Ранее мы рассмотрели некоторые особенности минной войны у Порт-Артура в годы русско-японской войны, в частности силы и средства, которые использовала русская эскадра для установки минных заграждений, а также потери, которые понес на этих минах японский флот. Но, нашему мнению, обзор японских потерь (начало читать ЗДЕСЬ и ТУТ) будет не полным, если мы не вспомним поврежденные на русских минах японские корабли. Этому и посвятим данную статью (статьи).
Как мы помним, сомнительная честь стать первым погибшим на русских минах под Порт-Артуром японским боевым кораблем досталась миноносцу №48, подорвавшимся на мине, выставленной минным транспортом "Амур" в бухте Керр. Если же речь идет о поврежденных от взрывов мин кораблях японского флота, то есть есть несколько ньюансов. Дело в том, что первым кораблем, который подорвался на мине называют минный транспорт "Тайхоку-Мару".
Произошло это в ночь на 31 мая у бухты Тахэ. Русскими наблюдательными постами в 5 милях к югу от маяка Ляотешан наблюдалось судно. По
японским данным, в эту ночь у Порт-Артура ставили мины миноноски,
перевезенные из Японии на броненосцах. И примерно в это же время минный
транспорт "Тайхоку-Мару" так же ставил мины, и этот минный транспорт получил повреждения от взрыва «собственной мины», и в результате на нем погибло 1 офицер, 12 унтер-офицеров и 6 матросов; были ранены 1 офицер, 4 унтер-офицера и 2 матроса (по другим данным погибло - 20 человек, ранено - 8). Однако сам транспорт сохранил ход и не погиб, смог добраться до порт. Считать ли эти потери в актив русского флота - вам решать друзья.
Зато следующий успех русского минного оружия более определен и можно сказать - "давно желаем" (это если учесть "виновника торжества", )), ибо на русской мине подорвался японский броненосный крейсер "Чийода" (будем его так называть, хотя встречаются варианты). Уникальный, надо признать крейсер японского флота, о котором часто идет споры - является ли он броненосным или бронепалубным! Хотя конечно, большинству он известен своей ролью в сражении у Чемульпо, при котором погиб русские "Варяг" и "Кореец", и довольно красочно представлен в романе А.Н.Степанова "Порт-Артур".
Для справки: Чаще всего встречается такая оценка - "Корабль был построен с броневым поясом, положенным прямо на обшивку без деревянной подкладки. Вооружение состояло только из скорострельных орудий. Крейсер стал фактически первым броненосным крейсером (114-115 мм) японского флота". Но с бронированием и его оценкой есть особенности.
13 июля 1904 года именно крейсер "Чийода" подорвался на русской мине у Лунвантана. Мина, по русским данным, была выставлена 26 мая с минного плотика минного транспорта "Амур" (выставил 9 мин). При взрыве на японском крейсере погибло семь и ранено 27 человек. Крейсер получил крен и дифферент на нос, но смог своим ходом дойти до Дальнего.
По японским данным ("Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи") в тот день крейсер "Чийода" вместе с другими крейсерами 5-го и 6-го боевого отрядов вел обстрел русских войск на побережье в районе бухты Тахэ, а затем вступил в бой с русскими крейсерами. И уже на отходе после этой перестрелки в 6 часов 32 минуты, находясь на SSW от Пинг-ту-тау крейсер и коснулся мины.
"...Корпус крейсера сильно задрожал и люди, бывшие на носу и на мостике попадали.... многие лишились сознания от вдыхания ядовитых газов. Командир судна Мураками остановил машину и, подняв сигнал "терплю бедствие", вышел из строя; однако повреждение оказалось сверх ожидания легким и под конвоем "Акицусимы" крейсер пошел в Дальний..."
После ремонта крейсер еще долго служил в японском флоте, и принимал участие в Цусимском сражении (6-й боевой отряд под флагом контр-адмирала М.Того)
Третьим кораблем, пострадавшим от русских мин, но сумевшим дойти до базы стала вспомогательная канонерская лодка "Ехиме-мару". По русским данным, в для обеспечения штурма отряд японских канонерских лодок был послан к
правому флангу, при этом проводилось траление в бухтах Луиза и Голубиная.
В тралении участвовали вспомогательные канонерские лодки "Ехиме-мару".
"Матагава-мару" и паровые катера с броненосных крейсеров "Ниссин" и
"Касуга". 9 августа 1904 года у борта "Ехиме-мару" в Голубиной бухте взорвалась мина. Был поврежден руль и винт, ранено три матроса.
В итоге полностью ликвидировать минную опасность в этом районе японцам не удалось, и после подрыва "Ехиме-мару" японские корабли просто блокировали Голубиную бухту, не приближаясь к опасному району. Русскую мину в данном случае сложно идентифицировать. К этому времени в районе бухты мины ставились и с русского парохода "Богатырь" и минных плотиков. Что касается канонерской лодки, то она смогла удержаться на плаву, да и потери были не большие - раненых - три человека, и ее отбуксировали на ремонт.
Следующим кораблем, который вышел из строя после подрыва на русской мине оказался японский эскадренный миноносец (истребитель) "Харусаме".
28 сентября (10 октября) он в подорвался на мине, по одним данным - просто "к юго-западу от Золотой горы", по другим - к югу от бухты Сяо-биндао. Взрывом была разрушена кормовая часть и ранено 8 человек.
По японским данным ("Мейдзи"): "...истребитель 4-го отряда "Харусаме", направляясь в Пинг-ту-тау, на SO от Золотой горя наскочил на подводную мину, взрывом была разрушена подводная часть, ранен доктор и 7 нижних чинов, убитых не было..."
Но корабль остался на плаву, в отличии от систершипа "Хаядори", поврежденный истребитель "Харусаме" был на буксире эсминца "Мурасаме" отведен в базу. Эсминец отремонтировали, ему в дальнейшем удалось поучаствовать даже в Цусимском бою, где он получил повреждения и от русских снарядов, и от столкновения с эсминцем "Югири". Правда "спокойно дожить до старости" ему не удалось - "Харусаме” погиб с 45 членами экипажа 24 ноября 1911 года во время шторма в Японском море (34°25′ с.ш., 137° в.д.).
Пятый корабль японского флота, который можно отнести к тем, которые были повреждены на русских минах, хорошо известен, и в отношении него можно в очередной раз с сожалением сказать - как жаль, что повреждения не оказались фатальными. Ведь если этот факт вряд мог бы уже повлиять на судьбу Порт-Артура, то на судьбу Второй Тихоокеанской эскадры определенное влияние точно можно было бы ожидать. Скептики не волнуйтесь - это всего лишь предположение. И да, если вы думаете, что это "Микасы" - вы ошибаетесь, это японский эскадренный броненосец "Асахи", по сути второй по мощи и один из самых современных японских броненосцев.
13 октября 1904 года японский броненосец "Асахи" подорвался на плавающей мине, южнее Порт-Артура (точнее место не идентифицировано). По японским данным, повреждения с левого борта под ватерлинией было незначительно, экипаж организовал борьбу за живучесть и и временная заделка пробоины (пластырь или заварили листами(?) была произведена в маневренной базе (на рейде Эллиота), то есть даже не стали сразу отводить в Японию. В связи с большим количеством плавающих мин и русскими заграждениями, японские блокирующие корабли перестали подходить к Золотой горе ближе 20 миль. Кстати, считается, что "Асахи" подорвался именно на плавающей мине (может и не русской?). Можно только фантазировать как прошла бы Цусима, если бы у Того было бы только три эскадренных броненосца! По некоторым данным броненосец ремонтировался о апреля 1905 года, по другим - повреждения были незначительны.
Но несмотря на принятые организационные меры подрывы японских кораблей продолжились и после "Асахи". Очередной жертвой русских минных заграждений оказался еще один японский истребитель - эскадренный миноносец "Оборо" (тип "Икадзути"). Японский эсминец подорвался на мине в ночь с 19 на 20 октября (но новому стилю - 3 ноября 1904 года) юго-западнее Ляотяшаня (Порт-Артура). Повреждения оказались не большими, как и потери - пропал без вести один человек (машинист).
По японским данным ("Мейдзи"):"... крейсируя в Ляотешанском проходе, около 2 часов 30 минут ночи "Оборо" на SSW от этой горы коснулся мины заграждения. Была получена пробоина, и пропал без вести один машинист, но к счастью, миноносец не затонул и на буксире товарищей пришел в Пинг-ту-та..."
Эсминец был отбуксирован на базу. Любопытно, что по другим данным, он был торпедирован минным катером с броненосца "Ретвизан", что может подтверждаться слабыми повреждениями - катер нес только 381-мм торпеды Уайтхеда, которые были маломощными, так что эта версия вполне вероятна.
Для справки: В работе К.Губера ""Порт-Артур.Дейстия флота в 1904 году" отмечено: "3 ноября. Торпедный катер с эскадренного броненосца «Ретвизан» (мичман В.Дмитриев), находясь в разведке в районе бухт Тункао и Меланхэ, около 21 часа обнаружил в темноте силуэт неприятельского четырехтрубного эскадренного миноносца. Подойдя к противнику на расстояние около 40 м, мичман Дмитриев выпустил в него торпеду, которая взорвалась сзади кормовой трубы миноносца. Несмотря на присутствие вблизи нескольких неприятельских миноносцев, открывших освещение прожекторами, катер остался незамеченным и вернулся в бухту.
Хотя японцы и признали в своих описаниях факт атаки, но скрыли, какой миноносец был атакован, и результат этой атаки. В официальном японском описании сказано: «Обращает внимание то обстоятельство, что неприятель сам повел на нас атаки».
По русским данным - 22-го октября 1904 года штаб крепости сообщил на эскадру, что на рассвете форт №1 видел, как два японских миноносца привели в бухту Лун-ван-тань на буксире третий миноносец, почти затонувший, и бросили его там, на мелком месте. По-видимому, японцы вовсе не заметили нашего катера и полагали, что их миноносец подорвался на мине заграждения, ибо они усиленно тралили на месте взрыва. Как бы то ни было, эсминец "Оборо" (если это был он) не долго оставался в ремонте - его оперативно ввели в строй и он принял участие в Цусимском сражении.
10 ноября 1904 года юго-восточнее Ляотешаня на мине подорвался еще один японский миноносец - миноносец "№ 66 (водоизмещение 102).
По японским данным ("Мейдзи"): "...миноносец № 66 (16-го отряда), идя от Пинг-ту-тау к острову Хванг-чинг-тао, в 11 часов 45 минут утра на SO от Ляотешаня наткнулся на подводную мину..."
Взрыв для него серьезным испытанием - разрушило кормовую часть, ранен командир и погибло два матроса, но корабль и в этом случае остался на плаву (возникает вопрос о том, почему русские мины были такими слабыми (?). Миноносец "Сирануи" взял на буксир поврежденный корабль и благополучно привел его в маневренную базу японского флота, где миноносец и был отремонтирован.
Для справки: миноносец № 66 относился к так называемому "110-тонному типу" (Ярроу), головной - № 39. Водоизмещение - 110 т, размерения - 46,84х4,66х1,07/2,68 м; ЭУ: вертикальная ПМ ТР, 2 котла Ярроу, мощность - 2000 л.с., скорость - 27 узлов, запас топлива - 36 т угля, дальность хода - 1600 (8) миль, вооружение - 2х1-57-мм Ямагучи, 1 носовой неподвижный и 2 палубных поворотных 356-мм Та, экипаж - 20 человек.
Последней жертвой японского флота от русских минных заграждений стал крейсер "Акаси" (тип "Сума"), здесь мы имеем ввиду, что "жертва" осталась на плаву! Так как мы помним, что буквально после повреждения "Акаси" другой японский крейсер - "Такасаго" погиб на мине с большими потерями в экипаже.
Крейсер "Акаси" подорвался на мине 27 ноября (10 декабря по н.ст) в 11 милях к югу от Энкаунтер-рок и получил большую пробоину в носовой части. Носовое провизионное отделение и несколько других отсеков оказались затоплены водой. Корабль погрузился носом и сильно накренился на правый борт. Спасательные работы затрудняло волнение, темнота, "жестокий" холод и обледенение палубы. Тем не менее, распространение воды удалось остановить и выровнять крен.
По японским данным ("Мейдзи"): "...В эту ночь дул сильный ветер и была волна. Из-за качки, темноты ночи, жестокого холода и покрывающего верхнюю палубу крепкого льда работы были очень затруднительны, однако экипаж, приготовив на всякий случай се шлюпки работал из всех сил по спасению судна..."
Подошедшие крейсера "Ицукусима" и "Хасидате" оказали помощь и привели поврежденный корабль в Дальний (прибыли в порт 29 ноября/12 декабря). Можно только удивляться тому, почему взрывы мин для крейсера оказались более серьезными, чем предыдущие взрывы для эсминца и миноносца!
Как бы то не было, но к Цусимскому сражению крейсер "Акаси" был в строю (по некоторым данным ремонтировался о апреля 1905 года, по другим - повреждения были незначительны), и действовал в составе 4-го боевого отряда под флагом контр-адмирала С.Уриу.
В итоге можно отметить, что в ходе боевых действий на русских минах было повреждено восемь боевых кораблей японского флота (с определенными допущениями) общим водоизмещением около 23000 т, погибло 30 и ранено 47 человек. Не слишком большой счет, но и это было тем самым результатом минной войны, который в дальнейшем учитывался и изучался и русскими, и японцами.
Можно много рассуждать о том, как бы изменился ход тех или иных событий (например при Цусиме) если бы все поврежденные корабли были бы потеряны - но мы не будем. Что было, то было. Будем помнить.
PS. Кнопка для желающих поддержать автора - ниже, она называется "Поддержать", )). Если желающих как всегда не найдется - не удивлюсь.