В развитии рок-н-ролла как жанра гитара была самым важным инструментом, её использовали все видные исполнители – от Чака Берри и Бадди Гая, до Джими Хендрикса и Фрэнка Заппы. И как бы то ни было, истоки гитарных героев лежат именно в 60-х годах. Это было десятилетие, когда битломания вдохновила миллионы юнцов по всему свету взять в руки этот музыкальный инструмент и, терзая струны, заняться творчеством. А с наступлением эры рока и возвышением альбома как вида искусства появилось золотое поколение гитарных мастеров – Клэптон, Бек, Пейдж, Грин, Хендрикс, Заппа, Сантана, Блумфилд…
Популярная музыка изменилась, когда группы стали включать в свои песни элементы джаза и импровизации, а также модернизировали технологии записи. Музыканты начали экспериментировать с различными жанрами и стилями, создавая совершенно новые звуковые текстуры, которые продвигали гитарную музыку вперёд в новых захватывающих направлениях. Гитарные соло становились всё более свободной формой, а ритмы абстрактными.
В виду таких явно очевидных тенденций неплохо было бы сформировать список «Величайших гитарных альбомов 60-х», которые путеводной вехой очертили бы становления исполнительского мастерства гитаристов и влияния на последующие поколения мастеров шестиструнной. Посему, расположу эти важные релизы в хронологическом порядке и отмечу ряд их инновационных характеристик.
Роберт Джонсон «King Of The Delta Blues Singers» (1961)
По сути, «King Of The Delta Blues Singers» – это альбом-компиляция, записанный Робертом Джонсоном ещё в ноябре 1936 года в Сан-Антонио, штат Техас и в июне 1937 года в Далласе. К моменту его выпуска в начале 60-х годов этот блюзмен уже был изрядно подзабытой фигурой. Это впоследствии ему приклеили легендарный облик демонического музыканта, соединившего идею фолк-блюза с сатанизмом, который продал свою душу дьяволу в обмен на славу и богатство, только для того, чтобы за свою короткую жизнь быть отвергнутым и тем, и другим.
Если отбросить чушь из этого мифа, то основой наследия Джонсона является его высочайшее мастерство игры на гитаре и написание песен. Этот таинственный и загадочный молодой музыкант изобрёл звенящий ударный гитарный стиль и написал цикл песен, которые затем стали прообразом ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и рок-музыки в целом. Его произведения повлияли как на современников (Хаулин Вулф, Мадди Уотерс, Элмор Джеймс), так и на более поздних рок-исполнителей (Эрик Клэптон, Джими Хендрикс, Кит Ричардс, Джимми Пейдж). Его альбом помог разжечь бум британского блюз-рока 60-х годов с интерпретациями его песен Cream («Cross Road Blues»), Led Zeppelin («Traveling Riverside Blues») и The Rolling Stones («Love In Vain»).
Когда Кит Ричардс впервые услышал записи Джонсона, он подумал, что он должен быть частью дуэта: «Мне потребовалось много времени, чтобы понять, что он на самом деле делает всё это сам».
Bob Dylan «Highway 61 Revisited» (1965)
Дождливым днем 1965 года Майкл Блумфилд вошел в «Columbia Records» на Седьмой авеню в Нью-Йорке, волоча за собой Боба Дилана и держа в руках промокший без чехла «Telecaster». Он вытер гитару, сел, включил её и вошел в историю.
Игра Блумфилда в песне Дилана «Highway 61 Revisited» является революционной. Он был одним из первых, кто стал применять технику слайд-гитары в рок-музыке. Его звонкие аккорды в «Like a Rolling Stone» являются одними из самых характерных гитарных композиций в истории рок-музыки. Джими Хендрикс полностью скопировал их, когда исполнял эту мелодию. Кроме того, есть стремительные мелодии Блумфилда и стонущие соло с подтянутыми струнами в «Tombstone Blues», а также его похожие на колокольчики слайды и дрожащее вибрато в заглавном треке.
