Найти в Дзене
Заметки о культуре

Дочь фараона | Наконец-то смотрю этот балет вживую в Большом

Сходила на «Дочь фараона» в Большой. Забавно, что в понедельник (21.10) смотрела балет в Кремлёвском дворце, а в воскресенье (27.10) уже на родной исторической сцене Большого. Честно говоря, стоячие места в Большом ближе к центру — прекрасны. Мне лично видно всё и слышно прекрасную музыку, а вооружившись биноклем можно ещё и мелкие детали костюмов рассмотреть. Одно слово — сказка! Впервые смотрела этот балет вживую и даже вопреки некоторым неточностям мне понравилось. Всё-таки смотреть вживую, ощущать музыку и наслаждаться энергией танцовщиков — особое чувство.

Поклоны после 2-ого акта.
Поклоны после 2-ого акта.

Балет «Дочь Фараона» тяжёлый, хотя изначально Петипа ставил его более актёрским, так как первой исполнительнице было больше 30 лет. В Большом же Пьер Лакотт "оторвался", как мне кажется. В том плане, что все партии физически сложны и артисты, мне кажется, достаточно сильно устают. Моей целью изначально было попасть на Дмитрия Смилевски, но он танцевал в пятницу, а в это время был квартирник. Тогда я взяла билет на воскресение и подумала, что дебют Даниила Потапцева тоже неплох, а Елизавета Кокарева должна была быть отличной принцессой Египта. Однако что-то случилось (не знаю, что, за социальными сетями не всех артистов слежу) и дебют Даниила Потапцева был отложен. Вот получилось, что всё-таки я попала на Дмитрия Смилевски, а его партнёршей стала Анна Никулина, которой я тоже люблю любоваться на сцене. 

А ещё этот поход в театр познакомил меня с капельдинером из Михайловского театра. Она приехала сюда на «Дочь Фараона» специально и у неё тоже есть свои любимчики балетные. Поделюсь небольшим инсайдом-слухами от неё: «Золушку» будут сокращать. Да, прекрасную постановку «Золушки» в Михайловском будут с большой вероятностью сокращать в следующем сезоне. Поговаривают, что Кехман хочет "свою версию". Это толко слухи конечно, но на «Золушку» надо бы сходить в Михайловский.

Поклоны.
Поклоны.

Вернёмся к Большому и «Дочери фараона». Увертюра к балету для меня — это одна из самых прекрасных мелодий. Если сравнивать все увертюры, то эта точно будет на первых местах.

С оркестром всё намного лучше.
С оркестром всё намного лучше.

В постановке Большого мне нравится всё. Эти занавесы разные, колонны, лианы, змея, которая двигается, и масштабность. Да, не так, как в «Ромео и Джульетте», но всё же.

Я очень люблю всегда небольшие детали, которые дополняют общую картину и поэтому этот лёгкий первый занавес с глазом и всей египетской атрибутикой сразу настраивает на атмосферу истории-сна с переносом нас в удивительную долину Нила.

Подводный мир. Бог Нила — Егор Хромушин.
Подводный мир. Бог Нила — Егор Хромушин.

Да, и сама постановка Пьера Лакотта мне очень по сердцу приходится. Прекрасная и сложная хореография (хоть и облегчённая со временем), а всё то, что дополняет сам танец — разные актёрские движения, переходы и разные маленькие движения меня лично приводят в восторг. Получается и хореографическая сложность и дань уважения первому постановщику и его идее. К актёрскому в балете я всегда отношусь скептически, хочется, чтобы это было сделано искренне. И меня порадовало, что я попала на тот спектакль, когда всё было хорошо в этом плане. В самом начале настоящая буря с хорошим отыгрышем артистов. Потом всё стихает, чудесная арфа до мурашек, которая всегда звучит волшебно даже если что-то не то. Наверное, я могу вечно петь дифирамбы арфе. С этой музыкой появляется принцесса Аспиччия, точнее мумия. На записи балета я не очень обращала на это внимание, но как же вживую круто смотрятся пуанты и одеяние мумии. Длинное серо-бежевое платье, которое облегает фигуру и пуанты ещё больше вытягивают танцовщицу и образ кажется потусторонним и мистическим. 

Однако всегда найдётся какой-то минус, который чуть-чуть подпортит впечатление. В этот раз это был кордебалет. Последние несколько спектаклей я была в полном восторге от девушек кордебалета, но в этот день они, видимо, очень устали. Это был последний спектакль блока и было видно, что нет той лёгкости, нет изящества. Очень большие были проблемы с интервалами и линиями. Я ценю и уважаю кордебалет, они правда огромные молодцы, учитывая их загруженность. Однако в этот раз я была прямо очень расстроена девушками. Все декорации, музыка, солисты создают сказку и ощущение нереальности происходящего, то, что балет и должен вызывать, а кордебалет чуть-чуть разбивал это ощущение. Тут даже претензия не к танцовщицам, а, наверное, к организации рабочего процесса, который действительно крайне сложен в нынешней ситуации с театром. 

Вернусь к хорошему. Обезьяна. Андрей Кошкин сыграл обезьяну, которая запала мне в душу. Странно, наверное, что за весь вечер я вынесла для себя обезьяну и несколько солистов, но как уж есть. Хотя вру! Был ещё оркестр, который как никогда был идеален. Каждую точку танцовщиков они ловили, всё было прямо по полочкам и в очень хорошем темпе. А какие соло выдали инструменталисты. Инна Ли (скрипка), Арсений Безносиков (виолончель), Станислав Ярошевский (флейта), Алексей Иванов (кларнет), Алла Королева (арфа). Отдельная просто ода восторга будет посвящена Станиславу Ярошевскому. Во втором акте соло флейтовое было таким прекрасным, светлым и чистым по настроению, что можно было его повторять вновь и вновь, настолько оно запало мне глубоко в душу. 

Обезьяна — Андрей Кршкин. Таор — Дмитрий Смилевски. Джон Буль — Иван Сорокин.
Обезьяна — Андрей Кршкин. Таор — Дмитрий Смилевски. Джон Буль — Иван Сорокин.

Не могу не отметить костюмы, которые меня восхищают, хочется подробнее рассмотреть каждую пачку, каждый головной убор. Танец в белом во втором действии из-за цвета и одежды очень масштабен и сразу же просыпается какое-то чувство торжественности от этого. А ещё забавно, что в этот момент было слышно, как часть девушек считала (либо мне это показалось). Тут же прекрасны сцены в третьем акте на дне Нила. Это же сказка морская, с синим цветом, плавностью движений. Мне кажется, что Анна Никулина в каких-то моментах очень близка к тому, как это танцевала Н.А. Грачёва, хотя она не репетирует с ней. Из девушек-рек я для себя отметила Ярославу Куприну (Конго) с красивым прогибом в спине и Варавару Курятову (Нева). Последняя была очень лёгкой и "заводной", буду следить за ней дальше. Думаю, что она может выдать что-то интересное. 

Реки: Гвадалквивир — Кристина Петрова, Конго — Ярославна Куприна, Нева — Варвара Курятова.
Реки: Гвадалквивир — Кристина Петрова, Конго — Ярославна Куприна, Нева — Варвара Курятова.

Пару слов хотела сказать о сольных вариациях. Иван Сорокин (Джон Буль) в забавных партиях смотрится всё-таки выигрышно. Была хорошая и уверенная вариация во втором акте. Мария Мишина (Рамзея) запомнилась больше актерством мне, однако её вариация в жёлтой пачке всё-таки осталась в моей памяти. Удивил меня Иван Поддубняк (Рыбак). Обычно для меня он незаметен или с движениями что-то происходит, они не такие лёгкие и плавные, очень жёсткие. А вот 27.10 мне даже понравилась его вариация. Из Па д’аксьон отметила для себя Акиба Анвара с очень высокими прыжками, хотя он всегда в подобных вариациях мне нравится. Что-то около партии шута — точно его конёк.

Ну, и конечно же Анна Никулина и Дмитрий Смилевски. Как бы не была исполнена финальная вариация (а она была прекрасна в моё посещение) — всегда поражает. Понимаю, что это куча верхних поддержек и своего рода циркачество, не свойственное первым балетам, но как же это красиво. Белое струящееся платье Аспиччии вместе с поддержкой превращают приму в что-то совсем уж прозрачное и от того очень красивое. Единственное, что я хотела бы — больше наивности от Анны Никулины, какой-то детской непосредственности, она же совсем юная принцесса. К Дмитрию Смилевски у меня нет вообще вопросов. По эмоциям и актёрской игре как всегда чудесно. А ещё мне нравится плавность в его движениях, идут ему очень такие партии. После спектакля я немного размышляла о том, в каких партиях он мне нравится. Знаете, мне кажется, что он не принц. Ему идут интеллигентные партии каких-то лордов и графов, которые не сказочные, а строгие, скорее. А ещё ему идут бодро-эмоционально-задиристые парти: Меркуциио, Золотой божок, Франц. Принцев он тоже хорошо исполняет, но вот роли разных лордов или каких-то трикстеров (не шутов) ему идут больше. В подобных партиях он больше раскрывает себя, на мой взгляд. 

Вот такое мнение у меня сложилось о первом живом просмотре «Дочери фараона». Жаль, что балет очень короткий, насколько знаю, его резали нещадно. Очень хотелось бы, чтобы этот сон-сказка длился ещё и с этим, думаю, согласится и сам персонаж лорда Вильсона.

Поклоны.
Поклоны.