Несмотря на то, что британцы The Moody Blues считаются одними из основоположников прогрессивного рока, свою карьеру они начинали с совершенно другой, более простой и понятной музыки, а затем сменили еще множество направлений: от симфо-рока и психоделии до фолка и синти-попа. Но неизменным всегда оставалось одно - постоянный поиск.
Образовавшись в 1964 году, группа делала первые шаги в русле популярных тогда жанров - бита и ритм-н-блюза. Доказательством тому является ее дебютный альбом "The Magnificent Moodies" (1965) с каверами Джеймса Брауна, Дэнни Лэйном на вокале и щепоткой оригинального материала, еще незрелого и сырого, лишь отдаленно напоминающего будущих Moody Blues. Неудивительно, что впоследствии коллектив всячески открещивался от своего раннего периода, долгое время не исполняя песни с первой пластинки на концертах и даже не учитывая ее при нумерации следующих дисков.
С уходом Лэйна и басиста Клинта Уорвика и формированием классического состава в лице Майка Пиндера, Рэя Томаса, Джастина Хейворда, Джона Лоджа и Грэма Эджа Moody Blues оказались чуточку ближе к созданию собственного уникального звучания. Но тут в дело вмешался лейбл, решив опробовать на своих подопечных новую систему звукозаписи. Вместо работы над авторским материалом, который к тому моменту уже преобладал в творчестве группы, музыкантам было навязано сотрудничество с симфоническим оркестром. Результатом данного эксперимента стал альбом "Days of Future Passed" (1967) - поворотная и наиболее узнаваемая пластинка The Moody Blues, наряду с произведениями других исполнителей того времени заложившая основы прог-рока. Однако при всех ее достоинствах это был альбом Moody Blues максимум наполовину. Их имевшиеся наработки - "Dawn Is a Feeling", "Tuesday Afternoon", "Nights in White Satin" - потонули в потоке струнных и духовых аранжировок, к которым сами Moody Blues не имели никакого отношения.
Благо, больше на коллектив никто не давил, и после успешного выхода "Days of Future Passed" ему была предоставлена полная творческая свобода. Но тогда встал вопрос: куда двигаться дальше? Музыкантам требовалось найти свой истинный голос. Тема поиска, в том числе духовного, и стала темой их следующей работы.
К концу 1967 - началу 1968 гг. Moody Blues, как и многие их коллеги, заинтересовались восточными учениями, а также стали экспериментировать с приемом ЛСД. Однако в психоделических практиках они не дошли до безумия Сида Барретта, а вынесли из них самое главное - необходимость расширения сознания. Участники группы понимали, что для обретения своего истинного "я" им требовалась последняя деталь, последний кусочек паззла. Поэтому, приступив к записи нового альбома, они назвали себя участниками экспедиции и отправились в мистическо-музыкальное путешествие, озаглавив грядущий релиз "In Search of the Lost Chord" ("В поисках потерянного аккорда").
Экспедиция стартует с "Departure" - коротенькой поэмы барабанщика Грэма Эджа, чьи стихи открывали "Days of Future Passed" и будут открывать еще не один альбом Moody Blues. Только если в остальных случаях их озвучивал клавишник Майк Пиндер, то здесь они приведены в исполнении самого автора, спокойный голос которого медленно перерастает в безумный смех. Яркие образы поэмы сливаются воедино, образуя нечто, изображенное на обложке пластинки, являющееся и деревом, и солнцем, и цветком, пробивающимся сквозь асфальт, одновременно. Все они связаны, и в каждом из них таится что-то важное - ключ к разгадке. Следуя рифме, Грэм уже готов назвать его, но еще слишком рано. Путешествие только начинается...
Не успевает стихнуть смех Эджа, как в пространство вклинивается "Ride My See-Saw" - кивок в сторону ранних Moody Blues, но уже исполненный их фирменным многоголосием. Бодрый рок-н-ролл, он стремится вперед столь быстро, что и его главный герой: постоянная гонка, борьба за выживание, эмоциональные качели. Где тут найти время для духовного поиска? А ведь без него человек обречен превратиться в того, о ком поется в песне, - забитого жизнью участника крысиных бегов.
Не находя место поиску в современном мире, Moody Blues стараются отыскать его хотя бы в прошлом. Об этом нам повествует флейтист Рэй Томас, исполняя в своей веселой оптимистичной манере "Dr. Livingstone, I Presume". Вопреки названию, композиция посвящена не только Давиду Ливингстону, шотландскому миссионеру и исследователю Африки, но и двум другим первооткрывателям и искателям приключений: британскому полярнику и одному из первых покорителей Антарктиды Роберту Скотту и Христофору Колумбу. Вступая с ними в воображаемый диалог, Томас просит рассказать исследователей об их славных деяниях. Но вот незадача: выясняется, что, как и участники группы, они не нашли то, что искали, даже посвятив этому всю свою жизнь.
Тема жизненного пути всплывает и в следующей песне, а точнее трехчастном эпике "House of Four Doors (Part 1)"-"Legend of a Mind"-"House of Four Doors (Part 2)" - данный прием, когда какая-либо композиция делится на две части и "обрамляет" другую, также в будущем станет излюбленным у Moody Blues. Однако здесь они превзошли сами себя и поделили "House of Four Doors" еще как минимум на четыре части. Четыре двери - переломные моменты, разграничивающие важные этапы в жизни человека. И оформлен каждый музыкальный фрагмент соответствующе. Помимо скрипа реальных дверей, они отделены друг от друга доминирующим инструментом - флейтой, клавесином и т. д.
К слову, проблему отсутствия оркестра, который несмотря на все обогащал звучание группы, Moody Blues решили просто - сами сыграли на всех необходимых инструментах вроде виолончели, гобоя и валторны. Но лучше всего справился с ролью замены струнных и духовых меллотрон, который с этого момента стал визитной карточкой коллектива. Под властью волшебника Майка Пиндера он окончательно вышел на передний (или задний?) план и придал альбому еще большей загадочности.
Проходя по "Дому Четырех Дверей", автор песни басист Джон Лодж ведет нас сквозь годы: на пути взросления мы испытываем и одиночество, и любовь, и очарование музыкой. Самая первая дверь открыта широко, открывать или нет последующие - уже выбор каждого. Но что скрыто за последней дверью? Наиболее очевидный ответ - смерть. Однако музыканты видят смерть скорее в эзотерическом ключе, в смерти тела, но не души, финальном прозрении и нахождении ответов на все вопросы. Не зря на четвертой двери висит табличка с надписью "Входите все, кто ищет внутри".
Как бы продолжая предыдущие рассуждения, композиция "Legend of a Mind" описывает астральное путешествие и начинается с заявления о смерти Тимоти Лири, который "извне смотрит внутрь". Учитывая тогдашнее увлечение Moody Blues галлюциногенами, упоминание главного проповедника кислотных трипов вполне объяснимо. Но в тексте группа больше иронизирует над ним, намекая на то, что с помощью химии реального просветления не достичь. Зато это можно сделать с помощью музыки, и Moody Blues это как раз под силу: от прозрачной акустики в начале до грандиозного соло на флейте в конце, "Legend of a Mind" представляет собой настоящий полет сознания - показательно, что именно она стала отправной точкой в работе над пластинкой.
На второй стороне флейты особенно много - она звучит и как аккомпанирующий, и как солирующий инструмент, прекрасно дополняя звуковую картину альбома. В "Voises In The Sky" небольшие проигрыши на ней создают атмосферу природы - теплого солнечного денька где-нибудь в городском парке или деревне. Словно давая отдохнуть от мрачных философских концепций, Moody Blues позволяют соприкоснуться с чем-то чистым и светлым. И тут как нельзя кстати на сцену выходит гитарист Джастин Хейворд, исполняя одну из своих самых нежных и проникновенных баллад.
Впрочем, центральная тема альбома - путешествия. А путешествовать, как известно, можно не только физически. Об этом и говорит Майк Пиндер в "The Best Way to Travel". Человек может посетить бессчетное количество стран, исследовать самые потаенные уголки Земли и даже заглянуть в космос, но ничто это не сравнится с его воображением, что замечательно показал в своем романе "Странник по звездам" Джек Лондон.
Из космоса - прямиком в рай, но пока рай не настоящий, а рай, созданный силой любви. Его образ мастерски рисуют Томас с Хейвордом в "Visions of Paradise", перенося в блаженные сказочные дали. Также на фоне начинает играть ситар, который еще заявит о себе чуть позже.
"The Actor" - любовная благодать сменяется печалью, и Джастин Хейворд объявляет себя одиноким актером, всеми покинутом в этом спектакле жизни, но продолжающим с достоинством играть свою роль.
Между тем альбом подходит к концу, а вместе с ним завершается и путешествие. По ходу экспедиции ее участники проделали действительно большой путь: посетили множество эпох и отразили современность, окунулись в материальный мир и покинули его пределы. Так что самое время подвести итог - к чему привели эти поиски? И Грэм Эдж наконец дает на это ответ в своей очередной поэме "The Word". Перед нами предстает вселенная во всем ее многообразии. Звуки, цвета, гаммы, вибрации - все эти многочисленные явления в конечном счете сводятся всего к двум нотам, которые и формируют тот самый потерянный аккорд. Для удобства люди обозначили его одним словом - Ом, что является изначальной мантрой в индуизме, священным звуком, который породил весь мир.
Является "Om" и финальным аккордом в альбоме Moody Blues. Музыканты хором произносят его, затем вступают табла, флейта, тамбура, ситар - в любом другом случае это был бы просто отличный пример рага-рока, дань уважения эпохе, но ничего более. Однако Moody Blues вышли за границы каких-либо жанров и музыки вообще, подарив чисто духовный опыт. Неспешно развиваясь, композиция влечет за собой не в космос и даже не в рай, а в нирвану - конечное пристанище для усталых путников, познавших истину.
Но самое важное тут другое. Дойдя от простого рок-н-ролла до музыкальных истоков бытия, Moody Blues нашли потерянный аккорд в контексте не только альбома, но и всего своего творчества, обретя себя и впредь покорив еще немало вершин.
- Спасибо, что дочитали! Если вы зашли так далеко, значит, сможете пойти еще дальше. Подписывайтесь на мой телеграм-канал Блюдце, полное тайн: там вы найдете заметки о композициях, альбомах, исполнителях, концертах, виниловых пластинках и многом другом
Читайте также: