А расскажу-ка я немного про часть своей коллекции автомобилей в масштабе 1:43. А так как коллекция, собственно, ничем не примечательная, то к каждой модели будет прилагаться небольшой рассказ...
СМЗ С-3А
Когда я был ещё дошкольником большую часть времени я проводил у дедушки и бабушки по маминой линии в Грозном - а жили они в частном доме: хочу - рисую, хочу - книжки читаю, хочу - на этом… на трам… на трамзисторе играю. Так вот - их сосед иногда брал такую мотоколяску у своего отца - и она потом днями и даже неделями стояла на полянке у общественных кладовок. Я то с одним, то с другим товарищем любил в ней посидеть. Сосед не запрещал (машинка, кстати, не запиралась совсем) - мы не шкодили. Хоть уже и были знакомы с более современными автомобилями, но эта "инвалидка" выглядела как игрушка и казалась такой уютной, что делало её для нас просто сказочным автомобилем. А ещё мы же точно такую машинку в кино видели - в фильме "Операция «Ы» и другие приключения Шурика". Правда, о прозвище "моргуновка" мы тогда не знали...
Естественно, когда в партворке от ДеАгостини такая модель появилась - я не мог пройти мимо!
ГАЗ М-20 «Победа»
С "Победой" я столкнулся один единственный раз в жизни - как-то были в Ростове-на-Дону с родителями и решили прокатиться на такси. И не просто так - а папа вызвал машину (да, тогда так тоже можно было). И на наш вызов приехала именно "Победа", которая тогда, в конце семидесятых годов, уже была невероятной экзотикой - а тут ещё и такси! Запомнилось на всю жизнь.
А потом я как-то чуть не купил настоящую "Победу" - разминулся с автомобилем (вполне исправным, на ходу и за какие-то смешные деньги) на какой-то день... Обидно...
ГАЗ-М-21 «Волга»
Ещё один сосед бабушки и дедушки занимался такими "Волгами". Был он пенсионер и таким образом, надо понимать, зарабатывал прибавку к пенсии - покупал старую уставшую "Волгу" - именно "двадцать первую" - и примерно за год её доводил до заводского состояния. Потом какое-то время ездил - и продавал, повторяя покупку и восстановление снова и снова... Была у него масса "связей" благодаря которым он и никелировку восстанавливал на бамперах и молдингах, и делал прочие вещи, которые невозможно сделать в гараже. Покупал он "Волги" третьего выпуска и непременно устанавливал на капоте фигурку - прямо вот хорошо помню сочетание "китового уса" и оленя на капоте. И все "Волги" были непременно белые. Было очень интересно через распахнутые ворота его огромного гаража наблюдать процесс реставрации, когда потрёпанная жизнью машина превращалась в белоснежную красавицу...
У меня в коллекции две "Волги" - второго и третьего выпуска
ГАЗ-51
Как-то коллеги моих родителей решили всем коллективом выехать на природу для сбора земляники - ну и кто-то с кем-то договорился, воскресным утром все желающие набились в кузов ГАЗ-51 и рванули... А мы с папой ехали в кабине. Тогда я с удивлением узнал, что кабина грузовика, который мне тогда казался огромным - очень тесная и места в неё очень мало. Но это была первая поездка на грузовике!
У жены с таким же грузовиком тоже связаны детские воспоминания - её дядька какими-то путями смог обзавестись таким грузовиком для частного использования и гонял на нём по своим делам. Жена часто вспоминает как он зимой приезжал к ним гости на этом "газоне" - в тулупе, в валенках, а на руках - мотоциклетные краги
А ещё я помню вот такие вот автобусы - ЗИЛ-158. Да, я ещё застал их на грозненских маршрутах в конце семидесятых. Очень они мне нравились - это фото и сделано папой по моей просьбе
Но вот автобусов, на которых мне довелось покататься у меня в коллекции пока нет
ГАЗ-24 "Волга"
Ну, это, конечно такси. Не так чтоб часто, но бывало ехали из центра города на наш Старый Посёлок за рубль, когда, например, прогулка с родителями затягивалась, или когда возвращались с циркового представления... Обычно таксисты украшали свои автомобили и мне нравилось разглядывать все эти болтающиеся фиговины, наклейки и прочий самолепный декор
РАФ-2203 «Латвия»
Одно время вместе с автобусами и такси на городских маршрутах Грозного появились "РАФики". Было их не так уж много - по крайней мере, на Старопромысловском шоссе их можно было встретить достаточно редко. И если такое случалось я был очень рад. Нравилось! Небольшой уютный салон, мягкие кресла, плавный ход... Потом встреча с РАФом потом случилась уже в "нулевых" - один из таксистов, что возил народ между городом и деревней где-то раздобыл такой микроавтобус, так что покатался на нём на работу, да с работы - случилось неожиданное погружение в детство
ВАЗ-2101 "Жигули"
Такая была у маминого брата - вот только не помню именно "ноль первая" или "ноль одиннадцатая"
В моей коллекции целых две "копейки". В далёком детстве у меня была "единичка" от «Агата» - но история её не донесла не то, что до наших дней, но и до времён моей юности, так что как-то купил ей в студенческие годы замену позднесоветского выпуска - лишившуюся никелировки на радиаторной решетке и бамперах (и с дворниками, смотрящими в "неправильную" сторону)
Модель была очень распространённая и была почти у всех моих друзей. Так как модель была "открывашкой", то есть у неё открывался капот и багажник - туда мы часто заглядывали и по поводу одной из частей двигателя родился такой детский миф - так как деталь была выполнена из красного прозрачного пластика кто-то сказал что эта штука называется "красное зажигание" - что в машине есть какое-то "зажигание" мы уже знали, так что название вполне прижилось и использовалось довольно долго
У старой модели днище металлическое, увы без заветного номера А9, который ей бы прибавил коллекционной стоимости - но для меня она и так ценна
А у "ДеАшной" пластиковое, зато более деталированное
ВАЗ-2102
Была у наших соседей - помню как соседи взяли своих детей и ещё целую кучу соседских по принципу "сколько влезет" и повезли на природу. Я с товарищем сидел в багажнике и это было невероятно увлекательно! А сейчас, наверное, большая часть родителей бы с ума сошла если их чадо соседи просто взяли и повезли куда-то к чёрту на рога, да ещё и таким образом. А тогда нормально было.
Ещё у кого-то из родни была. Куплена была подержаной и использовалась исключительно в утилитарных целях. Запомнилась неухоженным видом и салон был вечно сеном засыпан и какие-то мешки с лопатами валялись в багажнике
ВАЗ-2103
А это уже совсем другое дело - была у папиного дядьки. Мне, тогда ещё совсем ребёнку, автомобиль казался просто роскошным - там даже подлокотник откидывающийся был на заднем сидении! И была она такого же цвета как следующая ВАЗ-2106
ВАЗ-2106
Была у соседей, что жили с нами через стенку, только в соседнем подъезде. Соседские пацаны ей невероятно гордились, но меня как-то не особо впечатляла, а вот экспортный вариант, который отличался бамперами, что имели встроенные габариты и указатели поворота выглядел куда как круче - у кого-то из школьных знакомых в семье была и такая машина
ВАЗ-2121 "Нива"
А у папиной сестры была "Нива". Зелёная. Трёхдверный кузов и необходимость залезать на второй ряд сидений откинув спинку переднего добавляли необычности автомобилю. Кроме того, это был внедорожник!
ВАЗ-2108 "Спутник"
Такую машину купил один из папиных друзей когда они только-только стали сходить с конвейера и так его распирало от гордости, что он готов был везти кого угодно и куда угодно лишь бы похвалиться новым автомобилем. Мы с мамой и братом как раз гостили на выходных у маминых родителей и папин товарищ вызвался нас привезти домой. До сих пор помню - заходит папа с другом, берём вещи, идём к машине и там, вместо ожидаемого нашего "Москвича" стоит "восьмёрка"! И мы на ней едем 120 километров домой - у меня было время рассмотреть все детали, так что в понедельник я получил даже не пять минут, а целый день славы - я был первым из всех одноклассников, кому довелось прокатиться на "Спутнике" - а это была чуть ли не первая такая машина не только на весь наш город, но и на наш район! Машина, кстати, уже была "обновлена" - хозяин повёз на ней покататься друзей и когда решил показать какие отличные у неё тормоза - один из друзей не удержался и вылетев с заднего сиденья головой снёс зеркало заднего вида
"Москвич"-412
Такой был у папиного товарища, который жил в соседнем дворе, а его гараж стоял в нашем. Ещё у него же была собака породы эрдельтерьер - так что у меня стойкая ассоциация этой машины с собакой и наоборот
Надо как-нибудь заморочиться и купить нормальные дворники из фототравления
Иж-2125 "Комби"
Первый советский автомобиль с кузовом типа «лифтбэк».
Был у родителей одного из грозненских товарищей. Почему-то он у них стоял где-то в каком-то далёком гараже - хотя у них во дворе частного дома и место для парковки машины было, да и гараж или какой немудрёный навес соорудить можно было - и, вообще, пользовались они машиной крайне редко и для каких-то относительно дальних поездок к родне или на отдых. А так чтоб просто прокатиться по магазинам на машине и речи не было - а жили мы довольно-таки далеко от центра и ехать на рейсовом автобусе было долго. Да ещё и к остановке с горы спуститься, а потом с сумками обратно. Но вот как-то так... Так что машину я эту видел очень редко. Но как же она была красива - наверное в том моём детском рейтинге красивых автомобилей была на втором месте после "двадцать первой" "Волги"
"Москвич"-2140
В 1981 году в нашей семье появилась первая машина - "сороковой" "Москвич" модификации "Д", то есть с дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д под бензин А-76. В очереди на машину стоял дедушка (папин отец), который жил в селе - отсюда и такой необычный и редкий вариант. В цвете "Рубин", чёрная радиаторная решетка с надписью "AZLK", окна без форточек - уххх!!!
Потом папа захотел сменить его на вариант покруче - на Москвич-2140-117 (он же Москвич-2140SL) и нашел подходящую машину, на которой мы даже пару раз ездили в Грозный. Но в последний момент выяснилось, что у продавца есть какой-то хитрый план и при его удачной реализации мы можем запросто лишиться и денег, и машины. Сделка сорвалась. Но приятные воспоминания о машине остались...
Вот такой вот небольшой рассказ у меня получился...
Продолжение следует...