Найти в Дзене
Заметки о культуре

«Спартак» Арам Хачатурян | Юрий Григорович. Большой

С этим произведением я познакомилась в достаточно осознанном возрасте. Как только в оркестре передо мной на пюпитр положили ноты «Лезгинки» из балета «Гаянэ» авторства Хачатуряна, я сразу же поняла, что в мои подростковые годы он станет одним из самых любимых композиторов. И действительно всё так и оказалось, ведь на фоне романтиков он казался мне глотком свежего воздуха, взрывом энергии и буйством красок. Именно этого ты и ищешь в возрасте двенадцати лет и чуть старше. После «Лезгинки» сразу же полезла искать другие произведения и наткнулась на концерт для скрипки с оркестром (я его даже пыталась играть) и на балет «Спартак», который полюбила всем сердцем. С каждым годом эта чёрно-белая запись 1970-ого года открывалась для меня с новой стороны. В движениях артистов я видела всё больше смысла и постепенно обращала внимание не только на музыку, но и на пластику Вдвойне интереснее мне стало в тот момент, когда мне сказали, что несравненный Васильев (исполнитель роли Спартака) оказывается

С этим произведением я познакомилась в достаточно осознанном возрасте. Как только в оркестре передо мной на пюпитр положили ноты «Лезгинки» из балета «Гаянэ» авторства Хачатуряна, я сразу же поняла, что в мои подростковые годы он станет одним из самых любимых композиторов. И действительно всё так и оказалось, ведь на фоне романтиков он казался мне глотком свежего воздуха, взрывом энергии и буйством красок. Именно этого ты и ищешь в возрасте двенадцати лет и чуть старше. После «Лезгинки» сразу же полезла искать другие произведения и наткнулась на концерт для скрипки с оркестром (я его даже пыталась играть) и на балет «Спартак», который полюбила всем сердцем. С каждым годом эта чёрно-белая запись 1970-ого года открывалась для меня с новой стороны. В движениях артистов я видела всё больше смысла и постепенно обращала внимание не только на музыку, но и на пластику

Вдвойне интереснее мне стало в тот момент, когда мне сказали, что несравненный Васильев (исполнитель роли Спартака) оказывается начинал свой хореографический путь в ансамбле песни и пляски им. В.С. Локтева. Тот момент был для меня действительно знаковым, ведь я почувствовала связь с балетом. Вот этот человек абсолютно также ходил по коридорам дворца пионеров на Воробьёвых горах, занимался в этих классах и с горящими глазами смотрел на своих педагогов. Осознание, что меня, ещё юного человека, связывает с великим искусством, с великой сценой вот эта тонкая нить наследия, дало огромный толчок к тому, как я теперь смотрю на искусство, как я воспринимаю этот мир. Наверное, это всё кажется очень сумбурным, однако я хочу донести до вас, дорогие читатели, насколько волшебен мир театра и музыки. Я хочу показать, что вот такие нити связи являются неотъемлемой частью этого мира и именно они заставляют не только сохранять в памяти великие моменты, но и привносить в этот мир нечто новое.

Состав «Спартака» в лице Владимира Васильева (Спартак), Мариса Лиепы (Красс), Екатерины Максимовой (Фригия) и Нины Тимофеевой (Эгина) я считаю самым лучшим и таким, который просто нельзя превзойти. Я слушала много лекций про этот балет, но когда я наткнулась на разговор Н.М. Цискаридзе именно об этом составе, то поняла, что я оказывается очень даже хорошо разбираюсь в балете, будучи далеко не специалистом. Этот разговор о балете очень любопытен, если вам вдруг захочется посмотреть на какие-то нюансы, на обсуждение балета в целом в рамках истории большого театра и современного балета, то очень советую заглянуть вот сюда.

P.S. Николай Максимович говорил, что единственная главная роль, которую он мог бы сыграть в этом спектакле – Эгина. Ведь в те времена она спокойно могла быть кинедом. Но это так, к слову о моём любимом премьере)

Владимир Васильев в роли Спартака.
Владимир Васильев в роли Спартака.

От вступления и моих эмоций в целом по поводу великой классики перейду к обсуждению сегодняшнего спектакля. На сцене блистают:

  • Денис Родькин — Спартак
  • Артемий Беляков — Красс
  • Мария Виноградова — Фригия
  • Юлия Степанова — Эгина

В первую очередь меня конечно интересует оркестр, всё-таки он встречает зрителя, настраивает на спектакль. И вот три замечательных флейтиста, которые тоже внесли положительную ноту в этот вечер. Все их соло были нотка к нотке, а в антрактах они очень мило друг с другом общались. Наблюдать за ними было одним удовольствием! Конечно же надо отметить медную и ударную группы. Всё-таки это Хачатурян и в его произведениях без меди и перкуссии, ну, просто никуда. Хачатурян — гений, от его мелодий бежали мурашки, поэтому значительную долю эмоций занимает именно музыка. Оркестранты действительно молодцы, сыграв всё на высшем уровне.

Милая группа флейтистов.
Милая группа флейтистов.

А вот теперь можно перейти к самому балету. Звучит увертюра, занавес и на сцене появляются они — римские гладиаторы во главе с Крассом. Конечно нельзя говорить о том, что Беляков, как Лиепа, заполнил своей мощью зал. Однако в его движениях была сила, поэтому постепенно я смогла поддаться его выступлению. В нём сразу же привлекли меня прыжки, мощные и чёткие. Идеально согнутая в колене передняя нога, словно выверенная по градусам. Каждое движение — отточенное и хлёсткое. Именно таким видишь себе римского консула. Красивый, властный и идеальный.

Возвращение Красса в Рим. Акт I.
Возвращение Красса в Рим. Акт I.

Постепенно появляются рабы: женщины и мужчины, что низко наклоняются под плётками римлян. Они покорно разделяются на группы, женщины пойдут рабынями консулов, мужчины станут гладиаторами. И потом появляется Спартак. Его появление из темноты среди рабов должно вызвать шок у зрителя. Своим телом, своим взглядом он должен пробить все места театра и непокорностью перекрыть абсолютно всё пространство. К сожалению, Родькин не смог этого сделать. В этот момент я поняла слова его учителя Цискаридзе о том, что он больше походит на Красса. Денис — принц, в Щелкунчике смотрелся просто прекрасно, а тут… В постановке, где нужна дикость и сила, он выглядит несколько блеклым (хотя дополнение к этому будет сказано позже). Из-за его фигуры (худого очень верха), он не казался мощным и сильным фракийцем, который поведёт за собой рабов.

Спартак и Фригия. Акт I.
Спартак и Фригия. Акт I.

Позже к Спартаку присоединяется его возлюбленная Фригия. Мария выглядела очень юной, не прям хрупкой, но отчасти наивной. Мне показалось это интересной интерпретацией. Это не Фригия Максимовой, которая является поддержкой Спартака, это скорее хрупкое сокровище, которое он будет защищать. Девушка красива (с гибкой стопой, подобную я видела только у Анжелины Воронцовой, но там она ещё больше гнулась), однако поддержки в первом акте у них с Денисом не очень задались. Это было несколько тяжеловато, но потом второй и третий акт исправили это в полной мере.

Кстати, после первого акта был вопрос о том, а почему Родькин так тяжело поднимал Виноградову. Ведь в Щелкунчике, где в адажио просто адские и чрезвычайной сложные поддержки, Элеонору он поднимал с лёгкостью. Возможно, ребята просто не настроились или день выдался сложным. С другой стороны, если вы премьер и солистка, то всегда надо быть на высоте.

Спартака забирают в гладиаторы. Акт I.
Спартака забирают в гладиаторы. Акт I.

Григорович — гениальный постановщик. Как красиво танец Фригия переходит в покои Красса, где он начинает проявлять к ней внимание и тут же переключается на Эгину, которая крутит и вертит им. Безумно люблю этот момент, где она срывает с себя плащ и отходит спиной назад в глубь сцены. Эгина раскрывает руки, как бы говоря «Ну, попробуй совладать!». Эти заигрывания и обольстительные жесты — всё действительно отработано, что меня радует. Хотя во многом тут конечно помогает музыка, которая прямо подталкивает танцоров и даёт им просто идеальный фон для работы.

