Найти в Дзене
Альтернативная история

«Маленький Вилли» начинает и проигрывает

Сегодня мы вновь совершим экскурсию в наш танковый музей, начиная практически с истоков. Точнее, с того, что осталось от этих истоков в виде металла. И это будет британский танк «Маленький Вилли», с которого, по сути, началась вся танковая эра. История началась в августе 1915 года, когда в разгар европейской войны в Ливерпуль прибыл мирный американский корабль с мирным грузом: четырьмя гусеничными тракторами из США с полным комплектом запчастей. Изначально предполагалось использовать их для транспортировки тяжелой артиллерии. Однако, судьба распорядилась иначе. 3 августа полковнику Кромптону доложили об их прибытии, и он немедленно распорядился перевезти технику в Бартон-он-Трент, на испытательный полигон 20-й эскадрильи Королевской военно-морской авиации. Кромптон не сразу прибыл на место, так как занимался подготовкой чертежей для Адмиралтейского комитета по сухопутным кораблям. Да, в то время в Англии существовал комитет, целью которого было создание принципиально нового типа боевой

Сегодня мы вновь совершим экскурсию в наш танковый музей, начиная практически с истоков. Точнее, с того, что осталось от этих истоков в виде металла. И это будет британский танк «Маленький Вилли», с которого, по сути, началась вся танковая эра.

Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

История началась в августе 1915 года, когда в разгар европейской войны в Ливерпуль прибыл мирный американский корабль с мирным грузом: четырьмя гусеничными тракторами из США с полным комплектом запчастей. Изначально предполагалось использовать их для транспортировки тяжелой артиллерии. Однако, судьба распорядилась иначе. 3 августа полковнику Кромптону доложили об их прибытии, и он немедленно распорядился перевезти технику в Бартон-он-Трент, на испытательный полигон 20-й эскадрильи Королевской военно-морской авиации. Кромптон не сразу прибыл на место, так как занимался подготовкой чертежей для Адмиралтейского комитета по сухопутным кораблям. Да, в то время в Англии существовал комитет, целью которого было создание принципиально нового типа боевой машины.

Самый первый вариант с «гусеницами от экскаватора»: «№1. Линкольн»
Самый первый вариант с «гусеницами от экскаватора»: «№1. Линкольн»

Комитет по «сухопутным кораблям» отказался от колесных машин в пользу гусеничных. Некоторые члены комитета поддерживали идею сочлененных машин большой длины, но Кромптон и его помощник, лейтенант Уолтер Вильсон, опасались за прочность соединения. Теоретически, сочлененная машина должна была преодолевать препятствия, например, воронки от снарядов, за счет вытягивания одной половиной другую. Однако испытания показали ненадежность такой конструкции.

В итоге было решено использовать шасси американских тракторов, которые не имели сочленений. Секретарь комитета, Альберт Штерн, связался по телефону с инженером Уильямом Триттоном из компании «Уильям Фостер и К» и договорился о создании «сухопутного корабля» на базе одной секции.

Монтируется макет башни!
Монтируется макет башни!

Вскоре тракторы были доставлены в Линкольн, на предприятие Триттона. 11 августа там собрались все заинтересованные лица. Триттон и Уолтер усомнились в качестве американской техники. Например, траки гусениц приходилось крепить к звездочкам кувалдой. Кроме того, несмотря на указание Кромптона о необходимости подъема носовой части тракторов, этого сделано не было. В результате гусеницы прилегали к земле по всей длине, как у современных экскаваторов. Высказав немало критики в адрес американских производителей, работу над «кораблями» все же начали.

8 сентября 1915 года первая машина была готова, но испытания показали ее полную неуправляемость. Началась переделка. 14 сентября был представлен новый вариант с приподнятой ходовой частью. 19 сентября члены комитета Юстас Теннисон д’Айнкорт, Эрнест Свинтон и Уолтер Вильсон осмотрели машину. Затем, укрыв ее брезентом, первый в истории танк отправили на Кросс-Клифф Филд для испытаний. Траки часто соскальзывали, но, несмотря на это, 21 сентября комитет отправил Триттону телеграмму: «Баллада умер на испытательной площадке вчера утром», что означало «рождение» танка.

Новые траки, новые обвод гусениц. К испытаниям готов!
Новые траки, новые обвод гусениц. К испытаниям готов!

Триттон предложил использовать штампованные траки, что повышало прочность и упрощало технологию. Несмотря на то, что основания траков по-прежнему отливались, требовалась точная разметка и сверление отверстий для болтов, обеспечивающих надежное соединение гусеничной ленты. 3 декабря 1915 года на прототип установили новые траки. Испытания во дворе завода «Фостер» показали, что новая машина превосходит предыдущую версию. Открытый гусеничный обвод был закрыт металлическим листом, что увеличило жесткость крепления колесных пар и предотвратило сваливание гусениц. При подъеме краном провисание не превышало дюйма.

Поехали! Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!
Поехали! Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!

Триттон и Вильсон были довольны результатом, но знали, что «Маленький Вилли» не будет дорабатываться. Название появилось из-за сходства машины с конструктором Вильсоном, что было проявлением британского юмора. Первая машина Триттона и Вильсона называлась «№1. Линкольн». Важно отметить, что в середине августа они начали работу над танком «Мать», а к началу декабря был готов его деревянный макет.

Колеса просто огромные…
Колеса просто огромные…

Стало очевидно, что разработка оказалась неудачной, хотя гусеничная база и ходовая часть функционировали исправно. На испытаниях танк демонстрировал неловкие движения, что объяснялось наличием массивной хвостовой тележки с крупными рулевыми колесами. Управление осуществлялось водителем с помощью тросовой системы, позволявшей отклонять тележку в стороны для поворота танка. Однако радиус поворота был слишком велик. Военные посчитали, что «Маленький Вилли» не сможет преодолеть рвы достаточной ширины и вертикальные препятствия необходимой высоты.

«Вилли» на Доллис Хилл
«Вилли» на Доллис Хилл

Примечательно, что изначально танк планировался с внушительной башней, приспособленной для установки 40-мм автоматической пушки «пом-пом». Это соответствовало первоначальному проекту «сухопутного корабля», предусматривавшему наличие «пом-пом» в башне. В лобовой броневой плите должен был располагаться пулемет, а в корпусе – отверстия для стрельбы из личного оружия экипажа. Однако, если на «Линкольне» макет башни еще присутствовал, то на «Маленьком Вилли» от нее отказались, сосредоточив усилия на совершенствовании ходовой части.

«Вилли» и рядом с ним сам король!
«Вилли» и рядом с ним сам король!

Хотя именно башенный танк, оснащенный скорострельной пушкой, был более перспективным, чем принятые на вооружение британские «ромбоиды». Военные утратили интерес к «Маленькому Вилли», но утилизировать его не стали. Он оказался в парке Уэмбли в Лондоне без задних колес. К концу 1917 года парк стал местом хранения устаревших британских танков. Там «Вилли» простоял год. В 1919 году он был перевезен в будущий Королевский танковый музей в Бовингтоне, где хранился до 1928 года, когда король Георг V посетил Бовингтон. Во время прогулки король сфотографировался с танком, но это никак не повлияло на его дальнейшую судьбу. Танк был заброшен и зарос терновником на протяжении около 20 лет. Существуют легенды о том, что во время Второй мировой войны «Маленький Вилли» использовался в качестве противодесантного укрепления у Бовингтона, или был спрятан как национальная реликвия, или был перевезен в Глостершир, где стоял у аэродрома. Важно, что танк сохранился в хорошем состоянии, хотя внутри он пуст.

Танк в музее, 1987 г.
Танк в музее, 1987 г.

В 1980 году его перекрасили в матовый серый цвет, который, по мнению специалистов музея, больше соответствовал оригинальной окраске, чем «дип бронз грин» (зеленый с бронзовым оттенком) – традиционный цвет британских танков времен Второй мировой войны, в который он был окрашен ранее.

Перекрашенный «Вилли»
Перекрашенный «Вилли»

Теперь он стоит на почетном месте в зале музея, и каждый его посетитель может увидеть с чего именно начиналось все мировое танкостроение.

«Вилли» в музее, 2013 год
«Вилли» в музее, 2013 год

P. S. Интересно, что, испытав «Маленького Вилли» в качестве ходовой платформы для боевой машины, англичане не сделали даже попытки поставить на него хоть какое-нибудь вооружение. Макет башни с пом-пом, разумеется, не в счет. Когда конструкторы его сняли, они закрыли отверстие под башню железным листом с небольшим зазором и таким образом устроили нечто вроде вентиляционного грибка плоской формы. Правда, на машине были предусмотрены девять стрелковых амбразур, однако нигде не сказано о том, что из «Маленького Вилли» хотя бы раз стреляли на ходу.

Танк в трех проекциях (рис. А. Шепса)
Танк в трех проекциях (рис. А. Шепса)

А между тем его конструкция вполне позволяла установить на нем два боковых спонсона и в каждом поставить или по два пулемета, или по два 37-мм орудия Гочкиса. Хотя конструкторам изначально не понравилась проходимость машины, почему они и выбрали вариант с «ромбическим шасси», но и в таком варианте первый британский танк фактически не уступал бы французскому танку CAI «Шнейдер». Почему так сделано не было и почему самый первый британский танк так и не был проверен стрельбой? Сегодня мы можем только гадать на эту тему…

Танк «Маленький Вилли» в гипотетическом варианте с башней и пулеметными спонсонами (рис. А. Шепса)
Танк «Маленький Вилли» в гипотетическом варианте с башней и пулеметными спонсонами (рис. А. Шепса)

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Юрий Пашолок. Первая попытка создать маневренный танк - Альтернативная История
Архивы танк Little Willie - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/malenkij-villi-nachinaet-i-proigryvaet/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