Найти в Дзене
Эстетика Эпох

Средневековье и «Золотой век» ислама: два мира, две дороги науки и культуры

Эпоха Средневековья (примерно V-XV века) в Европе и в мусульманском мире представляет собой поразительный контраст путей развития. В то время как Европа переживала период, часто называемый "Темными веками", с упадком городов, науки и централизованной власти после падения Рима, на Востоке, особенно в ареале исламской цивилизации, наблюдался мощный подъем. Карл I Великий (742, неподалёку от Майнца, по другим сведениям — под Мюнхеном — 814, в Ахене, Германия) — король франков с 768 года (в южной части — с 771 года), король лангобардов с 774 года, герцог Баварии с 788 года, император Запада с 800 года. Основатель империи Каролингов, «Отец Европы». Прославился не только как завоеватель и создатель империи, но и как основатель придворной Академии, которая стала очагом научных и религиозных знаний, впервые осветивших Тёмные века европейской истории. В эту Академию вошли лучшие умы Европы, в том числе Алкуин, Ангильберт, Теодульф, Эйнхард. Алкуин (родился около 735 года в Йорке, Нор
Оглавление

Эпоха Средневековья (примерно V-XV века) в Европе и в мусульманском мире представляет собой поразительный контраст путей развития. В то время как Европа переживала период, часто называемый "Темными веками", с упадком городов, науки и централизованной власти после падения Рима, на Востоке, особенно в ареале исламской цивилизации, наблюдался мощный подъем.

Карта Римской империи, 306-337 гг.
Карта Римской империи, 306-337 гг.

Великое переселение народов – условное название массовых перемещений в Европе в IV – VII веках, явившихся одной из главных причин падения Западной Римской империи и началом средних веков.
Великое переселение народов – условное название массовых перемещений в Европе в IV – VII веках, явившихся одной из главных причин падения Западной Римской империи и началом средних веков.

Европа, 526 г. Ва́рварские короле́вства — государства (королевства), созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи, в условиях её распада (развала) в V веке, в эпоху великого переселения народов, когда они начали слагаться на развалинах Римской империи.
Европа, 526 г. Ва́рварские короле́вства — государства (королевства), созданные варварскими народами на территории Западной Римской империи, в условиях её распада (развала) в V веке, в эпоху великого переселения народов, когда они начали слагаться на развалинах Римской империи.

Империя Карла Великого, 814 г.
Империя Карла Великого, 814 г.

Портрет Карла Великого (742—814) кисти Альбрехта Дюрера (1511—1513)
Портрет Карла Великого (742—814) кисти Альбрехта Дюрера (1511—1513)

Карл I Великий (742, неподалёку от Майнца, по другим сведениям — под Мюнхеном — 814, в Ахене, Германия) — король франков с 768 года (в южной части — с 771 года), король лангобардов с 774 года, герцог Баварии с 788 года, император Запада с 800 года. Основатель империи Каролингов, «Отец Европы».
Прославился не только как завоеватель и создатель империи, но и как основатель придворной Академии, которая стала очагом научных и религиозных знаний, впервые осветивших Тёмные века европейской истории. В эту Академию вошли лучшие умы Европы, в том числе Алкуин, Ангильберт, Теодульф, Эйнхард.

Карл Великий приветствует Климента Скота и других: он дарит Алкуину (735 — 804) аббатство в Туре. Хроники Франции или Сен-Дени. Франция, вторая четверть XIV века.
Карл Великий приветствует Климента Скота и других: он дарит Алкуину (735 — 804) аббатство в Туре. Хроники Франции или Сен-Дени. Франция, вторая четверть XIV века.

Алкуин (родился около 735 года в Йорке, Нортумбрия, умер 804 года в Туре, Франкское государство) — англо-саксонский учёный, богослов и поэт, один из вдохновителей Каролингского Возрождения.
По приглашению Карла Великого он стал ведущим учёным и преподавателем при дворе Каролингов, где оставался заметной фигурой в 780-х и 790-х годах. До этого он также был придворным канцлером в Аахене. «Самый образованный человек, которого только можно было найти», согласно «Жизнеописанию Карла Великого» Эйнхарда (ок. 817–833), он считается одним из самых выдающихся интеллектуалов эпохи Каролингского возрождения. Среди его учеников было много выдающихся интеллектуалов эпохи Каролингов.

Арабский халифат в VII-IX вв.
Арабский халифат в VII-IX вв.

Арабо-Сасанидская монета с изображением Муавии I
Арабо-Сасанидская монета с изображением Муавии I

Муавия I (Муавия ибн Абу Суфьян) (593, 603 или 605, Мекка, Хиджаз — 680, Дамаск, Омейядский халифат) — шестой халиф Арабского халифата и первый халиф Омейядского халифата c 661 года по 680 год.

Ранние годы:
До завоевания Мекки в 630 году он оставался язычником. Позже принял ислам и был секретарем пророка Мухаммеда.
В 630-х годах участвовал в завоевании Сирии. В 639 году халиф Омар ибн аль-Хаттаб назначил его наместником Сирии. Он неоднократно атаковал земли Византии и завоевал Армению. Опираясь на поддержку местных племен, стал одним из самых влиятельных вассалов халифата.
В 656 году возглавил первую гражданскую войну в истории халифата. Однако новым халифом избрали Али ибн Абу Талиба. После убийства Али в 661 году и отказа от престола его преемника Хасана, Муавия стал единоличным правителем.
Вместо общины верующих, возглавляемой религиозным лидером, он установил наследственно-монархическое правление. Это положило начало Омейядскому халифату.

Правление и реформы:
Перенёс столицу Халифата из Медины в Дамаск.
Учредил несколько бюрократических структур (диванов), чтобы помочь в управлении и централизации Халифата.
Разработал судебную систему.
Поощрял мирное сосуществование с сирийскими общинами христиан.
Позволил местным государственным служащим в провинциях сохранить рабочие места при правительстве Омейядов.

Иван Билибин, 1900. Двор мечети Ал-Азар и университетский комплекс Каира
Иван Билибин, 1900. Двор мечети Ал-Азар и университетский комплекс Каира

Различия в достижениях науки, медицины, искусства и уровне жизни были глубокими, а их причины коренились в политической, экономической и интеллектуальной динамике того времени.

Европа: Тень Империи и Поиск Света

Раннее европейское Средневековье (V-X века) характеризовалось:

Наука и Медицина

Значительный упадок. Многие античные знания (греческие и римские) были утеряны или забыты. Научные изыскания сосредоточились в немногочисленных монастырях, где переписывались и комментировались древние тексты (часто с религиозной интерпретацией). Медицина базировалась на скудных знаниях Галена и Гиппократа, смешанных с суевериями и народными средствами. Практиковались кровопускания, лечение молитвами и реликвиями.

Кровопускание в средние века
Кровопускание в средние века

Искусство

Преобладало религиозное искусство (фрески, иконы, мозаики, иллюминированные рукописи) в романском, а позже готическом стиле. Основная цель – прославление Бога и наставление верующих.


Сцены из жизни царя Давида. «Страница Моргана» из Винчестерской Библии. 1160—1175
Сцены из жизни царя Давида. «Страница Моргана» из Винчестерской Библии. 1160—1175

Светское искусство было развито слабо. Стилистически оно характеризуется Рома́нским стилем — исторический период в развитии западноевропейского искусства либо, в ином, концептуальном определении — исторический тип искусства, сложившийся в раннее средневековье раннехристианского периода ( IV—VII вв.) Готическим стилем, развивавшимся в XII—XIII веках

Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame de Laon) — готический собор в пикардийском городе Лан во Франции. 
Это один из самых ранних готических храмов Франции, предтеча знаменитого Нотр-Дам де Пари. Ланский собор оказал влияние на множество более поздних готических соборов, в частности, его влияние прослеживается в архитектуре соборов Магдебурга, Лимбурга, Шартра, Реймса, Дижона и Парижа. 
Строительство собора началось в 1155 году и продолжалось до 1235 года. В плане это базилика с одним трансептом, башнями и вполне совершенным западным фасадом
Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame de Laon) — готический собор в пикардийском городе Лан во Франции. Это один из самых ранних готических храмов Франции, предтеча знаменитого Нотр-Дам де Пари. Ланский собор оказал влияние на множество более поздних готических соборов, в частности, его влияние прослеживается в архитектуре соборов Магдебурга, Лимбурга, Шартра, Реймса, Дижона и Парижа. Строительство собора началось в 1155 году и продолжалось до 1235 года. В плане это базилика с одним трансептом, башнями и вполне совершенным западным фасадом

Уровень жизни

Крайне низкий для большинства населения. Частые войны, набеги, эпидемии, неурожаи, феодальная раздробленность делали жизнь крестьян (основной массы) тяжелой и нестабильной. Города пришли в упадок, гигиена была на примитивном уровне.

Антисанитария в Европе в средние века
Антисанитария в Европе в средние века

Антисанитария в Европе в средние века
Антисанитария в Европе в средние века

Причины

Распад Западной Римской империи, нашествия варваров, утрата инфраструктуры и торговых связей, доминирование натурального хозяйства, феодальная раздробленность, ограниченность образования (в основном для духовенства).

Дом в стиле Wattle and daub в Северной Европе. Wattle and daub — метод строительства с плетёной решёткой из вертикальных деревянных кольев и горизонтальных полосок (плетень), обмазываемых глиной. В глину могут добавлять землю, песок, солому или навоз.
Дом в стиле Wattle and daub в Северной Европе. Wattle and daub — метод строительства с плетёной решёткой из вертикальных деревянных кольев и горизонтальных полосок (плетень), обмазываемых глиной. В глину могут добавлять землю, песок, солому или навоз.

Мусульманский Мир: Золотой Век Просвещения

Исламская цивилизация достигла пика своего Золотого века, оказав огромное влияние на развитие математики и науки. В это время мир за пределами Европы переживал значительные экономические и научные изменения. Особенно выдающимися были достижения мусульманских учёных.

Они сделали важные открытия в алгебре, геометрии, астрономии, архитектуре и медицине. Кроме того, мусульмане сохранили множество трудов древнегреческих и римских учёных. Эти знания позже сыграли ключевую роль в начале эпохи Возрождения в Европе.

Этот период (VIII-XIII века) отличался:

Наука и Медицина: Невероятный расцвет

  • Математика: Развитие алгебры (ал-Хорезми), тригонометрии, усовершенствование десятичной системы счисления и индийских цифр (ставших "арабскими"), решение сложных геометрических задач.

Аль-Хорезми (Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми) (783, Хива-850) — учёный IX века, математик, астроном, географ и историк.
Аль-Хорезми (Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми) (783, Хива-850) — учёный IX века, математик, астроном, географ и историк.

Некоторые достижения аль-Хорезми:
В математике впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Примерно в 830 году аль-Хорезми создал первый известный трактат по алгебре. Также аль-Хорезми в 834 году отделил алгебру от геометрии.
В области математической географии впервые описал известную к тому времени обитаемую часть Земли, дал карту с 2402 населёнными пунктами и координатами важных мест.
В астрономии является автором первого сборника астрономических и тригонометрических таблиц (зидж). С помощью этих таблиц вычислялось положение светил на небесной сфере, время солнечных и лунных затмений.

  • Астрономия: Создание обсерваторий, точные астрономические таблицы (аль-Баттани), усовершенствование астролябии, критика геоцентрической модели.

Аль-Баттани (858, Харран, 929, Самарра) — средневековый арабский астроном и математик.
Аль-Баттани (858, Харран, 929, Самарра) — средневековый арабский астроном и математик.

Основные достижения:
Проведение множества астрономических наблюдений. По их результатам учёный составил «Сабейский зидж».
Определение наклона эклиптики к экватору. Аль-Баттани получил значение 23°35′41″, что точнее, чем Птолемей.
Вычисление солнечного года. По расчётам учёного, солнечный год составляет 365 дней 5 часов 46 минут и 32 секунды.
Доказательство изменения видимого углового поперечника Солнца и возможности кольцеобразных затмений.
Разработка метода определения условий, при которых можно обозревать новую Луну.
Создание классификации 489 звёзд.
Вклад в тригонометрию. Аль-Баттани впервые использовал синусы вместо греческой хорды, первым разработал концепцию котангенса и составил градуированную таблицу.

  • Медицина: Выдающиеся достижения. Ибн Сина (Авиценна) написал "Канон врачебной науки" – энциклопедию, остававшуюся авторитетом в Европе веками. Ар-Рази (Разес) описал оспу и корь, подчеркивал важность клинических наблюдений. Развивались хирургия, фармакология, гигиена. Создавались первые больницы с системой палат и обучением врачей.

Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до наших времён сохранились только 274.
Научные достижения:
Создание «Канона врачебной науки». Это энциклопедия, содержащая знания, собранные древними учёными и более современные наработки исламских учёных. Ибн Сина описал 600 видов лекарств от распространённых болезней, а также строение некоторых частей тела, в частности глаза и сердца.
Разработка «Книги исцеления». Это энциклопедический труд, разделённый на четыре части, охватывающий такие предметы, как математика, метафизика, естественные науки и логика.
Открытие процесса перегонки эфирных масел. Учёный мог добывать соляную, серную и азотную кислоты, гидроксид натрия и калия.
Изобретение инструмента для астрономических наблюдений. По замыслу Ибн Сины, этот инструмент должен был заменить астролябию.
Разработка учения о темпераменте и характере человека. Учёный выделил такие натуры, как горячая, холодная, влажная и сухая.

  • Философия и Сохранение Знаний: Активный перевод и комментирование трудов Аристотеля, Платона, Галена, Гиппократа и других античных авторов на арабский язык. Развитие собственной философской мысли (аль-Фараби, Ибн Рушд/Аверроэс).

Искусство

Мечеть Омейядов в Дамаске. Мечеть была построена между 706 и 715 годами по инициативе халифа аль-Валида I из династии Омейядов
Мечеть Омейядов в Дамаске. Мечеть была построена между 706 и 715 годами по инициативе халифа аль-Валида I из династии Омейядов

Великая мечеть Кайруана (мечеть Укба) — одна из крупнейших мечетей в Тунисе, расположенная в городе Кайруане. Это памятник исламской архитектуры в Северной Африке, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. 
Мечеть была построена арабским военачальником Укбой ибн Нафи примерно в 670 году н. э. (50 году по исламскому календарю) во время строительства города Кайруан. 
Первоначально религиозное сооружение выполняло функции крепости. Первое здание на месте современной мечети было небольшим и неоднократно перестраивалось. Современный вид мечеть приобрела в 836 году при правлении Зиядат-Аллаха I из династии Аглабидов.
Великая мечеть Кайруана (мечеть Укба) — одна из крупнейших мечетей в Тунисе, расположенная в городе Кайруане. Это памятник исламской архитектуры в Северной Африке, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мечеть была построена арабским военачальником Укбой ибн Нафи примерно в 670 году н. э. (50 году по исламскому календарю) во время строительства города Кайруан. Первоначально религиозное сооружение выполняло функции крепости. Первое здание на месте современной мечети было небольшим и неоднократно перестраивалось. Современный вид мечеть приобрела в 836 году при правлении Зиядат-Аллаха I из династии Аглабидов.

Блестящее развитие архитектуры (мечети, дворцы, мавзолеи с куполами, арками, изразцами, арабесками), каллиграфии как высшей формы искусства, поэзии, музыки, декоративно-прикладного искусства (керамика, ковры, металл). Искусство часто сочеталось с наукой (точные геометрические орнаменты).

«Книга знаний о хитроумных механических устройствах» — труд Исмаила аль-Джазари, написанный в 1206 году. В нём автор описал 50 механических устройств вместе с инструкциями по их конструированию.
«Книга знаний о хитроумных механических устройствах» — труд Исмаила аль-Джазари, написанный в 1206 году. В нём автор описал 50 механических устройств вместе с инструкциями по их конструированию.

Яхья ибн Махмуд аль-Васити — иракско-арабский художник и каллиграф XIII века. 
В 1237 году аль-Васити переписал и проиллюстрировал копию «Макамата» аль-Харири — серии анекдотов социальной сатиры, написанных Аль-Харири из Басры. Всего в книге 96 иллюстраций, все работы аль-Васити. 
Иллюстрации аль-Васити считаются одними из лучших образцов стиля, использовавшегося в XIII веке, и послужили источником вдохновения для современного художественного движения Багдада в XX веке.
Яхья ибн Махмуд аль-Васити — иракско-арабский художник и каллиграф XIII века. В 1237 году аль-Васити переписал и проиллюстрировал копию «Макамата» аль-Харири — серии анекдотов социальной сатиры, написанных Аль-Харири из Басры. Всего в книге 96 иллюстраций, все работы аль-Васити. Иллюстрации аль-Васити считаются одними из лучших образцов стиля, использовавшегося в XIII веке, и послужили источником вдохновения для современного художественного движения Багдада в XX веке.

Яхья ибн Махмуд аль-Васити «Макамата» аль-Харири
Яхья ибн Махмуд аль-Васити «Макамата» аль-Харири

Уровень жизни

В крупных городах (Багдад, Кордова, Каир, Дамаск) уровень жизни был значительно выше европейского. Развитая торговля (включая шелковый путь), ремесла, сельское хозяйство (новые методы орошения, культуры). Города отличались относительной чистотой, наличием бань (хаммамов), больниц, библиотек, университетов (медресе). Образование было более доступным.

Арабские поэты
Арабские поэты

Причины

Обширная, относительно стабильная (особенно при Аббасидах и в Кордовском халифате) и экономически процветающая империя, объединенная языком (арабский) и религией (ислам). Активная торговля, связывающая Азию, Африку и Европу. Религиозная терпимость (особенно в ранний период) и поощрение знаний (идея поиска знания как религиозного долга). Система покровительства наукам со стороны халифов и правителей. Наследие завоеванных культур (Византия, Персия, Индия) и их активное усвоение и развитие.

Причины Различий: Почему Так По-Разному?

Политическая Стабильность

В то время как Европа была раздроблена на множество враждующих феодальных владений, исламский мир (особенно в период расцвета) представлял собой крупные, централизованные государства (халифаты) с развитой администрацией, обеспечивающие безопасность торговых путей и покровительство наукам.

Экономическая База

Процветающая торговля на пересечении континентов была двигателем экономики и источником богатства, которое могло направляться на науку, искусство и инфраструктуру. Европа же была преимущественно аграрной и изолированной.

Великий шелковый путь в средние века
Великий шелковый путь в средние века

Базар Великого шелкового пути
Базар Великого шелкового пути

Интеллектуальная Открытость

Мусульманский мир активно впитывал и развивал знания завоеванных и соседних цивилизаций (греческой, персидской, индийской, китайской). Европа, отрезанная от этих источников и переживавшая кризис, долгое время была замкнута на себе.

Отношение к Античному Наследию

Исламские ученые целенаправленно переводили и изучали античные труды. Европа же многие из этих текстов утратила и лишь позже, через арабские переводы и комментарии (часто сделанные в Испании и Сицилии), смогла заново открыть для себя Аристотеля и других.

Роль Городов

Города в исламском мире были центрами торговли, ремесла, науки и культуры. В Европе же города начали возрождаться и набирать силу лишь в Высокое Средневековье (после XI века).

Кордовский халифат (929–1031), ок. 1000 г. Кордовский эмират, а с 929 года - Кордовский халифат, был арабским исламским государством, которым правила династия Омейядов с 756 по 1031 год.
Кордовский халифат (929–1031), ок. 1000 г. Кордовский эмират, а с 929 года - Кордовский халифат, был арабским исламским государством, которым правила династия Омейядов с 756 по 1031 год.

Некоторые достижения Кордовского халифата, которыми он славился:
Архитектура. В халифате было построено множество величественных мечетей, дворцов и других зданий, которые славились своей красотой и мастерством исполнения. Например, мечеть Кордовы, которая считается одной из самых больших мечетей в мире.
Наука и образование. Кордовский халифат был центром образования и науки в Европе. Здесь развивались такие науки, как математика, астрономия, медицина и философия. Халифат привлекал учёных со всего мира, и здесь были созданы важные научные труды.
Литература. В халифате развивалась богатая литературная традиция. Здесь были созданы произведения на арабском, персидском и других языках. Литература охватывала широкий спектр тем, включая поэзию, прозу и религиозные тексты.
Искусство. Кордовский халифат славился своим искусством, включая живопись, каллиграфию и керамику. Эти виды искусства использовались для украшения зданий, книг и других предметов.
Торговля. Халифат был важным центром торговли в Европе. Он контролировал важные торговые пути, соединявшие Европу и Азию. Это способствовало развитию экономики и культуры.
Религиозная терпимость. Несмотря на то что халифат был исламским государством, он отличался религиозной терпимостью. Здесь проживали люди разных вероисповеданий, и им гарантировались права и свободы.
Социальные реформы. Халифат проводил социальные реформы, направленные на улучшение жизни населения. Были созданы системы образования, здравоохранения и социальной защиты.

Севильский Алькасар — королевский дворец в городе Севилья (Андалусия, Испания).
В IX в. на землях Испании господствовали арабы. На месте сегодняшнего величественного замка находился арабский форт Аль-Муварак, который неоднократно изменялся.
Когда к власти пришел род мавританских Альмохадов, форт перестроили в дворец. Тогда возвели святилище, крепостные башни и Гипсовый дворик. С того времени комплекс зданий многократно перестраивали и добавляли к нему новые строения.
В 1254 г. по приказу Альфонсо XI было возведено 3 зала в готическом стиле. Постройку крепости относят к 1361 г. На ее руинах начали возводить замок с чертами арабского зодчества при короле Кастилии Педро I Жестоком.

Заключение: Встреча Двух Миров и Наследие

Контраст между средневековой Европой и мусульманским миром не был абсолютным. К XII-XIII векам Европа начала выходить из "Темных веков": появились университеты, возрождались города, развивалась торговля.

Ключевым катализатором этого европейского возрождения стало как раз знакомство с достижениями мусульманского мира, особенно через контакты в Испании (Аль-Андалус), Сицилии и во время Крестовых походов. Переводы научных и философских трудов с арабского на латынь (часто при участии еврейских ученых) стали фундаментом для схоластики и, в конечном итоге, Возрождения.

Таким образом, если Европа раннего Средневековья переживала период консолидации и поиска новой идентичности после краха Рима, то мусульманский мир в это же время переживал эпоху невиданного интеллектуального и культурного расцвета, став мостом между античной мудростью и будущим европейским Ренессансом.

Различия в уровне развития были обусловлены комплексом политических, экономических и культурных факторов, а их преодоление Европой стало возможным во многом благодаря усвоению того самого наследия, которое сохранил и приумножил "Золотой век" ислама.