем певцам.
В самой гуще звукового пространства Earth, Wind & Fire находится брат Мориса - Вердин Уайт. И отнюдь не случайно, ведь его бас-гитара, словно несущая конструкция, держит на себе все здание группы. Как и во всем фанке, бас Уайта постоянно играет ритмизованное соло, но благодаря своему взрывному темпераменту Вердин привносит в его звучание особую "чумоватость", наполняя неочевидными акцентами и синкопами. Каждую его партию можно вычленять и слушать отдельно, все они воспринимаются очень объемно и выпукло, и во многом благодаря этому выведены в миксе из середины на самый передний край, поближе к слушателю.
По бокам от монументального баса Уайта располагаются гитары, и их функция - диаметрально противоположная. Если в "белой" музыке бас, как правило, является теневым инструментом, заполняющим звуковое дно, а все основное внимание приковано к электрогитаре, то в "черной" музыке разлива Earth, Wind & Fire все с точностью наоборот: бас находится на первом плане, а электрогитара образует своеобразную ритм-секцию. Пока Вердин Уайт в прямом и переносном смысле выделывал со своим инструментом акробатические номера, гитаристы Джонни Грэм и Ал Маккей обеспечивали тот самый фанковый "чес", составляющий неотъемлемую часть общего грува. Хотя роль обоих была значительно шире. Именно они добавляли в эклектичную музыку Earth, Wind & Fire элемент "роковости" благодаря своим мелодичным соло, а Маккей и вовсе был главным хитмейкером группы, выступив основным автором таких бронебойных композиций, как "September", "Sing a Song", "Saturday Nite" и "Happy Feelin`".
Где-то подальше, за высокими ящиками пианино, электрооргана и синтезаторов, притаился не самый заметный участник группы - Ларри Данн. Но его клавишные совсем не теряются в общем звуковом потоке. Данн выступает связующим звеном, склеивающим все остальные инструменты воедино, а также нередко выходит на авансцену, свободно солируя во многих, особенно продолжительных концертных, композициях.
Однако в действительности крепкий и надежный фундамент музыкальной составляющей коллектива - барабаны. Не самый очевидный взгляд, но Earth, Wind & Fire - прежде всего барабанная группа. Барабаны здесь задают общий тон, движут музыку вперед и выступают своего рода матрицей, которую заполняют все прочие звуки. Начать с того, что в группу входили сразу два барабанщика: Ральф Джонсон и еще один брат Мориса Уайта - Фред. Накладываясь друг на друга, их партии делали звучание ударных более мощным и разнообразным, формируя характерный для EWF "топающий" ритм или же выливаясь в изощренные околоджазовые построения.
Но две барабанные установки имели и другие большие коллективы: например, The Allman Brothers Band и Grateful Dead. Под слоем классических ударных у Earth, Wind & Fire располагались конги, специализировался на которых Филип Бейли. Но и это нельзя назвать изобретением группы: похожим перкуссионным инструментарием обладал каждый уважающий себя фанковый бэнд, будь то Kool & The Gang или коллектив Джеймса Брауна. Отличительной же чертой Earth, Wind & Fire являлось то, что почти каждый (!) участник группы, включая гитаристов и саксофониста, играл на том или ином ударном инструменте. Все это создавало особое полифоническое перкуссионное пространство, чем-то напоминающее индонезийский гамелан.
В конце концов, сам Морис Уайт начинал свою музыкальную карьеру как барабанщик и перенес в EWF мышление ударника. Прекрасное тому доказательство - "Drum Song", одна из самых удивительных композиций коллектива, передающая, согласно своему названию, всю многообразную палитру ударных.
Испытывая влияние многих жанров, Earth, Wind & Fire в то же время стремились выйти за жанровые рамки. В этом им как нельзя лучше помогал джаз. Записывая изобретательные, но форматные песни, Морис Уайт частенько вставлял между ними маленькие инструментальные виньетки, которые не укладывались в какой-либо формат. И в этом - вся сущность группы. Обладая тем же уровнем таланта, что и EWF, любой другой музыкант никогда бы не стал занимать место на диске этим "звуковым мусором", но в представлении Уайта подобные короткие и ничего не значащие зарисовки придавали студийным альбомам недостающей им живости и спонтанности.
Иногда Earth, Wind & Fire целиком заходили на территорию джаза, записывая длинные импровизационные композиции с поочередным солированием инструментов вроде "Zanzibar" и "Runnin". А уж на концертах они разворачивались по полной, превращая и без того динамичные студийные треки в еще более подвижные, непредсказуемые и содержащие живой музыкальный импульс номера. Именно поэтому наиболее полное представление о возможностях группы способен дать записанный на 2/3 вживую двойник "Gratitude" - возможно, лучший альбом Earth, Wind & Fire.
Раннее творчество коллектива, находящееся на стыке джаза, латиноамериканской музыки и афробита, по праву причисляют к направлению фьюжн, а к традиционному жанру соул в его интерпретации добавляют гордую приставку "прогрессив-", что говорит о тяге EWF к новаторству и экспериментам. Главным музыкальным ориентиром Мориса Уайта был Джон Колтрейн, и, как и в случае с развиваемым им духовным джазом, лидер Earth, Wind & Fire хотел, чтобы музыка его группы носила трансцендентный характер. Даже в большей степени, чем философские тексты, она должна была затрагивать потаенные струны души слушателей, пробуждая в них нечто скрытое и возвышенное.
Для этого у коллектива имелся свой "священный" инструмент - калимба, история которой уходит корнями в первобытную Африку. Медитативное звучание этой карманной перкуссии настраивает на особый внеземной лад и олицетворяет сквозную для Earth, Wind & Fire тему духовной наполненности.
К сожалению, Колтрейн не успел оценить творчество своих последователей. Зато это смог сделать Майлз Дэвис. Более того, он считал Earth, Wind & Fire своей любимой группой, говоря, что "у них есть всё (духовые, электрогитары, певцы и многое другое)". Конечно, музыка - по большей части дело вкуса, но, когда о каком-либо исполнителе комплементарно высказывается величина подобного масштаба, так и хочется привести одну известную и немного переделанную пословицу: "Скажи мне, кто тебя слушает, и я скажу, кто ты".
Хотя, набравшись изрядной доли смелости, можно не согласиться и с Дэвисом. Творчество Earth, Wind & Fire включает в себя не только потрясающую музыку, вдохновляющие тексты, цепляющую эстетику и яркий сценический образ. Оно включает в себя нечто большее. Это не столько творчество, сколько особый способ мышления. В случае с EWF - взгляд на жизнь через призму любви, добра и стремления к самосовершенствованию. Таких групп совсем немного, но, в отличие от остальных, они не просто скрашивают твои дни, а меняют все существование, воздействуя на глубинном экзистенциальном уровне.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: