Найти в Дзене

История Хади Атласи, который был сначала Мифтахетдиновым

Хади Атласи родился 29 августа 1876 года во втором браке отца. У Мифтахетдина-муллы было много детей, в основном, дочери. Вот и со второй супругой Сарвиджамал у него были четыре дочери и один сын - Мухамметхади. Детям он дал хорошее начальное образование. Например, будущий татарский историк научился у своего отца основам ислама, арабскому, персидскому и турецким языкам. Но этого было, конечно, мало, тем более в эпоху реформ. Поэтому юный Хади отправился учиться в уездный город - Буинск. Там талантливый шакирд продолжил обучение в медресе у Нургали Буави (Нургали Хасанова). Кстати, в эти же годы Мухаммет-Хади самостоятельно освоил русский язык, что ему очень сильно пригодилось в жизни (но об этом позже). В Буинском медресе он был не просто шакирдом, но и выполнял обязанности хальфы (помощника учителя). Казалось бы, после обучения в Буинске он должен был вернуться на родину - в Нижнее Чекурское. Но все складывалось немного иначе. Любознательный ум молодого Мухаммет-Хади стремился к н

Известный татарский историк Хади Атласи, автор книг о Казанском, Сибирском ханствах, о царице Сююмбике, родился на Горной стороне. Так называется историческая область на правом, высоком берегу Волги (Тау ягы). Отцом Х.Атласи был Мифтахетдин Хамдиев, мулла деревни Нижнее Чекурское Буинского уезда Симбирской губернии. О непростом пути знаменитого историка - в нашей публикации.

Хади Атласи родился 29 августа 1876 года во втором браке отца. У Мифтахетдина-муллы было много детей, в основном, дочери. Вот и со второй супругой Сарвиджамал у него были четыре дочери и один сын - Мухамметхади. Детям он дал хорошее начальное образование. Например, будущий татарский историк научился у своего отца основам ислама, арабскому, персидскому и турецким языкам. Но этого было, конечно, мало, тем более в эпоху реформ. Поэтому юный Хади отправился учиться в уездный город - Буинск.

Там талантливый шакирд продолжил обучение в медресе у Нургали Буави (Нургали Хасанова). Кстати, в эти же годы Мухаммет-Хади самостоятельно освоил русский язык, что ему очень сильно пригодилось в жизни (но об этом позже). В Буинском медресе он был не просто шакирдом, но и выполнял обязанности хальфы (помощника учителя).

Шакирды Буинского медресе "Нурия" в начале ХХ века
Шакирды Буинского медресе "Нурия" в начале ХХ века

Казалось бы, после обучения в Буинске он должен был вернуться на родину - в Нижнее Чекурское. Но все складывалось немного иначе. Любознательный ум молодого Мухаммет-Хади стремился к новым горизонтам. Так в 1899 г. он поехал в Оренбург, где стал слушателем педагогических курсов в Сеитовом Посаде, организованных купцом Гани-баем Хусаиновым. Шакирды изучали там новейшие педагогические методики (новый метод или джадидский), а Х.Атласи начал к тому же серьезно изучать русскую и европейскую научную литературу. Одним из преподавателей этих курсов был писатель и журналист Фатих Карими, уроженец Бугульминского уезда Самарской губернии, получивший добротное образование в Стамбуле.

Началом нового этапа жизни Хади Атласи стал экзамен в Оренбургском магометанском духовном собрании, в Уфе, в ноябре 1902 года. После успешной сдачи экзамена он получил свидетельство на право исполнения обязанностей муллы и мугаллима медресе. Уже в мае следующего 1903 года Самарское губернское правление утвердил его на должности имама первой соборной мечети деревни Альметьево (ныне г.Альметьевск) Бугульминского уезда Самарской губернии.

Став муллой, Хади Атласи развернул активную просветительскую деятельность, реформировал приходское медресе, основал новометодную школу для девочек. Занимаясь научно-исследовательской работой, часто выступая в национальной прессе с актуальными публицистическими статьями, прогрессивный мулла становится одним из самых ярких представителей обновленческого движения татарского народа.

Хади Атласи с семьей в 1908 году. Его супруга Хусникамал была уроженкой д. Нижние Чершили Бугульминского уезда и являлась родственницей татарских просветителей Фатиха Карими и Ризаэтдина Фахретдинова.
Хади Атласи с семьей в 1908 году. Его супруга Хусникамал была уроженкой д. Нижние Чершили Бугульминского уезда и являлась родственницей татарских просветителей Фатиха Карими и Ризаэтдина Фахретдинова.

В своих многочисленных брошюрах и статьях Хади Атласи обрушивается с резкой критикой на мусульманских консерваторов и православных миссионеров, призывает татар приобщаться к достижениям мировой культуры, много внимания уделяет проблемам татарской идентичности, истории, языка и народного наследия.

Вероятно, в альметьевский период своей деятельности он взял себе творческий псевдоним Атласи (араб. гладкий), который и стал вскоре его официальной фамилией. Хотя перо ученого по своей стилистике было ярким и гладким, оно отличалось хорошей публицистической злостью и остротой.

Активная жизненная и общественная позиция принесли альметьевскому мулле всенародную известность. Он был непосредственным участником всероссийских мусульманских съездов начала ХХ века, а с 20 февраля по 2 июня 1907 года депутатом II-й Государственной Думы России от населения Самарской губернии. Он входил в Мусульманскую трудовую группу и принимал участие в издании газеты «Дума».

Хади Атласи  (третий слева) среди депутатов-мусульман Госдумы. 1907 год.
Хади Атласи (третий слева) среди депутатов-мусульман Госдумы. 1907 год.

В годы реакции, с началом политического преследования татарских джадидов, против Хади Атласи было возбуждено первое дело, связанное с публикацией в 1906 году брошюры «Яңа низам вә голямаларымыз», в которой он критиковал деятельность правительства. Издатель книги, друг Атласи – Фатих Карими отделался штрафом, а сам автор по приговору Саратовской судебной палаты приговорен к трем месяцам заключения в крепости. Весь тираж издания был изъят и сожжен.

К сожалению, вместе с наказанием последовало и обязательное в таких случая лишение указа на исполнение должности имам-хатиба. Мусульмане первой махалли Альметьевска попытались вернуть Мухаметхади хазрата и написали специальное прошение по этому поводу 18 января 1910 года, но все было тщетно. Оренбургское магометанское духовное собрание отказало просителям, сославшись на то, что восстановлением в должности занимается губернское правление. Таким образом, власти окончательно лишили Атласи духовного сана.

Впрочем последующие годы стали наиболее продуктивными в жизни опального муллы. Он начал много времени уделять научной работе, журналистике. Вместе со своей супругой Хусникамал абыстай возродил закрытую было на волне политических преследований школу для девочек.

Особенно Мухаметхади интересовала история, проблемы этногенеза и развития государственности татарского народа. Вдохновленный книгами Шигабутдина Марджани, Ризаэтдина Фахретдина, Хасан-Гаты Габаши, ученый полностью погрузился в исследовательский процесс.

Его по праву можно назвать классиком татарской исторической науки, внесшим определяющий вклад в изучение средневековых тюрко-татарских государств. Замечательные труды ученого «Себер тарихы» («История Сибири»). — Казань, 1911; «Сөен-Бикә» («Сююмбике»). — Казань, 1914; «Казан ханлыгы» («Казанское ханство»). — Казань, 1914., составляют золотой фонд национальной историографии.
Одно из переизданий книги Х.Атласи.
Одно из переизданий книги Х.Атласи.

В феврале 1917 года Хади Атласи вместе с семьей переезжает в Бугульму и посвящает себя общественной и педагогической деятельности. Работает в органах земского самоуправления, преподает в школе. Он был воодушевлен идеей возрождения национальной государственности, поэтому активно участвовал в правительстве и парламенте “Идел-Урала”. Ученый категорически не принимал большевистскую идеологию. Он поддержал установление “белой” власти в период гражданской войны, затем пытался эмигрировать, отступая с войсками Колчака. Все это предопределило судьбу выдающегося сына татарского народа.

В 1920 году находился в тюремном заключении в г.Чистополь, через девять лет был арестован и судим за тесное сотрудничество с Мирсаидом Султан-Галиевым.

Хади Атласи протестовал против введения латинского алфавита, продолжал чтение лекций по истории татарских ханств. В результате был осужден на 10 лет лагерей и как многие репрессированные татарские интеллектуалы отбывал срок на Соловках. Освободился он через три года по состоянию здоровья. Но, это была всего лишь передышка перед новыми мучениями.

Хади Атласи в 1936 году.
Хади Атласи в 1936 году.

В 1936 году прославленного татарского историка вновь арестовали по ложному доносу. Решением тройки НКВД 27 октября 1937 года он был приговорен к высшей мере наказания за антисоветскую деятельность,и, в первую очередь, за сотрудничество с администрацией Колчака. Приговор приведен в исполнение в Казани 15 февраля 1938 года.

Так трагически закончился земной путь знаменитого уроженца деревни Нижнее Чекурское из Горной стороны.