Соло Красса. Акт I.
Соло Красса. Акт I.

За этим следует сцена оргии. Смотря запись 1970-ого, через экран чувствует страсть абсолютно у всех участников балета. Казалось бы, чёрно-белая картинка, а сколько эмоциональных животных красок можно найти в ней, причём лежат они все на ладони. Сегодня я не увидела животной страсти у кордебалета, но я увидела её между Эгиной и Крассом. Степанова правда хорошо справилась с кокетством и обольщением.

Оргия во дворце Краса. Акт I.
Оргия во дворце Краса. Акт I.

На контрасте с взбалмошной темой страсти более трагичным смотрится и бой двух гладиаторов. Медленный и печальный, ведь они в забралах совсем не видят друг друга. От того смерть товарища от своей руки для Спартака кажется ещё более ужасной. И как же на фоне этого величественно выглядит Красс со своим большим пальцем вниз и кубком вина в другой руке. Да, Красс просто великолепен. Жезл в его руках стал игрушкой, что является очень правильным исполнением, ведь это символ власти. Так что за это я однозначно ставлю плюс артисту, так как в первых двух актах это было очень точное попадание.

Спартака объявляют вождём. Акт I.
Спартака объявляют вождём. Акт I.

Финал первого акта — провозглашение Спартака вождём рабов. Вот что не отнять у Родькина, так это прыжки. Высокие, пролётные и лёгкие. Остаётся только кричать браво технике, но сегодня минусом была артистическая часть, где он явно не дотянул в первых двух актах.

Поклоны после первого акта.
Поклоны после первого акта.

Второй акт начинается с танца пастухов. И всё бы хорошо, если бы не расстояния между тремя солирующими артистами. Вот хотела уже хвалить кордебалет, хотела сказать «наконец-то линии и расстояния!». Нет, надо всё испортить и не держать расстояние между друг другом! То один к другому жмётся, то другой. Эх…

Зато после них было очень красивый фрагмент танца пастухов и гладиаторов. Ударная группа, резкий ритм и тела, что двигаются в унисон. Красиво! Искусство!

Пастухи объединяются с гладиаторами и признают вождём Спартака. Акт II.
Пастухи объединяются с гладиаторами и признают вождём Спартака. Акт II.

Потрясающее соло Спартака с красивейшими jeté и assemblé. Техника прыжка у Дениса всё-таки очень хорошая, прыжки высокие и лётные, я бы сказала.

И после этих прыжков с не очень большим отдыхом начинается фрагмент па-де-де с Фригией. И вот тут поддержки были прямо загляденье, какие нежные, лёгкие. Что отдельно мне греет душу, так это взаимодействие в поддержках. На многих записях современных спектаклей я вижу следующее: запрыгнула, поднял, покрутил, опустил. Всё. Тут же Виноградова и ручкой по щеке провела, и волосы за ушко заправила ему, и красиво рукой провела по шее. Он в свою очередь нежно провёл рукой по телу, прижал ногу к щеке в поддержке. Иными словами, артисты очень хорошо проработали именно характерность дуэта.

Поддержка Красса и Эгины. Акт II.
Поддержка Красса и Эгины. Акт II.

Но недолго влюблённым нежится. На смену им приходит страстный дуэт Красса и Эгины. Ранее, кстати, не отметила, что куртизанок сыграли очень характерные танцовщицы, было ярко и задорно. Да, чересчур, но так и надо, эта любвеобильность прям должна пестрить, с чем они и справились, к моему большому удивлению.

Поддержка Красса и Эгины. Акт II.
Поддержка Красса и Эгины. Акт II.

Возвращаясь к дуэту Красса и Эгины, который был таким тягуче-плавным, как нега какая-то, хочу добавить ложку дёгтя. К моему величайшему сожалению спуск партнёра и в шпагат был сделан плохо. Я прям ждала этого места, когда уже в финале вариации Красс стоит камнем, а Эгина просто стекает по нему вниз, в шпагат и прогибается в спине назад. Было очень грустно видеть, что после "стульчика" (так называется поддержка) Беляков слегка наклонился и опустил Степанову. Это очень сильно испортило впечатление. Ты консул! Ты не должен делать так, как удобно куртизанке, ты должен быть скалой величественной!