На протяжении всех сессий спонтанный метод записи Дилана подвергал испытанию импровизационные навыки Блумфилда и его звуковой словарный запас, и гитарист преуспел на каждом шагу. Когда работа над альбомом была завершена, Блумфилд оказался на стыке блюза и рока, проложив путь к смешению жанров Хендрикса, Джеффа Бека, Cream и Led Zeppelin. Это было новое слово в гитарном исполнительстве.
John Mayall’s Blues Breakers with Eric Clapton John «Mayall's Bluesbreakers» (1966)
Более известная как «The Beano Album», эта запись была изучена внимательнее, чем свитки Мёртвого моря. Этот альбом стал пионером блюз-рокового звучания с преобладанием гитары. Помимо этого он также положил начало ставшему культовым сочетанию гитары «Gibson Les Paul» и усилителя «Marshall». Вот почему он является причиной, по которой Джо Бонамасса тратит свои деньги на винтажные «Лес Поли», а Гэри Мур в 90 -х годах забросил метал, чтобы заново открыть музыку, которая вдохновила его в детстве.
Этим релизом Эрик Клэптон изменил историю рока. Он играл на «Gibson Les Paul Standard sunburst» 1960 года очень громко, что приведёт к тому, что такие гитаристы, как Питер Грин и Джефф Бек, последуют за его идеями. Благодаря «The Beano Album» и его ценителям, гитаре «Les Paul», производство которой в пользу «SG» было прекращено в 1960 году, было вновь возобновлено компанией «Gibson» в 1968 году.
The Beatles «Revolver» (1966)
Этот альбом не только радикально изменил музыкальную траекторию группы, но и поп-музыки в целом. С тяжелым бременем битломании на плечах «великолепная четверка» на «Revolver» направила свою энергию на расширение возможностей студийной записи. Помимо использования сложных оркестровок, магнитофонных петель, звуковых эффектов и экзотических инструментов, ключевым моментом был процесс записи звука в обратном направлении. Компрессия, тональная коррекция, наложения, сторонние звуки – это лишь небольшой перечень инноваций, открывших новую эру в звукозаписи.
Помимо этого группа обновила звучание своих гитар по сравнению с ранним этапом, в котором доминировал «Rickenbacker». Харрисон, Леннон и Маккартни ввели в свой арсенал «Gibson SG», «Epiphone Casino» и «Gretsch Chet Atkins 6120», повысив тембр в соответствии с более рок-ориентированными звуками, которые были представлены в том же году такими музыкантами, как Эрик Клэптон и Джефф Бек.
Эксперименты дали ошеломляющие результаты, такие как хриплая психоделия в «She Said, She Said» и гармонизированные партии соло-гитар в «And Your Bird Can Sing», любезно предоставленные Харрисоном и Маккартни. Джордж начал экспериментировать с индийской музыкой, и его игра на ситаре в «Love You To» привнесла что-то новое в рок-музыку, но именно зажигательное гитарное соло Пола в «Taxman» стало величайшим гитарным моментом альбома. Соло было перевёрнуто в обратном направлении и замедлено при микшировании.
Каждая песня здесь изумительна с самого начала до конца. Это один из лучших альбомов, когда бы то ни было записанных. Результат стал одним из самых ярких моментов в карьере The Beatles. После «Revolver» гитарная музыка уже никогда не будет прежней.
The Doors «The Doors» (1967)
Многие любители рока называют альбом одним из лучших среди дебютных пластинок в истории популярной музыки. Потрясающий диск «The Doors» продемонстрировал Джима Моррисона как поэта-шамана психоделического взрыва. Тёмные накатистые образы «Короля Ящериц» очаровали слушателей, как заклинание, но именно гипнотическая музыка The Doors – это то, что держит от начала до конца.
Когда Джим Моррисон и Рэй Манзарек стали искать гитариста, Робби Кригер оказался идеальной кандидатурой. Более чем полвека спустя журнал «Роллинг Стоун» поместит его в своём списке «250 величайших гитаристов за всё время» под номером 24. Помимо игры на гитаре, в которой сочетался джаз, блюз, рок и мотивы фламенко, Робби стал и вторым после Джима автором песен. Многие будущие фанаты пришли к этому альбому через его хит «Light My Fire». Так они оказались в странном новом мире неподдельной драмы и мистической чувственности.
Змеиные риффы «Gibson SG Special» Кригера танцевали в волшебном шлюзе, где сходятся дельта-блюз и древние индийские раги. Органист Рэй Манзарек сплетал барочные арабески, его устойчивая левая рука удерживала басовую линию, а барабанщик Джон Денсмор успешно справился со свободой ритма джазмена. Завораживающие ансамблевые джемы группы в эпических импровизационных путешествиях, где ни один инструмент не доминировал над другим, были новаторством тех лет.
The Jimi Hendrix Experience «Are You Experienced?» (1967)
Дебютный альбом The Jimi Hendrix Experience – это как новая вселенная. Исторически важный, инновационный и такой креативный, он приводит нас в места, где музыка ещё не бывала. Начиная с этого релиза, Джими Хендрикс переосмыслил гитару. Легко не оценить степень его гениальности, потому что многие из его новшеств сейчас считаются само собой разумеющимися, но мир исполнительства на гитаре до Хендрикса был заметно менее интересным. И никто не мог говорить на её языке так, как он.
Мы не просто подразумеваем, что каждый музыкант уникален. В буквальном смысле никто не мог звучать так, как Джими, потому что игра Хендрикса требовала непрактичного уровня громкости. В 1967 году такого рода искажения усилителя и обратная связь были невозможны никаким другим способом. Хендрикс использовал 100-ваттный стек. Только когда группа переехала в «Olympic Studios», они нашли в лице Эдди Крамера сотрудника, способного передать всю звуковую ярость Джими.
У Хендрикса были предшественники. Бадди Гай много лет выступал вживую с дисторшн и обратной связью, но босс его лейбла Леонард Чесс отказался записываться таким образом. Хендрикс, как ветеран блюзовых клубов, наверняка видел таких, как Гай, во всей их красе. Во время сессий Джими работал сайдменом у Кертиса Мэйфилда, который особенно повлиял на него своим чистым тоном и фирменным подходом к игре на аккордах и в мелодиях. Но ничто из этого не умаляет статуса Хендрикса как провидца.
Его интонации, тон, его присутствие, его умение владеть гитарой – всё было так уникально, а песни так хорошо продуманы. Джими прокладывал свой собственный путь и создавал свое собственное звучание. У него есть немного блюзовых интонаций, немного блюзовой фразировки и чувства в том, как он поёт, но он писал новую главу рок-н-ролла. Альбом «Are You Experienced?» был примечателен количеством новых звуков, которые Хендрикс извлёк из своей гитары.
В заглавном треке присутствует шум, похожий на царапанье пластинки, за целое десятилетие до появления хип-хоп-диджеев. А в «Third Stone From The Sun» есть соло, которое едва ли похоже на обычную музыку, где Хендрикс манипулирует и контролирует обратную связь с помощью рычага тремоло. Это послужило источником вдохновения для подхода многих последователей.
Он был настолько изобретателен в игре на гитаре! В заглавном треке, это звучит как ремикс. Просто гитара используется не в традиционном смысле. Джими создает текстуру и тембр, которые придают песне особую атмосферу, которую невозможно передать с помощью соло, риффа или гитарных аккордов. Он использует это по-разному и заставляет инструмент говорить. Другим примером является новаторская игра на гитаре в обратном направлении. Хендрикс потратил много времени на прослушивание своей гитары, записанной задом наперед, чтобы понять, как она будет звучать, и с очевидной легкостью собрал соло «Are You Experienced?».
Журнал «Mojo» назвал «Are You Experienced?» величайшим гитарным альбомом всех времен. Альбом был отмечен также за его влияние на жанр психоделик-рока и айсид-рока.
Cream «Disraeli Gears» (1967)
Второй студийный альбом Cream, записанный в «Atlantic Studios» на Бродвее за три с половиной дня, стал кульминацией их карьеры. Включив в себя преобладающее психоделическое звучание 1967 года и приняв эстафету от «Are You Experience?» The Jimi Hendrix Experience и «Sgt. Peppers» The Beatles, парни создали шаблон для хард-рока будущего. Как писали критики в то время: «После того, как вы пришли в себя от яркого дизайна обложки, вы услышите совершенно оригинальное мясистое звучание этой невероятной группы Cream».
В отличие от большинства других работ группы, «Disraeli Gears» состоит в основном из коротких, самодостаточных песен, без импровизаций и джемования, которыми Cream были известны на сцене. «Strange Brew», «Tales Of Brave Ulysses» и «SWLABR» объединили блюз с эйсид-роком, в то время как «Sunshine Of Your Love» предвосхитил основанный на риффах хард-рок, который вскоре был принят такими группами, как Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. Поэтому именно Cream и следует считать первооткрывателями этого жанра.
Гитара Клэптона звучит грозно, почти как пулемёт, иногда устрашающе и всепоглощающе убедительно, проникая, подобно змее, вглубь разнообразных и гипнотических музыкальных трипов. Альбом также является идеальной демонстрацией так называемого «женского тона» Эрика Клэптона – тёплого, мягкого звука, которого он достиг, используя свой «Gibson SG» 1964 года и черный «Gibson Paul Custom» конца 50-х годов, через усилители «Fender Twin Reverb» и «Marshall» середины 60-х годов.
The Jimi Hendrix Experience «Axis: Bold As Love» (1967)
На своем втором альбоме Хендрикс смешивает блюз, рок и джаз с широким звуковым диапазоном психоделии, что производит ошеломляющий эффект. По сравнению с дебютным «Are You Experienced?», хитроумных риффов на «Axis» стало больше. За несколько месяцев, прошедших с момента старта группы, стиль написания песен Джими изменился, и он выводит свою гитару на новые территории с помощью уникальных сочетаний фузза, Uni-Vibe, «вау-вау», фидбека и яркого использования рычага тремоло своего «Stratocaster».
Пыхтящие ритмы «Spanish Castle Magic», протяжная психоделия «If 6 Was 9» и фанковые ритмы «Bold As Love», «Castles Made of Sand» и великолепной «Little Wing» демонстрируют Хендрикса на пике его творчества. Заглавная композиция «Bold as Love» считается первой записью, в которой был использован эффект «фланжер». В песне «Little Miss Lover» впервые был использован технический приём, когда гитарист играет на приглушённых струнах ритм и использует педаль «вау-вау». Также эта песня примечательна тем, что стала прародителем фанк-рока, идею которого Хендрикс потом развил.
Jeff Beck «Truth» (1968)
Первый сольный альбом Джеффа Бека – краеугольный камень тяжелого рок-звука конца 60-х годов, который на несколько месяцев предварял дебют Led Zeppelin. Действительно, кавер-версия песни Мадди Уотерса «You Shook Me» имеет поразительное сходство с версией той же песни «Цеппелинов». Двое из их состава даже появились на «Truth», когда Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс присоединились к Беку, Киту Муну на барабанах и Ники Хопкинсу на пианино в устрашающем инструментале «Beck’s Bolero», написанном при участии Пейджа.
Альбом открывается замедленной, более роковой версией песни «Shapes Of Things» его бывшей группы The Yardbirds, включающей несколько виртуозных соло-гитарных партий, которые создают новую атмосферу. Записанная в совершенно иной аранжировке, она породила то, что некоторые музыкальные критики характеризуют как предтечу стиля хеви-метал. В других треках, «Morning Dew» и «I Ain't Superstitious», Бек демонстрирует свою ловкость в пользовании педали «вау-вау».
В «Blues Deluxe» и «Rock My Plimsoul» Джефф предваряет звучание блюз-рока будущего, а акустическое исполнение классических «Greensleeves» демонстрирует удивительную широту его стилей. Это был не только альбом, который помог установить новое «британское блюз-роковое звучание», но и презентовал многие из его лучших качеств.
Cream «Wheels Of Fire» (1968)
Третий альбом Cream, выпущенный на пике их короткой карьеры, продемонстрировал всё, что делало эту группу такой особенной. Он стал первым в мире двойным виниловым альбомом, получившим «платиновый» тираж, состоящим из двух сторон новых студийных записей и двух сторон концертных записей.
Вступительный трек и хитовый сингл «White Room» – это квинтэссенция пауэр-рок-звучания Cream, а соло Эрика Клэптона – главная изюминка альбома. «Born Under A Bad Sign» и «Sitting On Top Of The World» представляют британский блюз во всей красе, а на «Crossroads» Роберта Джонсона в живом исполнении звучит, пожалуй, величайшее гитарное соло Клэптона. Звук здесь настолько мощный и зажигательный, что сомневаешься в том, что это было записано в 1968-ом.
Оглядываясь назад, можно сказать, что альбом был классикой той эпохи. Концертный диск запечатлел группу в их лучших изобретательных и исследовательских проявлениях, а весь двойник – это неопровержимое доказательство мастерства интерпретации Эрика Клэптона.
The Jimi Hendrix Experience «Electric Ladyland» (1968)
Этот объемный двойной виниловый альбом, третий и последний студийный релиз группы Хендрикса, ознаменовал собой тот момент, когда он полностью взял под контроль своё собственное продюсирование. Поэтому, «Electric Ladyland» – это «обширное исследование студии как места для создания того, что сам Хендрикс называл «звуковыми картинами». Это потрясающая смесь хаоса и точности, при этом он настаивал на записи нескольких дублей, что привело к созданию некоторых из его самых совершенных композиций.
Композиции охватывают весь спектр гитарной музыки – от фанкового блюзового джема «Voodoo Chile», джазовой перетасовки «Rainy Day», «Dream Away», зажигательного рока «Crossstown Traffic», до психоделической поп-музыки с примесью эффекта «вау-вау» в «Burning Of The Midnight Lamp». На других треках, таких как блестящая сюита «1983», Хендрикс создал мерцающие звуковые ландшафты странной и поразительной красоты. Его игра вышла за рамки простой виртуозности; для него гитара стала тональным инструментом огромной тонкости и выразительности, с помощью которого он мог создавать радужный спектр настроений и текстур.
Во время записи звукоинженер Эдди Крамер экспериментировал с инновационными студийными техниками, такими как бэкмаскинг, хорус, эхо и флэнжинг, которые реконтекстуализировали психоделическое и фанковое звучание Хендрикса на альбоме.
В этот момент Джими заговорил на гитаре на новом языке, который повлиял на все последующие поколения. Роберт Кристгау в своём обзоре назвал «Electric Ladyland» взрывной демонстрацией «самой важной недавней инновации в роке – эстетики «тяжёлой» гитары и интегрированной работой, охватывающей несколько аспектов».
Led Zeppelin «Led Zeppelin» (1969)
Созданные Джимми Пейджем из пепла The Yardbirds, Led Zeppelin записали свой первый альбом буквально сразу же после того, как команда была сформирована. «Группа начала разрабатывать аранжировки уже во время скандинавского тура, и я знал совершенно точно, к какому стремлюсь звучанию. Все сложилось невероятно быстро», – вспоминал Пейдж.
На этом альбоме доминируют его идеи, соло и звуковые эффекты. Он придумал звуки, до того не существовавшие, и этот саунд навсегда вошёл в язык рок-музыки. «Я очень хорошо представлял себе, что хочу сделать на этом альбоме. В частности, такие контрасты, которых, как мне казалось, ни у кого не было. Мне хотелось создавать эмбиентный, атмосферный звук, я хотел записывать эхо и прокручивать его в обратном направлении – я такое делал на одном из треков The Yardbirds, то есть знал, что это сработает.
Ещё я хотел побольше тьмы и света, то есть, чтобы было такое драматичное напряжение. Понимаю, что почти весь альбом – мой материал и аранжировки, но ведь у нас совсем не было времени, чтобы обменяться идеями. Первый альбом – это на самом деле смесь блюза, рока и акустики».
Для большей части альбома Пейдж использовал «Fender Telecaster» 1959 года выпуска, подаренный ему Джеффом Беком в 1966 году (звук пропускался через усилитель «Supro» – прим.), известный как «Dragon Tele» из-за дизайна, нарисованного на нем Пейджем. Помимо этого, он опробовал «Gibson Flying V» в «You Shook Me», «Fender 800 pedal steel» в «Your Time Is Gonna Come» и для партий акустической гитары на альбоме позаимствовал «Gibson J-200».
Это был взрывной дебют, наполненный мощными риффами, громоподобными рок-ритмами, психоделией со скрипичным смычком и новаторским звучанием британской хард-рок-гитары. В журнале «Oz» Феликс Деннис назвал его «одним из тех редких альбомов, которые не поддаются немедленной классификации или описанию просто потому, что это настолько очевидный поворотный момент в рок-музыке, что только время способно изменить его в лучшую сторону».
Santana «Santana» (1969)
Уроженец Мексики Карлос Сантана очаровал рок-мир в конце 60-х своим уникальным сочетанием латиноамериканских ритмов, блюзовой чувственности, психоделической акустики и тотальной рок-гитары. На этом дебютном альбоме музыка в основном ориентирована на джем, что идеально отражает импровизационную природу таланта Сантаны, когда он переплетает свои сладкозвучные партии с неистовой перкуссией и фанковым органом, создавая потрясающий эффект.
Его гитарный тон уникален, сочетая резкую динамику с мощным сустейном. Послушайте «Treat» с его метким названием (Лакомство) или длинный финал «Soul Sacrifice», чтобы получить представление о его могуществе как солиста. Да, что там, любой трек альбома – захватывающий, с амбициями, душой и абсолютной убежденностью, где каждый момент был сыгран от чистого сердца.
Альбому суждено было стать крупным релизом, чему способствовало выступление группы на фестивале в Вудстоке в начале августа 1969-го. В современных справочниках «Santana» называют отличным примером латиноамериканского рока.
Led Zeppelin «Led Zeppelin II» (1969)
У «Цеппелинов» был плотный гастрольный график, когда их звукозаписывающая компания потребовала от них записать продолжение своего дебюта. Апрель-август 1969 года был одним из самых напряженных периодов в их карьере, и сессии «Led Zeppelin II» проходили в тринадцати различных студиях, в том числе в гостиничных номерах, на концертах, репетициях и в разгуле, который сопровождал их напряженный гастрольный график.
По словам продюсера Эдди Крамера, Джимми Пейдж даже записал несколько своих гитарных соло в коридорах. Несомненно, именно этим объясняется насыщенная смесь яркой виртуозности и неприкрытой ceксуaльнoй мощи «Led Zeppelin II», положившая начало буму хард-рока 1970-х годов.
Пейдж демонстрирует все аспекты своего мастерства, начиная с легендарных рок-риффов из «Whole Lotta Love», «Heartbreaker», «Moby Dick» и «Living Loving Maid (She's Just A Woman)» и заканчивая чувственным блюзовым соло в «What Is And What Should Never Be», фолк-рок-композицией «Thank You» и «Ramble On» – одним из пионеров слияния хард-рока с фолк-роком и фэнтезийной тематикой, которая частично проистекала из психоделического рока двух-трёхлетней давности.
Излюбленными инструментами Пейджа были его «Dragon Telecaster», «Gibson Les Paul Sunburst» 1959 года выпуска, который он купил у Джо Уолша, и 12-струнная «Vox Phantom XII» 1967 года. Он использовал педаль «Tone Bender fuzz», «Vox Grey Wah» и «VOX CO2 Deluxe Echo effects». Для акустической работы он задействовал свою «Dakota E-ROS Model 606».
Сегодня музыкальные критики называют «Led Zeppelin II» «хрестоматией для хэви-метал-групп, которые были последователями заложенных в нём музыкальных идей». Как заметил Роберт Плант: «Его звучание всё ещё опиралось на блюз, но это был намного более чувственный подход к музыке, и вполне экстравагантный».
☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!
❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.
➤Другие материалы подобного рода: