Найти в Дзене
Из истории Нижнее-Чекурской неполной средней школы (1936-1939 годы)
В СССР, с 1934 года, была создана единая общеобразовательная система. На ее базе работали: начальная (4 года), неполная средняя (7 лет) и средняя (10 лет) школы. Постановлением от 3 сентября 1935 г. было установлено общее для всей страны начало учебного года – с 1 сентября. В эти годы в деревне Нижнее Чекурской действовала неполная средняя школа. Здесь, в основном, работали татарские и чувашские педагоги. На 18 мая 1937 г. в штате школы числилось 15 учителей. В их числе: Ишуков Киям Салихович (1911 г...
1 месяц назад
Новый источник по истории татарских родов Предволжья
На сегодняшний день, мы фактически располагаем всего несколькими значимыми документами комплексами данной эпохи, изданными в начале ХХ века в виде сборников симбирскими археографами. Эта: Несмотря на то, что в последнем сборнике представлены судебные документы («спорные дела») начала XIX в., эти материалы имеют исключительно важное значение для истории татарских селений и родов Предволжья более раннего периода, так как в них содержатся списки (копии) актовых и делопроизводственных материалов XVII в...
2 месяца назад
Научная экспедиция в Дрожжановском районе РТ
Место родового дома Хади Атласи, потрясающие женские украшения, старинные татарские рукописи и эпиграфические памятники... Какое еще историко-культурное наследие можно найти на "Горной стороне"? 10-11 июля 2025 г. сотрудники отдела истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ побывали в в Дрожжановском районе Республики Татарстан. Главной целью командировки стало изучение истории татарских населенных пунктов Горной стороны. Жители Дрожжановского края сохранили и пронесли через столетия древние пласты татарской культуры, богатый фольклор, исторические предания...
3 месяца назад
"Занимался крупной мануфактурной торговлей, политически вредный"
В конце XIX-начале XX века в деревне Старое Шаймурзино купцами были братья Гимадетдин и Мингазетдин Шамсутдиновы. Их промысел продолжили сыновья. Они держали магазины, торговали на базарах и ярмарках. Конечно, были у них и помощники (приказчики). Занимались также Шамсутдиновы оптовой закупкой и продажей скота (гурта), который перебрасывали из Орска и Оренбурга. Изменения, произошедшие в стране после революции, не обошли стороной и сельское население. Религиозные деятели, купцы, крестьяне среднего достатка в целом были лишены избирательной свободы...
3 месяца назад
От Нового Тинчали до Томска: путь Ибрагима Биккулова
Он родился в селе Новые Тинчали Буинского уезда Симбирской губернии (в настоящее время – Буинский район Республики Татарстан) в семье муллы. Получил образование, сначала в медресе города Буинска, а затем, с 1904 по1908 год, в престижном Казанском медресе «Мухаммадия». В этот период он подружился с известным татарским писателем Фатихом Амирханом, причем дружба эта длилась долгие годы, доказательством чего стало участие И.Биккулова в организации похорон Амирхана. В Казани он также познакомился с...
3 месяца назад
Татарские селения Горной стороны: прошлое и настоящее
20 июня 2025 г. Институт истории им. Ш.Марджани Академии наук Республики Татарстан провел научно-практическую конференцию «Татарские селения Горной стороны: прошлое и настоящее». Конференция была направлена на консолидацию усилий ученых и краеведов, занимающихся историей и культурой татарских деревень Южного Предволжья. Конференцию прошла в с.Нижнее Чекурское Дрожжановского муниципального района РТ. Основными целями мероприятия были: популяризация историко-культурного наследия татар, развитие краеведческого...
4 месяца назад
Татарские муллы Дрожжановского края на старинных фотографиях
Как все-таки выглядели наши предки? Предлагаем вашему вниманию несколько дореволюционных фотографий молодых татарских имамов из селений Дрожжановского края. Одним из значимых комплексов источников, позволяющих соприкоснутся с историей мусульманских общин Южного Предволжья конца XIX – начала ХХ в., является коллекция фотографий татарских имам-хатыбов, хранящихся в фондах Государственного архива Ульяновской области. Хотя к началу ХХ столетия фотографии стали массовым достоянием – в крупных городах...
4 месяца назад
Социальная и военная организация симбирских служилых татар (вторая половина XVII в.)
В 1647 г. под Карсун было отравлено 30 алатырских конных татар. Основной их задачей было не охрана возводимой засечной черты, а «дозоры» на «крымской стороне», то есть разведка с целью выявления потенциальной военной угрозы из степной зоны Заволжья. По переписным книгам С. Аненнкова в 1648 г. на службу по Карсунской засеке было записано 435 «курмышских татар детей их братьи и племенников и захребетников». За службу они получали 6 рублей денежного жалования и поместные земли. Согласно сметным спискам военных сил Московского царства в 1651 г...
5 месяцев назад
Формирование татарских селений Симбирского уезда: середина XVII века
Являясь контактной зоной, где соприкасались и взаимодействовали представители оседлых земледельческих и скотоводческих сообществ, лесостепная зона Предволжья испытывала разнонаправленную динамику миграционных процессов. В периоды военно-политической стабильности плодородные земли приграничья активно осваивались земледельческим населением. Напротив, в эпохи нестабильности и ослабления централизованных государств происходил значительный отток оседлого населения в более безопасную лесную зону. Такой процесс можно было наблюдать с начала XVI в...
5 месяцев назад
Поэт-фронтовик Заки Нури
После окончания сельской семилетки учился в Лубянском лесном техникуме. Первые свои стихи напечатал в пионерской газете «Яшь ленинчы», во время учебы в техникуме. В мае 1941 г. Заки Нури был призван в армию. Войну встретил на западной границе артиллеристом-наводчиком. Оказавшись в тылу, участвовал в организации партизанского движения в лесах Белоруссии. За проявленную отвагу, смелость и мужество Заки Нури был награжден орденом Отечественной войны, боевыми медалями. Имея за плечами большой жизненный...
5 месяцев назад
Габдулла Тукай и Горная сторона Летом 1910 года Габдулла Тукай поехал из Казани в татарскую деревню Молвино (Муллаиле) Свияжского уезда Казанской губернии. Это очень старинное поселение, известное еще со времен Казанского ханства. Пригласил его туда местный мугаллим (учитель) Гиззатулла Карапай. Интересно, что одна из улиц деревни называлась "Кала капкасы" ("Городские ворота"). Потому что именно с этой стороны сельчане выезжали в Казань, по этой улице въехал в Молвино и Габдулла Тукай. Остановился поэт прямо в школе, т.к. именно в этом здании проживал и сам Гизатулла мугаллим. Мектеб находился на "Олы урам" (Большой улице), рядом с мечетью (түбән баш мәчете). Тукай переночевал в комнате ("квартире") учителя и по своей странной привычке оставил на стене запись - собственные стихи. В памяти местных жителей сохранились только две строчки из этого стихотворения: Мужик үрә чабата, Үрә-үрә таң ата. Источник
5 месяцев назад
Когда появились чувашские поселения в Предволжье?
Чуваши Предволжского региона Республики Татарстан являются частью одной из трех этнографических групп чувашского народа – анатри (низовые чуваши). Они формируют отдельную территориальную группу в ее составе – хирти (степные чуваши). Преимущественно представители данной группы проживают в бассейне р. Свияга и ее притоков. Наряду с западными регионами Республики Татарстан (Апастовский, Верхнеуслонский, Буинский, Тетюшский, Дрожжановский р-ны) их селения расположены в Цильнинском р-не Ульяновской области, Шемуршинском и Яльчикском р-нах Чувашской Республики...
6 месяцев назад