Финал па-де-де Красса и Эгины. Акт II.
Финал па-де-де Красса и Эгины. Акт II.

Финал второго акта — бой Красса и Спартака.

Тут небольшая ремарка: во многих театрах есть постоянные посетители, которые ходят каждый день и знают большую часть кухню театра. Так вот, одна пожилая дама сказала мне, что Беляков и Родькин очень сильно соперничают между собой в театре. Именно поэтому я ждала гром и молнии в бою между ними.

А нерва в бою не было. Да, красивая пластика (хотя отчасти примитивная, так как тут больше про эмоции), но искры нет между артистами. Я ждала то, как Спартак будет с ненавистью драться с Крассом… А по итогу получилось что-то спокойное. Да, Красс в конце показал пластикой вот это «Проиграна битва, но не война! Ну, добей меня, попробуй!», но Спартак не дотянул. Хотелось бы больше ярости. Хотя повторюсь, что Красс вот эту несгибаемость отыграл очень хорошо!

Поклоны после второго акта.
Поклоны после второго акта.

Вот и наступает финал. Спектакль летел на одном дыхании, поэтому грустно, что всё это волшебство танца приближается к концу.

Эгина танцует яркое соло, однако её образ начал рассыпаться. Из-за того, что музыка не достаточно быстрая, она перестала подстёгивать девушку. Таким образом, картинка обольстительницы начала переходить во что-то мелодичное. Но к этому я вернусь во время танца с жезлом.

После Красс собирает легионеров и делает прыжок-кольцо (не знаю термин, к сожалению, так как всегда в ансамбле мы называли это кольцом). Войны собираются в отряд и тут начинаешь волноваться о том, что же ждёт рабов.

Красс собирает войска. Акт III.
Красс собирает войска. Акт III.

И вновь контраст: па-де-де Спартака и Фригии. Очень нежно и красиво, ещ более притягательно, нежели во втором акте, словно влюблённые чувствуют скорую вечную разлуку. В этих движениях огромное количество нежности и искренней любви, много поддержек, которые показывают эту чистую и светлую любовь (в противовес Крассу и Эгине).

Немного о поддержках. Николай Максимович Цискаридзе, как-то шутя, сказал, что балете любовь = долго таскаешь тётку. На примере этого балета прекрасно видно, у кого более искренняя любовь и более сильные чувства. Ведь поддержек у Спартака и Фригии намного больше, чем поддержек у Красса и Эгины.

Наступает момент, когда Спартак узнаёт о приближении Красса, пытается воззвать к гладиаторам, но безрезультатно. И вот тут Родькин наконец-то раскрылся! Его метания, хватание за голову, сомнения и разочарование наконец-то показались! Более того, он начал заполнять зал энергетикой, словно подготавливая всех к последней сцене.

Спартак просит гладиаторов выступит в бой. Акт III.
Спартак просит гладиаторов выступит в бой. Акт III.

В конце концов появляется Эгина, которая намерена посеять смуту среди восставших. Она приводит с собой темноволосых куртизанок и вновь наступает момент оргии. В это время на авансцене происходит знаменитый и достаточно провокационный, на мой взгляд, танец с жезлом. И вот тут настало моё разочарование в Эгине. Насколько красиво и грациозно в быстрой части справлялась Степанова с кокетством, настолько плохо она делает это в случае с медленной музыкой. В этом фрагменте балета все движение должны быть плавными, широкими мазками, но при этом максимально сексуальными, с придыханием. А тут всё растерялось, весь образ рассыпался, стоило ей только поднять ногу. Ну, не было в этом платонических чувств, не было!

Приходит Красс, восставшие будут повержены, однако они не сдаются и борются. Сражение между гладиаторами и легионерами кажется масштабным, хотя вот всего лишь маленькие мечи и щиты, но масштаб всё рано ощущается! Вот в этом сила искусства, чтобы даже "игрушечный" бой выглядел так, словно идёт настоящая битва насмерть.

-17

В итоге остаётся лишь Спартак, что даёт свой последний бой. Я ещё раз повторюсь, что Родькин раскрылся именно в третьем акте. Он смог сыграть льва в клетке, которого загнали и которому просто некуда деться, однако он продолжает отстаивать свободу! Тут нельзя также ещё раз не сказать о его прыжках. Два jeté и он сделал диагональ. Как?! Очень пролётный прыжок. Вообщем, последний бой Спартака был очень ярким и воинственным. Я искренне рада, что точка персонажа была всё-таки поставлена именно так и именно так хорошо!

Спартак даёт последний бой. Акт III.
Спартак даёт последний бой. Акт III.

Что удивительно, в этом акте на фоне Родькина Беляков начал смотреться блекло. Как будто бы он выдохся, поэтому как раз финальная точка его персонажа получилась несколько смазанной. Мне хотелось бы увидеть больше торжества в его движениях, ведь Спартак опозорил Красса. Это ещё раз показывает, что артистам есть куда расти в актёрском плане. Если в техническом они сегодня большие молодцы, то с характерами персонажей надо работать, причём очень качественно.

-19

Безумно красиво и трагично поставлена сцена, где Спартака протыкают копьями. Бух захватывает от трагедии. Как же это приятно глазу видеть. Ещё раз скажу, что Григорович сделал просто невероятную картинку!

Спартак ранен. Акт III.
Спартак ранен. Акт III.

Вы только посмотрите на эти кадры!

Спартак окружён. Акт III.
Спартак окружён. Акт III.

Мурашки по коже от хода действия.

Смерть Спартака. Акт III.
Смерть Спартака. Акт III.

Финал был бы идеальным, если бы Виноградова не переиграла бы скорбь Фригии. Кажется, что её метание волос по полу оказалось чересчур наигранным для меня. Хотя финальная сцена всё-таки оставила положительное впечатление о ведущей солистке.

Спартак на смертном одре. Акт III.
Спартак на смертном одре. Акт III.

Потрясающий рисунок танца на сцене. Вест последний акт — мурашки по коже от красоты и величественности музыки и самого действа.

Фригия хоронил Спартака. Акт III.
Фригия хоронил Спартака. Акт III.

И финальная сцена, где Фригия раскрывает руки и смотрит в зал — нечто неописуемое и за гранью реальности. Даже если во время спектакля были ошибки артистов и недоделанность, то финальная сцена компенсирует всё. Этот свет только на руках и двух героях. Этот платок, щит и уважение к герою. Браво!

Финальная сцена спектакля.
Финальная сцена спектакля.

И на этом закрывается занавес. Время подводить итоги вечера.

Я могу сказать, что сегодняшний спектакль удался. Выходя из зала, я чувствовала заряд энергии, который дала не только музыка, но и артисты. Последнему я очень рада, так как около где полтора года назад я ходила на «Дон Кихота». Я готова была плакать и выть от разочарования. Это были ужасно. Линий не было, Китри на финал них фуэте вообще чуть ли не в кулису сместилась, хотя должна была двигаться прямо (а в идеале остаться на месте). Потом я сходила на «Тщетную предосторожность» в Питере. Расплакалась, насладилась Цискаридзе и Воронцовой и решила, что русский балет остался только в Питере, но не в Большом 100%.

-26

В итоге зимой я попадаю на «Щелкунчик» и понимаю, что всё не так уж и плохо в русском балете большого театра. А сегодня я осознала, что да, надо расти в эмоциональном и актёрском плане артистам. Однако достаточно многое уже есть и меня это искренне порадовало. Я счастлива, что балет Большого ещё не потерян. А учитывая то, что руководителем театра стал Гергиев, то я надеюсь, что Большой всё-таки постепенно вернётся на прежний уровень с жёсткой селекцией танцоров и репертуара. И тогда я абсолютно смогу гордиться этой сценой и великими русским балетом.

Поклон Эгина и Красс.
Поклон Эгина и Красс.

Поклон Фригия и Спартак.
Поклон Фригия и Спартак.