В это десятилетие большое влияние на потенциальную аудиторию слушателей и зрителей оказывали FM-радиостанции и музыкальное телевидение, прежде всего «MTV». За счёт этого преобладала в большей степени поп-музыка и шоу-бизнес – разного рода «бой-бэнды», «гёрлз-бэнды», ар-н-би поп-дивы, а также танцевальная электронная музыка, рэп и хип-хоп. Но и рок не был в загоне. В Штатах грянула гранж-революция, а в Британии группы брит-попа вознамерились возродить доминирование гитарного стиля 60-х годов.
Возникли новые жанры «метала»: готик-метал, симфоник-метал, фолк-метал, ню-метал, а пост-панк, трэш-метал, дэт-метал, грайндкор и разновидности альтернативного рока получили второе дыхание. Гитарную музыку определяли такие коллективы, как Nirvana, Pearl Jam, Alice in Chains, Soundgarden, Red Hot Chili Peppers, Age Against the Machine, Pantera и ряд других. Ярко проявили себя новые гитарные герои – Стив Вай, Эрик Джонсон, Даймбэг Даррелл, Том Морелло. Просто невероятно, что четыре из величайших гитарных альбомов десятилетия были выпущены в течение шестинедельного периода в 1991 году.
В виду объёмности материала, снова его разобью на две статьи. Я расположу все важные гитарные релизы 90-х в хронологическом порядке и отмечу ряд их особенностей, характерных для той эпохи.
Eric Johnson «Ah Via Musicom» (1990)
Есть гитаристы с узнаваемым стилем, и есть Эрик Джонсон. Благодаря его изысканному сочетанию чистых и перегруженных тембров и неподражаемым, размашистым, похожим на скрипичные, соло, которые он извлекал из своего любимого «Fender Stratocaster» 1954 года выпуска, названного им «Virginia», его звучание уникально, как отпечаток пальца.
Второй студийный альбом Джонсона «Ah Via Musicom» достиг почти классических масштабов в гитарном сообществе, явив кроссовер представленных стилей – рок, поп, блюз, кантри и джаз. Диск был сертифицирован «RIAA» как «платиновый», а сингл «Cliffs of Dover» получил премию «Грэмми» за «лучшее инструментальное рок-исполнение».
Уроженец Техаса, один из самых разносторонних гитаристов, он начал учиться игре на гитаре в возрасте 11 лет и быстро прогрессировал, слушая музыкантов, которые сильно повлияли на его будущий стиль. Может, поэтому несколько композиций альбома были посвящены коллегам-гитаристам: так, «Steve's Boogie» посвящена гитаристу из Остина Стиву Хеннигу, «Song for George» – его 80-летнему другу-гитаристу по имени Джордж Вашингтон. Кроме того, «East Wes» посвящена знаменитому Уэсу Монтгомери.
Помимо «Stratocasters» Эрик задействовал и «Gibson ES-335» с помощью усилителя «Fender» или «Marshall», в зависимости от того, стремился ли он к чистому ритму, грязному или ведущему тону. Он заменял бриджевые звукосниматели на «DiMarzio HS-2», потому что они гудят не так сильно, как стандартные с одной катушкой.
О востребованности альбома говорит такой факт: в чарте «Billboard 200» он оставался в течение 60 недель.
Steve Vai «Passion And Warfare» (1990)
Свой второй студийный альбом выпустил и другой гитарный герой – Стив Вай. «Passion And Warfare» был сертифицирован «RIAA» как «золотой». Это было захватывающее время для инструментальных гитарных записей. Имя Джо Сатриани с недавних пор стало нарицательным, и во многом этот феномен благоприятствовал расцвету виртуозов тяжелого рока и метала, которые вышли на первый план в конце 80-х. Диск одного из учеников Сатриани критики характеризовали как «самый богатый и лучший хард-рок-альбом для гитаристов-виртуозов этого поколения».
Но это был во многом уже прогрессив-метал. Он выражал более зрелый и эволюционировавший «фирменный» стиль музыканта, но сохранил определенную свободу и ничем не сдерживаемое вдохновение. Стив использует в своей музыке специализированные гитарные приёмы, такие как двуручный тэппинг, альтернативное звукоизвлечение, легато, свиповый штрих, тремоло и круговое вибрато. В брошюре к альбому сам Вай описывает альбом так: «Джими Хендрикс встречает Иисуса Христа на вечеринке, которую Бен Гур устроил для Мела Блана».
По словам Стива, работа над ним началась ещё в 1982 году, но была отложена после присоединения к группе Дэвида Ли Рота и не возобновлялась до расставания с ним в 1989-м. Диск был записан в домашней студии Вая «The Mothership». На альбоме он использовал много необычных техник записи. Гитары накладываются слой за слоем, играя мелодии, которые, кажется, невозможно исполнить пальцами. Но это не бессмысленный шреддинг ради шреддинга. Концепция альбома заключается в том, что в композициях есть движение и они затрагивают разные темы, пытаясь донести эти идеи до слушателя.
Стив использовал гармонизатор «Eventide H3000», чтобы придать звучанию своей гитары подобие флейты и клавишных: ноты подняты на несколько октав вверх, что делает саунд совсем непохожим на гитарный. Он теперь использовал исключительно свою новую 7-струнную гитару «Ibanez Universe». Именно 7-я струна позволяет Ваю полностью погрузиться в заводную «The Animal».
«Blue Powder» была первоначально записана ещё в 1986 году как демонстрационный трек для «Carvin» с использованием их усилителя «X-100B». А в целом для записи «Passion and Warfare» было задействовано ещё следующее оборудование: гитара «Charvel Green Meanie», усилители «Marshall JCM900», предусилитель «ADA MP-1», педаль дисторшн «Boss DS-1», ревербиратор «Lexicon 480L».
Sonic Youth «Goo» (1990)
«Goo» считается одним из самых важных альбомов альтернативного рока. На своём шестом студийнике рок-группа Sonic Youth из Нью-Йорка стремилась расширить свои фирменные чередующиеся гитарные аранжировки и многослойное звучание их предыдущего альбома «Daydream Nation». По рекомендации звукоинженера Ника Сансано, наконец-то получив в своё распоряжение значительный бюджет, Sonic Youth записывались в студии «Sorcerer Sound».
Сансано хорошо знал по своей работе над «Daydream Nation», что группа, в частности Ранальдо, любили накладывать звуковые и гитарные эффекты. Студия была оборудована двумя 24-дорожечными консолями, что позволяло использовать столько инструментов, сколько хотелось. Sonic Youth экспериментировали с абстрактными техниками и экспериментальными звуковыми манипуляциями.
После того, как основные треки были записаны, Sonic Youth переехали в студию «Greene St. Recording», на домашнюю базу Сансано, чтобы завершить работу над песнями и начать процесс микширования «Goo». Были добавлены дополнительные гитарные партии. Однако, группа настояла для организации финальных миксов на найме продюсера-ветерана Рона Сен-Жермена.
Гитаристы Тёрстон Мур и Ли Ранальдо широко используют необычные гитарные настройки, часто сильно модифицируя свои инструменты, чтобы добиться необычных тембров и дронов. Особое место занимали эксперименты с гитарным звуком, в ходе которых они открыли для себя новые возможности использования диссонансных структур и фидбэка. Мур играл на гитаре «Fender Jazzmaster». Его основным усилителем был «Peavey Roadmaster» в паре с кабинетом «Marshall». Чтобы добиться своего уникального искаженного звучания гитары с обратной связью, он брал педали «ProCo Rat», «Big Muff» и «MXR Blue Box» в различных комбинациях.
Ранальдо использовал электрогитары «Fender Jazzmaster», «Telecaster Deluxe» и иногда «Gibson Les Pauls», обычно с радикально альтернативными настройками и модификациями. Один из его «Jazzmaster» имел звукосниматель с одной катушкой между бриджем и струнодержателем, чтобы использовать резонирующие звенящие звуки на этой области струн. Результат налицо.
Megadeth «Rust In Peace» (1990)
Этот альбом, наполненный «острыми как бритва гитарами» и «нагловатым вокалом», является демонстрацией того, как далеко может зайти концепция «скоростного трэша», не будучи шаблонной и скучной. Грег Кот из «Chicago Tribune» назвал «Rust In Peace» «самым совершенным альбомом Megadeth», похвалив его «инструментальную виртуозность, вдумчивые тексты и панковскую ярость».
Выборы Марти Фридмана солирующих партий сделало Megadeth любимым «трэшером» гитары, и он никогда не был в лучшей форме, чем на «Rust In Peace». С экзотическими пентатоническими масштабами и искусно выбранными «неправильными» нотами, он никогда не звучал предсказуемо, но сохранял достаточно блюзового влияния, чтобы быть доступным широкой аудитории.
Дэйв Мастейн тоже выдал высокий класс – его альтернативный выбор «пулемётного» звукоизвлечения просто обжигает. Такие треки, как «Tornado of Souls», показывают, что о таком вибрато Кирк Хамметт мог только мечтать, как и об идеальном балансе техники и мелодии. Дэйв сыграл свои лучшие риффы и песни и сошёлся с Фридманом в дуэльных соло на «Hangar 18» – очевидной изюминки альбома. Он пояснил:
«На этом альбоме Марти сыграл гораздо больше соло, чем я. Принцип разделения прост: всё строится на ритме. Если мне нравится ритм-партия, то соло играет Марти. Но вообще он может играть где захочет и сколько захочет. Конечно, я решаю, где что будет, но я не тоталитарный диктатор. Просто я знаю, что подходит песне. Марти подталкивал меня чаще играть соло и многому меня научил, хотя его стиль игры мне не подходит».
«Rust in Peace» был номинирован на «Грэмми» в 1991 году, но приз получила Metallica за сингл «Stone Cold Crazy». Портал «IGN» поставил альбом на 4-е место в списке «25 лучших альбомов метала».
Metallica «Metallica» (1991)
Классический одноимённый альбом «Метлы» (он же «The Black Album») не мог не оказаться в этом списке. Самый продаваемый альбом в стиле хэви-метал всех времён, «звуковой и творческий эталон жанра», он и по сей день вдохновляет бесчисленное множество молодых гитаристов, а ведущий сингл «Enter Sandman» – незаменимый рифф для каждого новичка. Пятый на счету у группы и первый альбом, записанный с продюсером Бобом Роком, которого впоследствии называли «человеком, принёсшим колоссальный успех группе Metallica».
В любом случае, до этого они уже были большой группой, но как только ребята выпустили «Metallica», их популярность взлетела до небес. А сколько будущих гитаристов этот релиз побудил взять в руки шестиструнный инструмент и начать самостоятельно учиться играть, чтобы стать «Джеймсом Хэтфилдом»!
В начале 80-х Metallica приобрела культовый статус пионеров трэш-метала – сверхбыстрого и сверхтяжелого гибрида металла и панка. После жёсткого начала своей карьеры, в 1988 году они сняли на «MTV» свой первый видеоклип на песню «One». Следующий альбом стал рискованным шагом в мейнстрим. Для этого ребята привлекли продюсера Боба Рока, наиболее известного по работе с глэм-металистами Motley Crue и Bon Jovi. Гастрольная гитара Джеймса Хэтфилда уже давно была украшена наклейкой «Kill Bon Jovi», и некоторые поклонники Metallica занервничали.
Боб Рок был известен своей требовательностью к работе в студии. Напряженность в отношениях между группой и продюсером видна из документального фильма «Год в жизни Metallica», и во время работы над альбомом были моменты, когда группа и продюсер едва общались. «Джеймсу нужен был хруст», – вспоминал Рок. «Для меня хруст – это верхние средние частоты. Для него хруст – это тот резонанс, когда он приглушает звук ладонью, и это звучит потрясающе!».
Альбом был примечателен тем, что в нём преобладающим металическим гитарным тоном стало урезание средних частот. Основным ритм-усилителем был «Mesa/Boogie Mark II-C++», как это было со времен «Master Of Puppets», но среди других доступных усилителей были модифицированный «Marshall JCM800» и «Boogie Mark V».
