Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Гитлер проиграл Вторую Мировую из-за высокого качества немецкого вооружения, которое на Восточном фронте оказалось совсем не эффективным

Гитлер считал, что он выиграет войну против СССР только лишь с помощью высокотехнологичных вооружений. Но уже в 1941-м ему стало ясно, что более простое и дешевое советское оружие хоть и уступает немецкому в технологическом качестве, но в качестве боевом существенно его превосходит, и в первую очередь по количественным показателям. Но Гитлер и его подчиненные, от которых зависела победа Третьего Рейха, продолжали вкачивать в технологии вооружений огромные средства, что не позволяло преодолеть количественное отставание не только от Красной Армии, но и от американских и британских союзников Сталина. Как итог – дешевые, но многочисленные советские и американские танки и самолеты полностью подавили высокотехнологичную Германию, руководители которой прекрасно понимали в технологиях, но совсем не понимали того, какие именно средства позволяют вести победоносную войну, а какие средства приводят к поражению. Существует множество гипотез о том, почему Гитлер проиграл Вторую Мировую войну, и все

Гитлер считал, что он выиграет войну против СССР только лишь с помощью высокотехнологичных вооружений. Но уже в 1941-м ему стало ясно, что более простое и дешевое советское оружие хоть и уступает немецкому в технологическом качестве, но в качестве боевом существенно его превосходит, и в первую очередь по количественным показателям. Но Гитлер и его подчиненные, от которых зависела победа Третьего Рейха, продолжали вкачивать в технологии вооружений огромные средства, что не позволяло преодолеть количественное отставание не только от Красной Армии, но и от американских и британских союзников Сталина. Как итог – дешевые, но многочисленные советские и американские танки и самолеты полностью подавили высокотехнологичную Германию, руководители которой прекрасно понимали в технологиях, но совсем не понимали того, какие именно средства позволяют вести победоносную войну, а какие средства приводят к поражению.

Немецкий сверхтяжелый танк "Маус" массой почти 200 тонн, на разработку и строительство которого в двух экземляров была затрачена огромнаямасса денег, времени и усилий. Зачем он был нужен Гитлеру в конце войны?
Немецкий сверхтяжелый танк "Маус" массой почти 200 тонн, на разработку и строительство которого в двух экземляров была затрачена огромнаямасса денег, времени и усилий. Зачем он был нужен Гитлеру в конце войны?

Существует множество гипотез о том, почему Гитлер проиграл Вторую Мировую войну, и все они интересны, и даже правдоподобны. Однако выделить среди них главную очень трудно, а, по сути, и невозможно, иначе главную причину уже давно бы озвучили.

Однако есть факты, которые просто неоспоримы. Правда, сделать их основополагающими для какой-то одной главной причины поражения немцев трудно, но они есть, и их следует учитывать.

Вот, например, ходят слухи, что Гитлера подвела техника, вернее ее очень высокое качество. Именно из-за того, что немецкие конструкторы стремились сделать технику самого высокого качества, ее оказалось на фронтах так мало. Ведь на разработку и производство качественной техники нужно потратить в разы больше сил и средств, а, соответственно, и времени. И что толку в этом качестве, когда у противника не такой уж и качественной техники на порядок больше. И что толку, что она менее эффективная, чем немецкая? Зато ее много, и она может задавить качество просто своим количеством.

Так и случилось. Ведь, к примеру, только главных танков союзников Второй Мировой войны – Т-34 и «Шерманов» - было произведено раза в четыре больше, чем у Гитлера вообще было танков за всю войну, включая и трофейные, итальянские, румынские и венгерские. А если прибавить сюда и остальные типы танков союзников?

Да, разрыв получается просто огромным. И какой тогда толк в качестве, если всё это качество прекрасно давится количеством?

То же самое касается и самолетов. Союзники, включая и Советский Союз, произвели самолетов больше чуть ли не на порядок, чем вся германская и союзная Гитлеру европейская промышленность. Да, самолеты у немцев были очень качественными, но их было мало. Германскую авиацию просто задавили количеством менее совершенные самолеты союзников.

К тому же качественной, но сложной техникой должны управлять очень опытные профессионалы, а их достаточно большого количества у Гитлера не было даже в начале войны. А вот американские и советские инженеры производили более простую и более дешевую технику, и смогли произвести ее в таком количестве, о котором Гитлер только мечтал.

А что, не мог разве Гитлер за годы войны наклепать 100, а то и 200 тысяч танков и столько же самолетов?

Прекрасно мог бы, если бы в какой-то момент задумался об этой проблеме. Но он не задумался, не задумались о ней ни его генералы, ни его конструкторы. Как пример, тут можно привести историю создания немецкого танка T-V «Пантера».

