Найти в Дзене

Как в одной татарской деревне построили целых 8 мечетей

Одной из характерных черт татарского населения Предволжья дореволюционного времени, которую отмечали современники, была их высокая религиозность и приверженность мусульманским ценностям. В любой, даже самой маленькой татарской деревне была своя мечеть во главе с имамом, существовали начальные мусульманские школы. В этой публикации мы предлагаем обратить внимание на историю махалли в деревне Малая Цильна Буинского уезда Симбирской губернии. Сегодня татарская деревня Малая Цильна относится к Дрожжановскому району Республики Татарстан. В преобладающей инокультурной среде мечеть для татар этого региона выполняла функцию коммуникатора связи и культурного цента, места встречи, общения, обмена информации. Именно вокруг мечети строилась повседневная жизнь деревни. Размеренность жизни селения определялось азаном. Ежедневно крестьяне собирались на пятикратную молитву. Даже в самое «жаркое» время, во время полевых работ хлебопашцы услышав призыв спешили на молитву в свою мечеть. Особое значение
Оглавление

Сегодня трудно представить не то что восемь мечетей, даже две мечети в одной татарской деревне. Исключение составляют лишь большие татарские селения-города в Центральной России (например, Средняя Елюзань в Пензенской области). А в царское время такое встречалось и в других местностях. Например, в начале ХХ века построили восьмую мечеть в одной из деревень Буинского уезда.

Одной из характерных черт татарского населения Предволжья дореволюционного времени, которую отмечали современники, была их высокая религиозность и приверженность мусульманским ценностям. В любой, даже самой маленькой татарской деревне была своя мечеть во главе с имамом, существовали начальные мусульманские школы. В этой публикации мы предлагаем обратить внимание на историю махалли в деревне Малая Цильна Буинского уезда Симбирской губернии.

Сегодня татарская деревня Малая Цильна относится к Дрожжановскому району Республики Татарстан.

В преобладающей инокультурной среде мечеть для татар этого региона выполняла функцию коммуникатора связи и культурного цента, места встречи, общения, обмена информации. Именно вокруг мечети строилась повседневная жизнь деревни.

Размеренность жизни селения определялось азаном. Ежедневно крестьяне собирались на пятикратную молитву. Даже в самое «жаркое» время, во время полевых работ хлебопашцы услышав призыв спешили на молитву в свою мечеть. Особое значение имела пятничная молитва на которую собиралось все взрослое население деревни мужского пола. Пятничная молитва была для сельчан не просто совершением праздничной хутбы но и местом встречи с односельчанами и друзьями, где они наряду с исполнением религиозных треб могли обсудить бытовые вопросы из жизни сельской общины, попросить совета у своего имама и пр.

В связи с быстрым увеличением численности жителей татарских деревень в XIX – начале ХХ в., во многих многолюдных аулах действовало несколько самостоятельных мусульманских общин (махаллей) и мечетей.

В Буинском уезде Симбирской губернии одним из таких селений была Малая Цильна (совр. Дрожжановский р-н РТ). В конце XIX в. (1897 г.) здесь проживало 3376 татар-мусульман. По сути, это был населенный пункт, сравнимый с небольшим уездным городом России. А в так называемых заштатных городках (например, Арск) населения могло быть еще меньше.

Поэтому в этом татарском селении-городе действовало семь (!) соборных мечетей. По данным на 1908 г. к первой махалле д. Малая Цильна относилось 114 дворов (339 чел. мужского пола (м.п.)), ко второй – 89 дворов (256 чел. м.п.), к третьей – 119 дворов (321 чел. м.п.), к четвертой – 81 дворов (236 чел. м.п.), к пятой – 96 дворов (265 чел. м.п.), к шестой – 76 дворов (207 чел. м.п.), к седьмой – 86 дворов (208 чел. м.п.) местных жителей.

Но даже этого было мало...

Рост численностей сельского населения привел к тому, что уже к началу ХХ в. во время праздничных намазов здания культовых заведений аула с трудом вмещали всех желающих.

Другой существенной проблемой для прихожан была отдаленность мечетей от мест их жительства, что создавало для них дополнительные трудности. Все это привело к тому, что в 1908 г. часть малоцильнинцев решает образовать новый приход. 25 сентября 1908 г. 79 домохозяев (227 чел. м.п.) составили приговор о строительстве восьмой соборной мечети, который заверили сельские старосты 1 части Алим Гафаров и 2 части Миннибай Тухватуллов.

Подписка духовенства д. Малая Цильна о согласии на строительство 8 соборной мечети, с автографами имам-хатыбов и азанче семи приходов, от 18 сентября 1908 г. Из фонда Госархива Ульяновской области.
Подписка духовенства д. Малая Цильна о согласии на строительство 8 соборной мечети, с автографами имам-хатыбов и азанче семи приходов, от 18 сентября 1908 г. Из фонда Госархива Ульяновской области.

Что было нужно для открытия новой мечети?

По действующему на то время имперскому законодательству для строительства мечети и образования самостоятельного мусульманского прихода требовалось соблюсти несколько правил:

  1. общая численность прихожан махалли соборной мечети не должно было быть меньше 200 чел. мужского пола;
  2. против создания нового прихода не должны были выступать местное духовенство;
  3. у общины должны были достаточные средства и необходимый земельный участок для строительства мечети;
  4. а также составленный архитектурный план культового здания.

Все эти требования были выполнены жителями д. Малая Цильна, что позволило Симбирскому губернскому правлению 14 марта 1909 г. разрешить строительства новой деревянной мечети. Постройка мечети была завершена к 4 июлю 1909 г.

А как стать имамом?

В качестве духовного руководителя нового прихода был избран местный житель Замалетдин Алимов. К этому времени молодой имам окончил десятилетний курс мусульманских наук в медресе д. Старое Тимошкино Сенгилеевского уезда Симбирской губернии у известного мугаллима и богослова Абдрахмана Зиятдинова Мустакимова, успешно прошел испытания по исламскому вероучению в Оренбургской магометанском духовном собрании (г.Уфа) и знанию русского языка в Симбирском городском училище. Это позволило ему получить официальное разрешение (указ) на замещение должности имам-хатыба восьмой соборной мечети д. Малая Цильна.

Имам-хатыб 8 соборной мечети д. Малая Цильна Замалетдин Алимов. Фото 1909 г. Из фонда Госархива Ульяновской области.
Имам-хатыб 8 соборной мечети д. Малая Цильна Замалетдин Алимов. Фото 1909 г. Из фонда Госархива Ульяновской области.

23 июля 1910 г. ему в помощь был назначен местный житель Шарифзян Сибгатуллин исполнявший при мечети обязанность азанче (муэдзина). Так был создан восьмой приход д. Малая Цильна просуществовавший до конца 1920-х гг.

Радик Исхаков

На нашей странице мы планируем знакомить вас с историей и
выдающимися личностями Горной стороны Татарстана.

Приглашаем Вас в увлекательное историческое путешествие,

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!