На «Mesa» Хэтфилд снизил регулятор средних частот до значения «0», а графический эквалайзер усилителя имел форму буквы «V», при этом средняя полоса частот 750 Гц полностью опускалась на -12 дБ. В контуре были добавлены еще два параметрических эквалайзера, которые сокращали средние частоты на 900 Гц и 1,2 кГц и усиливали звучание на частотах 4,2 кГц и 6 кГц. К тому времени Metallica уже использовала японские гитары «ESP» со звукоснимателями «EMG».
Хэтфилд так прокомментировал запись: «Больше всего нам хотелось ощущения живого звука. В прошлом мы с Ларсом выстраивали ритм-партии без участия Кирка и Джейсона. На этот раз я хотел попробовать сыграть в студии целой группой. Это раскрепощает, и вы лучше чувствуете друг друга». По словам Хэмметта, во время работы над альбомом он использовал предусилитель фирмы «Bradshaw» для низких и средних частот и два «Marshall» для высоких: «Мы немного обрабатывали звук эквалайзерами на пульте, и получилось отлично. Я использовал две гитары «ESP» стратовского стиля со звукоснимателями «EMG» и одну «Les Paul» модели «Deluxe 89» также с «EMG»».
В 1992 году альбом стал лауреатом премии «Грэмми» за «Лучшее метал-исполнение», опередив записи Anthrax, Megadeth, Motörhead и Soundgarden.
Pearl Jam «Ten» (1991)
Его часто называют одним из самых влиятельных альбомов гранжа и одним из величайших рок-альбомов 90-х, но «Ten» был шедевром классического рока, замаскированным под гранжевый альбом. Курт Кобейн, возможно, и иронизировал по поводу того, что на дебютнике «Ten» слишком, уж, много соло для альтернативной группы, но Pearl Jam воссоединяли рок с более органичными тонами и блюз-роковыми корнями, в них было больше от Хендрикса, чем от глэм-метала.
Только в США дебютный релиз разошёлся тиражом более чем в 13 млн. копий. Мировой тираж альбома превысил 25 млн. проданных дисков. По этому показателю среди всех рок-альбомов, выпущенных в 90-е, только одноимённый альбом группы Metallica превзошёл коммерческие достижения дебюта Pearl Jam.
В гитарном отношении альбом был весьма любопытным. Как заметил один критик, парни «выжимают много драмы из нескольких декларативных квинт-аккордов». Pearl Jam называли «Роллингами» из Сиэтла и «Нирванистыми Битлами». Как и первые, они умели изощрённо «ткать звуковые гобелены», как выразился Кит Ричардс. Их продуманное написание оркестровок также оставило место для огромных 8- и 12-струнных басовых партий Джеффа Амента.
Продуманный подход Стоуна Госсарда и Майка Маккриди к использованию двух гитар придал дебюту Pearl Jam очень выразительное звучание. Как правило, Маккриди играет на «Fender Stratocaster», а Госсард – на «Gibson Les Paul», и один играет высоко, а другой низко. Отчетливые тона и частоты каждого гитариста придают звучанию четкость и наполняют весь звуковой спектр волнующей атмосферой.
Нескрываемая страсть Майка Маккриди к Стиви Рэю Вону позволила ему вернуть моду на «Stratocaster». После десятилетия использования хамбакеров, динамические одиночные катушки подчеркнули, что это уже новое поколение. Оба гитариста использовали усилители «Marshall JCM800» для создания «грязных» тембров, а «Fenders» – для чистых партий. Гитаристы с радостью поделились вниманием, и Госсард часто исполнял основные риффы в песнях, где Маккриди исполнял соло. Неожиданно эта парочка стала новыми гитарными героями. Даже сегодня этот релиз не утратил свежести при прослушивании.
Nirvana «Nevermind» (1991)
На самом деле наступление 90-х ознаменовал выход альбома «Nevermind». После этого альтернативный рок стал частью мейнстрима, впоследствии критики признавали его одним из «лучших альбомов всех времён». На панк-сцене уже давно существовали люди, которые чувствовали отчуждение от групп, вроде Motley Crue. К 1991 году таких было большинство, и целое поколение приняло Nirvana за отказ от того, что было раньше. Случилась гранж-революция.