Внизу - первоначальный проект "Пантеры" начала 1942 года. Вверху - окончательный проект T-V в 1943-м. Сравните размеры обеих машин - первая задумывалась как копия Т-34, но немцы пошли по другому пути - увеличили вес машины на 50% и внесли в конструкцию массу совершенно ненужных дорогостоящих сложностей
Внизу - первоначальный проект "Пантеры" начала 1942 года. Вверху - окончательный проект T-V в 1943-м. Сравните размеры обеих машин - первая задумывалась как копия Т-34, но немцы пошли по другому пути - увеличили вес машины на 50% и внесли в конструкцию массу совершенно ненужных дорогостоящих сложностей

Еще осенью 1941 года, после того, как немецкие специалисты изучили трофейные советские танки Т-34, сильные и слабые стороны этой машины, было решено советский танк просто скопировать, применив только некоторые необходимые улучшения. Был разработан проект такой копии, и весной 1942 года были построены прототипы, которые были доработанными копиями Т-34. Танк получился дешевым, легким в производстве, и можно было наклепать таких машин сколь угодно большое количество, тем более что в 1942-м особых бомбардировок Германии не было, а железная руда для производства стали бесперебойно вывозилась из Швеции.

Однако некоторые «светлые головы» в руководстве Третьего Рейха решили, что подобный танк не соответствует высокому уровню германского танкостроения, и проект начали переделывать, внося все новые и новые изменения – под германские стандарты. Эта вся тягомотина продолжалась целый год, в результате средний танк превратился в тяжелый. Стоимость его и материалоемкость выросла в несколько раз, к тому же все механизмы оказались таким сложными, что из-за их присутствия в конструкции танками не могли управлять танкисты даже со средним уровнем.

Как результат – больше всего потерь «Пантер» на фронтах пришлось именно на поломки из-за неправильной эксплуатации, а так как часто эти машины из-за их массы невозможно было эвакуировать с поля боя, то они погибали и захватывались в качестве трофеев в больших количествах. Да и те, которые все же можно было вывезти, могли зачастую проходить ремонт только на заводах, что затягивало возвращение этих машин на передовую на целые месяцы.

И вот спрашивается – зачем немцам была нужна эта высококачественная «Пантера», когда, когда советские танкисты прекрасно ломали фронт более легкими и массовыми Т-34, а американцы - такими же эффективными «Шерманами»? А эти танки тоже ломались и подбивались на поле боя, но, в отличие от «Пантер» и «Тигров», их часто можно было починить на том же самом поле боя буквально «на лету», не отправляя даже в полевые мастерские, не говоря уже о далёких заводах.

А ведь если бы еще вначале 1942-го Гитлер и его подручные думали правильно, они могли бы получить целую армаду танков, ничем не уступающую Т-34 ни по качеству, ни по количеству. И не надо было бы тратить немцам огромные средства на длительное обучение танкистов – чем проще машина, тем менее квалифицированный водитель освоит ее в гораздо более короткие сроки.

То же самое и с самолетами – за время войны истребителей только в СССР было построено в полтора раза больше, чем их построили немцы, включая двухмоторные и реактивные. А только штурмовиков Ил-2 было построено больше, чем у Гитлера было всех бомбардировщиков вместе взятых. Зато немецкие самолеты были гораздо более качественные, но, как видно, это качество не пошло Третьему Рейху на пользу. Надо было немцам строить дешевые советские и американские аналоги, тогда у них был бы шанс, а так Гитлер израсходовал совершенно без толку огромную массу средств, которые можно было бы использовать гораздо более рационально.

Немецкая 65-тонная САУ "Фердинанд", застрявшая в грязи и подбитая советскими артиллеристами. С этим монстром прекрасно справлялась вдвое менее тяжелая и более простая СУ-85 на базе Т-34. Гитлеровским инженерам следовало бы только скопировать советскую машину и наладить массовое производство
Немецкая 65-тонная САУ "Фердинанд", застрявшая в грязи и подбитая советскими артиллеристами. С этим монстром прекрасно справлялась вдвое менее тяжелая и более простая СУ-85 на базе Т-34. Гитлеровским инженерам следовало бы только скопировать советскую машину и наладить массовое производство

Вот так мы и видим, что склонность немцев к производству качественной техники оставила Гитлера без необходимого количества вооружений, которое позволило бы германским вооруженным силам драться как минимум на равных.

Но немцам этот урок впрок не пошел. Они и сегодня не понимают, что технологичные вооружения могут работать только против маленьких отсталых государств, которые даже плохое оружие в заметных количествах производить не в состоянии.

А вот против стран мощных, как показала практика, эти технологии не работают, а работают только массы самого простого по замыслу и дешевого в производстве оружия.

Кстати, американцы пошли по следам немцев и тоже наплодили всяких монстров, которые могут быть уничтожены совершенно копеечными средствами. А Сталин это понял еще в далеком 1941 году, поэтому он не заставлял своих конструкторов гоняться за технологиями, хотя мог, и это дало свои плоды. Самые продвинутые в технологиях немцы продули войну еще в том же 1941-м, когда столкнулись с оружием совсем другого порядка, тоже технологичным, но эти технологии лежали в основе исключительно качества применения этого оружия, а не его качественного усложнения.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения

Как Венгрия ковала свою бронетанковую мощь для участия во Второй Мировой войне, и какими образцами она обладала

Наш Т-34 американцы сначала назвали «небоеспособным металлоломом», а потом признали его лучшим танком Второй Мировой

Как Фердинанд Порше разбазаривал деньги и ресурсы Третьего Рейха на ненужные «Фердинанды» и «Маусы», тем самым приблизив его конец