Найти в Дзене
Заметки о культуре

В поисках хороших составов в Большом | Историческая сцена «Спартак. Ромео и Джульетта. Баядерка. Дочь Фараона»

Оглавление

Некоторые мои знакомые часто спрашивают меня про состав, какой выбрать, на кого лучше пойти, кого посмотреть. Да, и я люблю рефлексировать и подмечать для себя некоторые детали. За этот сезон я сильно увеличила количество посещений Большого. Что-то посмотрела трижды, что-то только дважды. Каждый раз были новые ощущения, эмоции и каждый раз я искала тот состав, который будет для меня почти идеальным. Итак, это первая часть, которая посвящена исторической сцене. В этой заметке я не буду говорит о декорациях и костюмах. Не буду говорить о музыке и моём отношении к балету. Тут буквально размышления о танцовщиках и о том, кто лучше передаёт образ и что особенного было в тот или иной показ. К каждому спектаклю буду оставлять ссылки на основные заметки, где делюсь первыми впечатлениями о живом просмотре этих балетов в Большом (некоторые статьи с прошлого сезона и они очень наивные, сейчас я уже иначе отношусь ко многим вещам) ). Больше фотографий можно найти в моём телеграм-канале, так как в дзен для статьи ограничено количество кадров.

PAS DE VIE

Автор за традиционным размышлением после одного из прошедших актов. Это был балет «Спартак».
Автор за традиционным размышлением после одного из прошедших актов. Это был балет «Спартак».

«Спартак». 25.01 вечерний показ

Спартак — Денис Родькин. Красс — Артемий Беляков. Фригия — Анна Никулина. Эгина — Алёна Ковалёва.

Можно было бы посмотреть на других Спартака и Красса, в майский блок очень хвалили противостояние Путинцева-Овчаренко. Однако я не устояла и пошла ещё раз смотреть на Дениса и Артемия. Это было одно из самых правильных решений по составу, балет заиграл новыми красками для меня, поскольку в этот раз как будто бы накалилось что-то между ними. Первый раз я смотрела на то, как в I акте Артемий явно затмевает Дениса, потом II акт последний немного собрался и уже в финале выдал мощный III акт. Концовка конечно была до мурашек. А в этот раз было всё иначе. Весь вечер было ощущение, что даже вне сцены, не находясь в одной мизансцене, проскакивает какое-то электричество. Наивысшей точкой стал II акт и сражение Спартака и Красса. Спартак выбивает меч из рук полководца, миллисекундая тишина, весь зал не дышит просто и со сцены слышен выдох Красса. Одна маленькая деталь, но решившая абсолютно всё этим вечером. Нагнетающая музыка, медленные движения, тишина, клинок прокатывается по полу, тишина и выдох. Насмешка, разочарование, страх и отрицание поражения. Представляете, всё в одну миллисекунду уместилось (отдельно выложила этот кусочек). Ради этого надо идти на балет, ради этих потенциальных моментов, которые длятся всего ничего, а оставляют в памяти след на долгие годы.

Алёна для меня не лучшая Эгина, нет страсти, нет порочности, нет хитрости. Слишком простовата по наполнению для такой коварной и роковой женщины. Слишком наивна по своей сути. Знаете, хотелось заманивание в сети, чего-то отчасти похожего на серну из легенд, на коварных русалок. В этом случае можно было бы закрыть глаза на технику. Увы, тут для меня всё было мимо. Плюс нет уверенности в действиях, её часто немного клонило, шатало. Темп тоже чуть-чуть всё же ей придерживают. Все дуэты были красивыми за счёт Артемия Белякова. Говорят, что Элеонора Севенард сейчас справляется хорошо с этой партией. Возможно, стоит попасть как-нибудь на неё.

Фригия Анны Никулиной была такой, какой она и должна быть. Это беспомощность на пиру перед Крассом, это надрывные сольные фрагменты, когда каждый мускул лица показывает боль. Каждая поддержка наилегчайшая по входу в неё, как будто бы каждый жест сплетён из тонких нитей. Как итог, полотно любви, нежности и боли. Финал уже на смертном одре чуть-чуть было наигранно по началу, но закончила хорошо. Тут ещё и хор добавляет нагнетания, свет, кроваво-красный плащ. Всё равно красиво играет сцена, а чувствительный зритель заплачет от последней позы с десятками рук, провожающих Спартака.

Могу сказать точно, что у большей части танцовщиков была очень хорошая нога в этот вечер. Пастухи покорили зал, зритель взорвался овациями после этого фрагмента. Какие были улыбки в тот момент у танцовщиков. Настоящий праздник свободы. Даже во время исполнения уже кричали "Браво"! Чего удостаиваются обычно только главные партии во время своих диагоналей сольных.

Балет «Спартак» однозначно рекомендован к просмотру и в первую очередь с противостоянием Родькин-Беляков. Два похожих премьера как по возрасту, так и по фактуре. Это действительно получается противостояние, на нескольких уровнях, а не только по-факту это Красс, а это Спартак. Конечно иногда бывают хуже выступления, иногда лучше, но опять же для первого знакомства точно стоит выбрать этот состав. Если Фригия будет Анна Никулина, то ещё лучше. Эгину свою я пока не нашла.

А ещё я в этот день впервые стояла за автографами к артистам. Было увлекательно и мило, многое узнала от людей вокруг и тепло пообщалась с артистами. Удивительно, как они могут переключаться между образами конечно. Из весёлого: Денис Родькин долго не мог выйти к зрителям, так как пытался расставить цветы. Утром Игорь Цвирко занял все его вазы. Это так абсурдно слышать после тяжелейшего балета, но так здорово при этом. Люблю, когда артисты действительно с уважением относятся к зрителю.

«Ромео и Джульетта». 18.03 вечерний показ

Джульетта — Элеонора Севенард. Ромео — Денис Родькин. Меркуцио — Дмитрий Смилевски. Тибальд — Игорь Пугачев.

Кажется, что это один из самых красивых балетов, которые я видела. Очень удачный показ, который хочется повторить ещё раз. Он изменил моё мнение о постановке Лавровского, а всё дело в том, что был подходящий состав. Что мне не понравилось прошлый раз? Слишком много шелухи, слишком всё помпезно, слишком мало танца. Оказывается была просто проблема в том, что главные герои не дали историю любви. Ох, сколько тогда я получила нелестных слов от совершенно разных людей по поводу того, что я вообще ничего не понимаю и Евгения Образцова — лучшая танцовщица. Теперь в сравнении с тем показом я понимаю, что было не так и ещё раз убеждаюсь в том, что надо было привнести в балет, чтобы он заиграл красками и был исполнен так, как задумано автором. Привнести надо было любовь.

Дуэт Элеоноры Севенард и Дениса Родькина был до мурашек. С самой первой их встречи ты видишь любовь, видишь то, как они тянутся друг к друг другу. А самое главное, что у каждого любовь своя. Джульетта более открытая, более любопытная и её любовь, скорее, что-то новое и неизведанное. Ромео — старше, у него уже была возлюбленная Розалинда, поэтому его чувства к Джульетте иные. Это любовь истинная, в первую очередь осознание своей настоящей второй половинки и страх её потерять. Каждый раз он прикасается к ней с такой осторожностью, словно боится сломать. Для него она — фарфоровая куколка. Даже в финале по началу он прикасается к ней невесомо и только потом позволяет себе заключить её в объятия. Контраст с Джульеттой в том, что последняя сразу будет его крепче прижимать и тянуться к нему. Её касание опять же из-за другой любви будут отличаться. И всё это можно увидеть в дуэте Элеоноры и Дениса, так как есть настоящие искренние чувства. Зал в тот показ был в восторге. Мало того, что каждый танцовщик показал прекрасный уровень работы в сольных партиях, но и добавил к этому свои эмоции нужные и искренние. В результате, нельзя было глаз оторвать от того, как взрослеет Джульетта за несколько мгновений, как они расстаются с Ромео, как Ромео скучает по ней и как в склепе они трагично воссоединяются. Я плакала в финале именно из-за того, что рассыпалась такая чистая любовь, в которую я поверила на протяжении 3-х часов. Этот состав отлично показал мне, что иногда идею автора осознать можно только в моменте, погружаясь в живое исполнение с правильными артистами.

Кроме прекрасных главных партий был ещё невероятный дуэт Тибальда и Меркуцио. Прошлый раз хорошим Меркуцио был Алексей Путинцев, на него тоже можно идти, если будет, но он более мягкий и мечтательный. Скорее, чем-то похожий на Ромео. А Меркуцио Дмитрия Смилевски иной. Он более дерзкий, более смелый, более игривый. Если сравнивать с текстом, то он больше походит на родственника герцога Вероны, на человека, которому по статусу разрешено почти всё. Тибальд от него не отстаёт. Это очень темпераментный человек, который пылает ненавистью, словно соткан из неё. Игорь Пугачев показал действительно огненного героя, который мчится в гущу драки, наседает, требует внимания к себе. Их поклоны после II акта продолжают сохранять роли и за это отдельный плюс. Когда артисты ведут даже тут своих персонажей и делают это вместе — отдельное спасибо. На этот дуэт однозначно стоит смотреть (как и по отдельности).

Шут для меня был очень тяжёлым, увы. Если сомневаетесь по составу (нравится и те главные герои, и другие), то посмотрите также на Шута. Да, партия маленькая, но интересная. Однозначно стоит выбрать Ратмира Джумалиева. Он очень лёгкий и его партии подобного рода всегда получаются хорошо. Какой состав в принципе лучше всего выбрать? Зависит от того, какую любовь вы хотите посмотреть. Если неопытную и самую первую, то это Елизавета Кокорева и Даниил Потапцев. Техника есть, эмоции есть, но они иные. Тут будет прямо подростковая любовь от молодых исполнителей. А если вы хотите более глубокую и отчасти роковую любовь, то это к Элеоноре Севенард и Денису Родькину. Таких отношений между Ромео и Джульеттой, я думаю, вы не увидите больше ни в одном составе. Безусловно, каждую партию танцуют высококлассные танцовщики: и Светлана Захарова, и Артемий Беляков, и Екатерина Крысанова, и Владислав Лантратов. Однако если хочется за танцем почувствовать настоящие эмоции, увидеть настоящие переживания за любимого человека, то никто не справится с этим лучше Элеоноры и Дениса просто по причине того, что есть настоящие чувства.

«Баядерка». 03.04 вечерний показ

Никия — Алена Ковалева. Гамзатти — Ольга Марченкова. Солор — Артемий Беляков.

Не скажу, что это мой любимый балет. Безусловно есть интересные моменты, но как-то он не откликается в моей душе. Тем не менее вместе с мамой я решила пойти на показ, посмотреть на другой немного состав и наконец-то насладиться картиной теней. Прошлый раз я смотрела балет прямо над сценой и не смогла оценить всю картину, в этот раз было намного интереснее. Тем более что выход теней пробирал до самых мурашек, что отметил весь зал и многие зрители после спектакля. Если бы Павел Сорокин не начал дирижировать, то зритель пару минут ещё бы аплодировал девушкам.

В Большом часто бывают такие ситуации, где что-то одно такое хорошее и красивое, а другое, наоборот, сильно проседает. К моему удивлению так случилось с солистами и кордебалетом. Все отдельные танцы отлично, тени восхитительны, а главные партии, увы, не попали в образы. Артемий Беляков был несколько сдержан и зал его встретил отсутствием аплодисментов. Прыжок как будто не такой яркий как обычно, в глазах как-то нет особой искры. Было удивительно его таким видеть. Конечно по технике хорошо, финал очень красивый с кольцом, но не более. От танцовщика высокого уровня всегда ждёшь большего погружения. Тут же было поверхностно.

Алёна Ковалёва слишком громко думала во время исполнения. Сосредоточилась на шагах и не всегда была в образе. Её Никия в самом начал конечно такая чистая и покорная, это по образу, но потом в ней нет других эмоций. Словно она застыла в этой маске несчастной. А между прочим у неё множество эмоций! Есть и злость, есть и радость, есть прямо боль. Это не получилось показать. И главная претензия почти ко всему девушкам: Где Индия в руках? Где характерные руки? Почему они падают, почему они такие вялые? В конце что-то странное было с шарфом. Плюс, там оркестр ещё начал киксовать на солистах, какие-то соседние ноты у скрипки были. Скомкалось.

Прошлый раз я тоже смотрела в партии Гамзатти на Ольгу Марченкову. В прошлом сезоне это было очень яркое выступление. Сейчас от того эффекта ничего не осталось. Да, было хорошее начало, первый выход прямо яркий и дерзкий. В её руках была Индия в отличии от большинства девушек, но потом она устала, видимо. Не знаю, что произошло, но в начале она ушла больше в технику, в ноги, забыв об образе, а потом и вовсе картинка раскололась на кусочки. От Гамзатти не осталось и следа, хотя я видела, какой яркой она может быть в исполнении Ольги. Печально было видеть такой результат.

Кто порадовал меня, так это танцовщики на свадьбе. Денис Захаров в партии Зотолого Божка летал над сценой, вышло очень чётко и уверенно. Второй раз в партии вижу и второй раз хорошо. Отдельно отмечу Ману. В нём выходят две юные девушки, а заглавная партия была за Ульяной Мокшевой. Это один из лучший моментов, так как в нём было столько наивности, столько простоты! Игривая Ульяна, немного кокетка и юные девочки, которые стараются как бы за ней повторять, которые тянут её немного. Выглядело так, будто это настоящие сёстры. Второе прекрасное трио было отдано танцу с барабанами. Зритель кричал браво и не хотел отпускать танцовщиков. Всё же зал чувствует погружение артистов, их отдачу. Если вдруг что-то пойдёт не так, то большая часть поймёт и отреагирует соответствующим образом. Тут зритель однозначно проголосовал за свой выбор.

Кордебалет проявил себя только в III акте. До этого были кривые расстояния, суета, немного шумно. Руки, как я уже и говорила выше, не индийские, поскольку в них не было напряжения, они опускались. Особенно ярко это мне бросилось в глаза, поскольку буквально утром в метро мне попалось видео с Майей Плисецкой, которая показывает разные руки и указывает на то, как один поворот кисти меняет характер и национальность героя. Наверное, Павел Сорокин тоже понимал, что что-то идёт не так. III акт он погнал в очень быстром темпе и балет пронёсся просто. Особенно финальный дуэт. Оркестр мчал домой скорее, было ощущение, что настолько подвижной «Баядерка» ещё не была.

Балет «Баядерка» необходимо приходить смотреть подготовленным. Редакция красивая по костюмам, по таким немного рисованным декорациям (Многослойным! Арки можно долго рассматривать, а встав чуть сбоку можно посмотреть внимательно на то, сколько оказывается слоёв у замка Раджи). Конечно хотя бы раз в жизни стоит посмотреть на выход теней. Если звёзды сложатся удачно, то вы увидите нереально красивых девушек, которые покажутся вам потусторонней силой. Рада, что я смогла увидеть эту красоту, но состав такой не могу советовать. В партии Солора Денис Родькин смотрелся намного выигрышнее.

«Дочь Фараона». 17.04 вечерний показ

Аспиччия — Алёна Ковалёва. Лорд Вильсон — Артемий Беляков. Джон Буль — Александр Смольянинов. Рамзея — Дарья Хохлова.

Тут похожая ситуация. Второй раз на балет я не особо хотела идти, но меня попросили посоветовать состав и компанию составить. Из всех составов в принципе неплохих я выбрала именно этот, поскольку не ожидала увидеть Артемия в парии Таора. Мне казалось, что он давно её не исполняет, немного не по возрасту уже, наверное. В дополнение к этому очаровательная Дарья Хохлова исполняла партию Рамзеи. Ну, как можно пропустить семейный дуэт на одной сцене.

Если вы увидите в составе Дарью Хохлову, то на этот состав точно надо будет брать билеты. Удивительный лучик, утончённая Рамзея, которая передвигается совершенно бесшумно. После соло во дворце моя подруга отметила, что с лёгкостью назвала бы именно её примой, а не исполнительницу Аспиччии. Дело в том, что Дарья Хохлова выходит и звенит просто, настолько это качественное исполнение как по технике, так и по образу. А если участвует Артемий Беляков, то это ещё и милых моментов на поклонах добавляет. Например, свой букет он как раз отдал Дарье.

Алёна тоже старалась, было лучше, чем в «Баядерке». Она старалась быть юной любознательной принцессой, наивной. Тут всё как надо. С другой стороны, «Дочь Фараона» — это максимально лёгкая история, которая не требует каких-то серьёзных переживаний от героев. Влюблённые глаза и удивление — всё что тут есть. Кажется, что особых усилий эмоциональных тут нет необходимости прикладывать. Хотя есть приятный краткий пересказ в самом конце III акта от Аспиччия, было актёрски сыграно очень забавно, не улыбнуться нельзя было. По технике Алёне удалась большая часть. Только в I акте Павел Сорокин загнал соло её (самое первое). Было очень забавно наблюдать за женщиной рядом со мной, которая так переживала и всё говорила: "Ну, куда так погнал, она же не попадает!" Партия Аспиччии действительно подходит Алёне, поскольку тут она стоит высокой статуэткой с красивыми линиями, не дрожит (видимо, хорошая нога была в этот день). В каждую поддержку очень легко входила. Неплохо.

Удивительно, но про Артемия в моём блокноте вообще ничего не написано. По воспоминаниям и видео могу сказать, что это технично, весело, хорошо. Наверное, чуть меньше искры, чем у Дмитрия Смилевски, но тоже нравится зрителю. Проблема в том, что сам балет достаточно ровный, как и музыка в нём. Всё идёт почти без развития, спокойно, без взлётов и падений. Да, партии сложные, как говорят некоторые танцовщики, но это не воспринимается таковым, поскольку сам балет преподносится совсем милой сказкой. Он не шокирует, он просто дарит хорошее настроение. Учтите это, если захотите пойти и не ждите "вау" эффекта, как от других работ на сцене Большого.

Есть ещё несколько интересных партий в этом балете. Во-первых, слуга Джон Буль. В исполнении Александра Смольянинова он хоть и забавный, но Иван Сорокин отыгрывает эмоционально намного ярче. Однозначно советую искать состав со вторым танцовщиком. Сказочность балета может улыбнуть зрителя, ведь действительно всё получается слишком наивным. Кому-то может показаться совсем неожиданным "путешествие" Аспиччии в океан, но там есть красивые партии трёх рек. В этот показ были хороши, все три очень нежные в своих партиях, но на общем танце чуть посадили темп, это прямо чувствовалось по сравнению с их сольными фрагментами.

Опять же балет «Дочь Фараона» не самый лучший вариант для старта знакомства. Состав в целом всегда будет более-менее нормальным. Повторюсь, что на Дарью Хохлову стоит обратить внимание, ну, и если будет Алёна Ковалёва, то всё равно можно брать. Она хорошо смотрится в партии Аспиччии.

На этом всё с исторической сценой. Было кончено много всего просмотрено за этот сезон, много разных спектаклей, много того, что я с удовольствием пересмотрела. Впереди ждёт юбилейный сезон Большого, но я, увы, проведу его не полностью в Москве. Буду надеяться, что получится чаще приезжать и попадать на какие-то интересные показы. С другой стороны, меня ждёт новый театр и достаточно известная труппа. Жаль только, что дают там только большие блоки и так варьировать показ не получится, но посмотрим на то, что будет. Больше фотографий и разных видео можно будет найти в моём телеграме. Да, я решила завести отдельный канал, там не будет подробных статей, но там будут разные видео, подборки. Плюс речь пойдёт не только о балете, но и в принципе об искусстве, литературе, концертах, моих предстоящих проектах. Возможно, кому-то будет интересно.