Сам Курт Кобейн вдохновлялся творчеством таких групп как R.E.M., The Smithereens и Pixies. Испытывая разочарование в звучании тяжёлого «атонального» рока, он начал сочинять музыку, которая была более мелодичной. Он купил свою гитару «Fender Jaguar», потому что это был единственный приличный «левак», который он смог найти, и ему помогло то, что Nirvana не была похожа ни на что из тогдашнего «MTV». Там, где «хорус» 80-х был в цифровом виде, Курт выбрал его аналоговый маленький клон «MXR». Там, где у глэм-металистов были искажения от гигантских усилителей, у Курта был лишь «Boss DS-1» за 40 долларов, а там, где у них запиливали шреддинг, Курт сыграл мелодию.
По иронии судьбы, продюсер Бутч Виг не позволил Nirvana звучать так, как они хотели. Звучание «Nevermind» отражает противоречие между стремлением Курта к необработанности сигнала и склонностью Вига к технологиям. Зрители прониклись необузданными эмоциями Кобейна, но, возможно, они не сделали бы этого в такой массе, если бы Виг не убедил Курта создать многодорожечную стену из гитар.
Помимо звукового сопровождения, песни Кобейна были безукоризненно обработаны. Мягко-громкая динамика, несомненно, была эффективной, и он, как и «Битлз», умел неожиданно, но с удовольствием менять аккорды. «Lithium» танцует в своих куплетах между ре-мажором и ре-минором и меняет тональность припева, в то время как «In Bloom» выстраивает каким-то образом прекрасную мелодию вокруг самого резкого набора аккордов. Аранжировки были сильными перепадами настроения – «сомнамбулические движения», поддержанные чистыми водянистыми гитарными тонами, которые затем взорвались в кричащих, искаженных припевах.
Концепция музыкальной структуры «Smells Like Teen Spirit» «тихие куплеты с зыбкой (эффект «Small Clone») хорусовой гитарой, переходящие в громкий, хардкоровый припев» стала распространённым шаблоном в альтернативном роке. Благодаря этому альбому направление «гранж» перестало быть локальным явлением Сиэтла и сместило на себя акценты музыкальной популярности, с конца 80-х прочно удерживаемые «хаер-металом», проложив путь к успеху другим сиэтлским группам.
Red Hot Chili Peppers «Blood Sugar Sex Magik» (1991)
Пятый студийный альбом Red Hot Chili Peppers, спродюсированный Риком Рубиным, вышел в один день с «Nevermind», и также как и «Нирване» обеспечил «Перцам» одобрение критиков и большой международный успех. Но какие разные это были работы! RHCP сильнее, чем кто-либо из их коллег, тяготели к фанк-року, и определяющим моментом для них стало то, что гитарист Джон Фрушанте так же сильно опирается на наработки Parliament-Funkadelic и Слая Стоуна, как и на Хендрикса.
Радикальное изменение стиля RHCP как раз и связывалось с работой Фрушанте: «путём смешивания эйсид-рока, соул-фанка, раннего арт-рока и блюза с сырым, необработанном звучанием гитары-и-комбика, он врывается со своей взрывоопасной манерой, которая до сих пор никем ещё не скопирована».
В звучании, как и прежде, доминирует характерная для группы смесь фанка и панка. Впрочем, в более мелодичных композициях музыканты отошли от привычной формулы. Треки «The Righteous and the Wicked», «Suck My Kiss», «Blood Sugar Sex Magik», «Give it Away» и «Funky Monks» по-прежнему содержали фирменные хэви-металические риффы, но на них было меньше дисторшн.
Оказалось, что играть «риффы Джеймса Брауна» с более резким звучанием и барабанщиком, который хотел быть вторым Джоном Бонэмом, было выигрышно. Угловатое соло Фрушанте в «Suck My Kiss» и резкие струнные партии в «Give It Away» показали, какой ударной может быть соло-гитара, в то время как «Under The Bridge» – лучшее, что кто-либо использовал в сочетании соло-ритма Хендрикса. Усилитель? Он вам и не нужен – Джон проделал большую часть работы прямо за письменным столом.
Стив Хьюи из «AllMusic» назвал диск «лучшим альбомом Red Hot Chili Peppers… гитара Джона Фрушанте теперь менее шумная, в его мелодиях остаётся место для различных текстур и чётких пассажей».
Death «Human» (1991)
Это был уже четвёртый студийный альбом американской дэт-метал-группы Death. Фронтмен группы, гитарист Чак Шульдинер, набрал новый состав. Он пригласил басиста Стива ДиДжорджио из Sadus, а также из Cynic гитариста Пола Масвидала вместе с барабанщиком Шоном Райнертом и в этом составе записал «Human». Альбом содержит сложные мелодии, сопровождаемые захватывающими грувами, кроме того, мелодичные гитарные риффы, которые напоминают о NWOBHM и вызывают сравнения с Iron Maiden.
Это был вихревой, прогрессивный шред-фестиваль, один из первых и ключевых альбомов в техничном и прогрессивном дэт-метале, с добавлением элементов джаза, ознаменовав начало значительных изменений в стиле группы, будучи более сложным, чем их предыдущие работы. Чак Шульдинер сумел преодолеть границы бескомпромиссной скорости и виртуозности, смешивая техничную и замысловатую игру ритм-партий со сложными аранжировками и эмоциональными мелодичными соло-партиями, которые он разделил с Полом Масвидалом.
Масвидал выдавал гитарные соло в стиле шреддинга, которые были описаны как «меняющие парадигму». Он задействовал гитары «Gibson SG» и «Martin D-28». Основным инструментом, используемым Чаком Шульдинером, была гитара «B. C. Rich Mockingbird». Звук определял звукосниматель «DiMarzio X2N2» в позиции бридж, усилители и кабинеты «Randall», а также маленький усилитель «GK 250ML».
«Human» был признан как авторитетное творение во всем экстремальном метале, оказавшее значительное влияние на более поздние группы техничного/прогрессивного дэт-метала 90-х.
Pantera «Vulgar Display Of Power» (1992)
Парню двинули по физиономии на обложке альбома? Это ничто по сравнению с тем звуковым ударом, который Pantera обрушила на уши слушателей своей второй работой на мейджор-лейбле. Гремучая смесь трэша и хардкора, вульгарная демонстрация мощи – это не только лучший альбом группы, но и лучший металический альбом 90-х годов. Он продемонстрировал эволюцию музыкального стиля 80-х годов, на который повлияли хард-рок и глэм-метал. Эти 11 треков, включающих в себя такие впечатляющие классические композиции, как «Mouth for War» и «Walk», пропитаны страстью, уверенностью и раскаленной добела энергией, которым до сих пор тщетно пытаются соответствовать бесчисленные современные метал-группы.
Даймбэг Даррелл был одним из величайших персонажей жанра – Закк Уайлд и Эдди Ван Хален слились в единое целое, переплавляя природную силу. В теории Pantera должны были бы получиться слишком тяжелыми, чтобы добиться такого успеха, но риффы Даймбэга обладали таким неотразимым звучанием, что все прониклись к ним симпатией. Его вибрато глубже Марианской впадины, а хроматические заходы – невообразимо свирепы.
Ритм «Walk» на 12/8 определяет грув-метал, а перекрестный двуручный тэппинг Даймбэга – просто эстетический кайф. Даррелл доказал, что для брутальности вам также не нужны ламповые усилители. Он предпочитал твердотельные хэды «Randall», которые работают с неослабевающей яростью. Как он заметил:
«Очевидно, что будут взлеты и падения, и весь фокус в том, чтобы уметь сохранять самообладание и оставаться на высоте, даже когда ты на спаде. Таким образом, когда ты достигнешь максимума, это будет вдвойне захватывающе».
Окончание здесь:
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
➤ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал
☢️ Другие материалы подобного рода: