Найти в Дзене
Ярослав Чернышёв

Почему взрослые теряют способность радоваться приключениям?

Детство — это время, когда мир кажется бесконечным полем для игр. Прогулка до школы превращается в исследование неизведанных земель, а обычная палка становится мечом, клюшкой или волшебным посохом — в зависимости от фантазии. Но с возрастом что-то меняется. Мы перестаем видеть в жизни игру. Вместо этого — обязанности, тревоги, усталость. 

Почему так происходит? 

1. Когнитивная ригидность: когда мозг отказывается от игры

С точки зрения нейропсихологии, детский мозг обладает высокой нейропластичностью — он легко адаптируется, создает новые нейронные связи и воспринимает мир как пространство для экспериментов. Но с возрастом формируются устойчивые паттерны мышления. Мы начинаем действовать по шаблонам, потому что это энергетически выгодно: мозг экономит ресурсы, избегая лишней нагрузки. 

Что происходит?

- Мы автоматизируем рутину (одни и те же маршруты, привычки, реакции). 

- Новые впечатления воспринимаются не как приключения, а как угроза стабильности. 

- Снижается уровень дофамина в ответ на простые радости — нужны более сильные стимулы, чтобы почувствовать удовольствие. 

Как это исправить?

- Осознанно нарушать привычные сценарии.Например, сменить маршрут до работы, попробовать есть левой рукой (если вы правша), завести разговор с незнакомцем. Это «перезагружает» мозг и повышает чувствительность к новому. 

- Практиковать «микроприключения» (термин психолога Джона ЛеДона). Это небольшие, но непривычные действия: ночевка в палатке на балконе, ужин с закрытыми глазами, спонтанная поездка на случайной электричке. Они не требуют больших усилий, но возвращают ощущение непредсказуемости жизни. 

---

2. Эффект «выученной беспомощности»: когда мы перестаем верить в возможность изменений

С возрастом накапливается опыт неудач, разочарований и ситуаций, где наши действия не приносили результата. Это формирует выученную беспомощность — убеждение, что от нас ничего не зависит. 

Как это проявляется?

- «Зачем куда-то ехать, если все равно будет то же самое?» 

- «Я уже не тот человек, чтобы радоваться таким пустякам». 

- «Лучше останусь дома — меньше проблем». 

Что делать?

- Вспомнить и записать моменты, когда спонтанность приносила радость. Например, случайная встреча, неожиданная поездка, смешная ситуация. Это напоминает мозгу, что не все подчинено жесткому контролю. 

- Создавать «островки непредсказуемости». Договориться с собой: раз в неделю делать что-то, что выходит за рамки плана. Не обязательно что-то грандиозное — даже маленький шаг (сказать «да» неожиданному предложению) меняет паттерны мышления. 

---

3. Социальные маски: почему взрослым стыдно быть легкомысленными

С детства нас учат: «Веди себя как взрослый», «Не дурачься», «Это несерьезно». Со временем эти установки становятся внутренними запретами. Мы боимся выглядеть глупо, теряем контакт с игровой частью личности. 

Как это работает?

- Стыд за “детское” поведение (Что подумают другие?). 

- Страх потерять авторитет (Я же начальник/родитель/эксперт — мне нельзя дурачиться). 

- Иллюзия “взрослости” — убеждение, что серьезность = зрелость. 

Как вернуть себе легкость?

- Техника «ролевого эксперимента» (из гештальт-терапии). Представьте, что вы актер, которому дали роль человека, умеющего радоваться мелочам. Проживите день в этой роли. Часто после такого «спектакля» психика обнаруживает, что запреты были надуманными. 

- Найти “безопасных” людей, с которыми можно быть спонтанным. Это могут быть старые друзья, творческие сообщества или даже незнакомцы в путешествиях. 

---

4. Дефицит игрового состояния: когда жизнь становится только «надо»

Психолог Михай Чиксентмихайи, автор концепции «потока», доказал: люди счастливее, когда регулярно погружаются в деятельность ради самого процесса, а не результата. Дети умеют это интуитивно — взрослые забывают. 

Как вернуть состояние потока?

- Занятия без цели. Рисовать, не думая о результате. Гулять без маршрута. Играть в игры, где нет «победы» (например, строительство замков из песка). 

- Физическая активность. Танец, скалолазание, плавание — действия, где тело ведет, а ум следует за ним. Это выводит из режима гиперконтроля. 

---

Взрослость — не противоположность детству

Настоящая зрелость — не в отказе от радости, а в умении выбирать, когда быть серьезным, а когда — позволить себе играть. 

Как писал Юнг: 

«Мы не становимся взрослыми, подавив внутреннего ребенка. Мы становимся взрослыми, когда ребенок внутри нас чувствует себя в безопасности».

Не обязательно возвращаться к детству — достаточно просто перестать бояться его проявлений. На эту статью меня вдохновили родители, приехавшие к нам на сплав в лагерь со своими детьми детьми и без сомнений поплыли в дождик на байдарках, хотя были не в самой подходящей одежде и берег был достаточно грязный.

Спасибо вам за такой пример для ваших детей ❤️