Сегодня Джону Леннону могло бы исполниться 83 года. О его жизни уже сказано и написано столько, что, кажется, не осталось такого факта биографии музыканта, о котором не было бы известно общественности. Однако существует одна любопытная деталь, которая позволяет взглянуть на жизненный путь бывшего участника Beatles если не под новым, то, во всяком случае, необычным углом.
Увлекаясь мистикой, Леннон неоднократно заявлял, что особую роль в его жизни играет цифра 9: "Это число просто преследует меня повсюду, однако, нумерологически, я, очевидно, номер шесть или три, или что-то подобное, но все это — части девятки".
Обнаружить девятки в судьбе Джона можно действительно на каждом шагу, но из всех них выделяются наиболее важные - те, которые связаны с ключевыми для него событиями, песнями или памятными местами. И их получается... тоже 9! Сквозь призму таких таинственных знаков я и предлагаю посмотреть на жизнь Леннона и в очередной раз вспомнить его творчество.
09.10.40: Рождение
Джон Леннон появился на свет 9 октября 1940 года в английском городе Ливерпуль. Родился он, возможно, в не самое удачное время - первые годы его жизни проходили под грохот пушек и рев снарядов - но, вне всяких сомнений, в самом удачном месте. Маленький портовый городок Ливерпуль являлся одним из главных путей сообщения с Америкой, а, значит, плавильным котлом из различных культур. Как только Вторая мировая война закончилась, в него в числе прочего хлынул поток западной музыки, причем преимущественно новой и современной, той, которую позже назовут рок-н-ролл. Элвис Пресли, Чак Берри, Бадди Холли, Фэтс Домино - их песни ливерпульские подростки, росшие под вой сирен, впитывали, как губка. Так что во многом жизненный и творческий путь Леннона был предопределен.
Главными поставщиками американских пластинок в Великобританию являлись моряки. Был моряком и отец Джона Альфред. Однако с ним связана не очень приятная страница в жизни музыканта.
Дом №9 по Ньюкасл-роуд
Постоянно находясь в плаваниях, Фредди Леннон редко виделся с семьей, но хотя бы регулярно присылал ей денежные чеки. Когда же он перестал делать и это и таинственно исчез, его жена Джулия была вынуждена растить ребенка одна. В то время они жили в доме №9 по Ньюкасл-роуд, располагавшемся в бедном рабочем районе Ливерпуля. Но вскоре поняв, что не сможет в одиночку содержать сына, Джулия отдала Джона на воспитание своей сестре Мими.
Так Леннон обрел новую семью и перебрался в гораздо более комфортабельный дом, находящийся на Менлав-авеню, где и провел свои юношеские годы. Однако, несмотря на улучшение жилищных условий и опеку со стороны тети Мими, многое заставляло Джона тосковать по прошлому. Боль от разрыва с матерью, которую усилила ее безвременная кончина в результате аварии в 1958-м, Леннон пронес сквозь всю жизнь и неоднократно отразил в творчестве. К тому же именно Джулия поощряла занятия Джона музыкой, научив играть на банджо и купив ему первую гитару. Тетя Мими же всегда относилась к увлечению племянника скептически, повторяя, что он никогда не сможет зарабатывать этим на жизнь. В итоге, когда Леннон прославился в качестве участника The Beatles и стал миллионером, он повесил табличку с этими словами в ее доме.
"One After 909"
Не самое благополучное детство заставило Джона рано начать самостоятельную жизнь. Поступив в старшую школу Quarry Bank, он сформировал свою первую группу The Quarrymen, а вскоре встретил человека, определившего всю его дальнейшую судьбу, - Пола Маккартни. Примерно в то же время, в 1957 году, новоиспеченные друзья сочинили одну из первых, если не самую первую, совместную песню, которая открыла череду шедевров, впоследствии вышедших из-под пера тандема Леннон-Маккартни.
Впрочем, большую часть композиции написал все-таки Джон, о чем можно догадаться хотя бы по ее названию - уже тогда музыкант видел в числе 9 особое мистическое значение. "One After 909" переводится как "Поезд, следующий за отправляющимся в 9:09", и, помимо сразу двух девяток, это еще и отсылка на популярную в те времена в поп-музыке железнодорожную тематику. В песне поется о молодом человеке, который в погоне за возлюбленной путает платформу и не успевает на необходимый поезд.
Интересно, что с "One After 909" не только начинается, но и заканчивается карьера The Beatles - свою первую композицию они включили в последний альбом "Let It Be", а также исполнили на последнем концерте на крыше.
09.11.66: Йоко Оно
Еще одна судьбоносная встреча произошла в жизни Джона 9 ноября 1966 года. В тот момент The Beatles завершили гастрольную деятельность, и каждый из участников группы стал посвящать больше времени своему развитию: заниматься духовными практиками, посещать культурные мероприятия и т. д. Вот и Леннон однажды забрел на выставку какой-то авангардной художницы в центре Лондона. Интерактивный характер ее экспонатов сразу же привлек неординарного битла: один из них состоял из молотка и гвоздей, которые предлагалось вбить в белую деревянную доску, а другой представлял собой лестницу, ведущую под потолок. Взобравшись по ней, Джон обнаружил увеличительное стекло, через которое можно было разглядеть слово "ДА". Подобный перфоманс поразил Леннона - в то время как большинство похожих произведений искусства строилось на отрицании, это несло позитивный посыл - и он сразу же захотел познакомиться с его автором. Им оказалась японка Йоко Оно.
Говорить что-либо о влиянии Йоко на Джона бессмысленно. Потому что их отношения представляли собой больше, чем совместное творчество, больше, чем любовь. Можно сказать лишь одно - Леннон встретил родственную душу, с которой наконец почувствовал себя свободным. Та мимолетная встреча на лондонской выставке вскоре переросла в дружбу, а затем романтическую и духовную связь - связь, длиною в жизнь.
"Revolution 9"
После знакомства с авангардисткой Йоко творчество Джона стало более смелым и экспериментальным, и он просто не мог не отметить такой важный жизненный этап своей любимой девяткой. Она появилась в названии "Revolution 9" - одного из самых необычных произведений The Beatles.
Композиция родилась в качестве импровизации после записи песни "Revolution 1", в которой Леннон рассуждал о необходимости революционных преобразований общества. Но так и не придя в этом вопросе к какому-либо выводу, он в отместку устроил революцию в сфере музыки. Уже записав к тому времени альбом, целиком состоящий из разрозненных шумов, Джон и Йоко насытили "Revolution 9" всевозможными звуками и обрывками фраз, среди которых плач младенца, крик самого Леннона, фрагменты радиопередач и отрывки классических симфоний. Красной нитью сквозь всю более чем восьмиминутную композицию идет число 9: монотонный голос звукоинженера, записанный для иных целей и добавленный Джоном не без доли юмора, постоянно повторяет "number nine", "number nine", "number nine"...
"#9 Dream"
Под знаком девятки прошла и сольная карьера Леннона. Только если его предыдущие песни с этим числом являются отражением реальности, то "#9 Dream" - чистая фантазия с ее мягким воздушным звучанием и припевом на вымышленном языке.
"#9 Dream" была записана в 1974 году и вышла в тот период, когда Джон уже не пытался изменить своими песнями мир и донести с помощью них до человечества важные послания, а занимался исключительно творчеством и нередко пытался от этого мира сбежать. Мечтательно-созерцательным настроением проникнута вся пластинка "Walls and Bridges", а ее заглавная песня вообще пришла Леннону во сне. И как еще он мог назвать этот сон? Конечно же, Сон №9.
09.10.75: Шон Оно Леннон
Также 9 октября родился второй сын Леннона Шон. И это был лучший подарок Джону на его тридцатипятилетие. В силу несостоявшегося первого брака и внезапно свалившейся на голову славы Леннон был далеко не лучшим отцом для своего первенца Джулиана: он уделял ребенку мало внимания и порой мог обращаться с ним довольно жестоко. Зато в Шоне, рожденном от любимой Йоко, Джон души не чаял. Ради него он даже на время забросил главное дело всей жизни - музыку, и на пять лет ушел в затворничество, полностью посвятив время семье. Этим поступком он словно искупил все предыдущие годы ужасного поведения и наконец стал примерным отцом, почти не выходящим из дома и хлопочущим по хозяйству.
08 (09).12.80: Смерть
К сожалению, девятка стала в жизни музыканта не только счастливой, но и роковой.
Как-то раз - может быть, в шутку, а может, и нет - Леннон предсказал, что умрет девятого числа. И не сильно ошибся. 8 декабря 1980 года, возвращаясь вместе с Йоко поздно вечером домой, Джон подвергся нападению безумного фаната Марка Чепмена и был убит. Трагедия произошла в Нью-Йорке, в то время, когда в его родной Англии уже наступило 9 декабря...
***
Конечно, в нумерологии едва ли можно найти истину, однако в постоянном присутствии девятки в судьбе Леннона есть некий символизм. Согласно данному учению, число 9 является самым важным в ряду цифр - так как все развивается циклами, оно выступает числом завершения и трансформации во что-то новое. Такую же роль оно сыграло и в жизни Джона, одновременно став для него концом и началом. Концом - обычной жизни, оборвавшейся с выстрелом пистолета. Началом - жизни вечной, заключающейся в его бессмертном наследии.
Читайте также: