Найти в Дзене

Татарские муллы Дрожжановского края на старинных фотографиях

К сожалению, в конце XIX века далеко не все татары спешили в фотосалоны. Тут было много причин: и отсутствие такой привычки (фотография только появилась), и неоднозначное отношение мусульман к изображениям людей. Однако исключение составляли татарские муллы, сдававшие в это время экзамены на знание русского языка.

Как все-таки выглядели наши предки? Предлагаем вашему вниманию несколько дореволюционных фотографий молодых татарских имамов из селений Дрожжановского края.

Имам-хатыб д. Утямышево Симбирского уезда (совр. Тетюшский р-н РТ)  Латфулла Хасянов (уроженец д. Верхний Каракитан Буинского уезда). Фотография 1902 г. Фото: из фонда ГА УО.
Имам-хатыб д. Утямышево Симбирского уезда (совр. Тетюшский р-н РТ) Латфулла Хасянов (уроженец д. Верхний Каракитан Буинского уезда). Фотография 1902 г. Фото: из фонда ГА УО.

Одним из значимых комплексов источников, позволяющих соприкоснутся с историей мусульманских общин Южного Предволжья конца XIX – начала ХХ в., является коллекция фотографий татарских имам-хатыбов, хранящихся в фондах Государственного архива Ульяновской области.

Хотя к началу ХХ столетия фотографии стали массовым достоянием – в крупных городах появилось фотосалоны, фотографироваться стало модно, для сельской местности фотоснимки были весьма редким явлением.

Это было связанно как с дороговизной фотографий, так и отсутствием практической необходимости в них для сельских обывателей. Исключение составляла сельская духовная интеллигенция, в частности татарские имам-хатыбы. Большинство из них хотя бы один раз посещали фотостудию.

Уроженец д. Старое Чекурское, имам-хатыб Зайнулла Махмутов. Фотография 1915 г. Фото: из фонда ГА УО.
Уроженец д. Старое Чекурское, имам-хатыб Зайнулла Махмутов. Фотография 1915 г. Фото: из фонда ГА УО.

Это было связано не только с желанием следовать модному тренду, но и с прямой служебной необходимостью. Дело в том, что по действовавшему на то время имперскому законодательству для получения «указа» и поступления на должность имам-хатыба, кроме получения богословского образования требовалось сдать экзамен на знание русского языка, получить соответствующее свидетельство, которое с фотографией удостоверяющее личность необходимо было предоставить в губернскую канцелярию.

Как отмечает историк Лилия Габдрафикова: "испытания на знания русского языка для многих мулл давались с трудом и, очевидно, власти хотели избежать различных махинаций в этой сфере. Ведь за муллу мог сдать экзамен и получить свидетельство любой другой, более грамотный в этом отношении, татарин. Поэтому требовали подтверждения личности - фотографию".

В дальнейшем эти документы подшивались в «дела» и хранились в архиве губернского правления. Благодаря этому, они сохранились до наших дней и сейчас являются частью фондов государственных архивов.

Имам-хатыб д. Кайбицы Буинского уезда (сов. Кайбицкий р-н РТ) Абдулла Газизов (уроженец д. Большая Цильна Симбирского уезда). Фотография 1905 г. Фото: из фонда ГА УО.
Имам-хатыб д. Кайбицы Буинского уезда (сов. Кайбицкий р-н РТ) Абдулла Газизов (уроженец д. Большая Цильна Симбирского уезда). Фотография 1905 г. Фото: из фонда ГА УО.

Читайте также:

Радик Исхаков, Халида Багаутдинова.