В 1920-м году по итогам Первой Мировой войны победившими странами Антанты Венгрии было запрещено иметь собственную бронетехнику. Но венгерское правительство наплевало на все эти запреты в том же году, и буквально сразу же начало закупать бронетехнику в других странах. Мало того, к концу 30-х годов венгры начали создавать и свои собственные танки, правда, за неимением времени они пошли путем закупки лицензий, в основном в Швеции и Германии. Тем не менее, на основе этих лицензий венгерские инженеры пытались создавать и собственные образцы, некоторые из которых изначально были морально устаревшими, но некоторые были вполне на уровне требований времени.
Эту тему следует начать с небольшого предисловия.
В 1935-м году в Германии была издана книга австрийского майора в отставке Ф. Хейгля «Танки». Она была сразу же переведена на русский язык и выдержала два издания. Книга представляла собой справочник, где по странам всего мира было дано описание образцов бронетанковой техники, но Венгрии в этом справочнике было отведено всего четыре строки: «Неравноправный Трианонский договор запрещает Венгрии обладание любыми бронированными боевыми машинами. Но против этого договора в сердце каждого венгра звучит громкий протест. «Нет! Нет! Никогда!»
Это надо было понимать, наверное, так, что с запретами договора венгры не согласны.
Так и было на самом деле. Они не были согласны, и невзирая на запрет, стали активно в этом направлении действовать.
Трианонским мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года, державы Антанты – победительницы в Первой Мировой войне, конкретно ограничили численность вооруженных сил Венгрии (небольшого центрально-европейского государства, возникшего в результате распада в 1918 году Австро-Венгрии) до 35 тысяч человек, запретив иметь авиацию, бронетанковую технику и тяжелую артиллерию. Впрочем, 12 бронеавтомобилей полиции все же иметь разрешили – оставили на случай беспорядков. Однако по факту налицо у венгров имелись лишь две машины австро-венгерской армии.
С самого начала венгерское правительство предприняло попытки обойти запреты договора. Еще весной 1920 года тайно был приобретен в Германии легкий танк LKII, хорошо проявивший себя в боях Первой Мировой, а вскоре и еще 13 единиц. Контрольная комиссия союзников об этом узнала, но обнаружить танки не смогла. Разобранные на части (кроме двух), они были тщательно скрыты и хранились до удобного момента.
В 1928 году пять из этих танков, наконец, были собраны и вошли в состав 1-й танковой роты. С двумя танками, с самого начала полученными в готовом виде, число боеспособных машин достигло семи. Они были почти точным подобием шведских Strv m/21, построенных по тому же образцу LKII.
Тем временем фирма MAVAG построила трехтонный бронеавтомобиль. Затем в Англии и Италии приобрели еще 8. Обучение действиям с танками проводилось таким же образом, как и в Германии, ограниченной Версальским мирным договором, то есть на колесных макетах.
Англия, стремясь вполне практично противопоставить Венгрию державам Малой Антанты (Румыния, Чехословакия, Югославия), потворствовала нарушениям Трианона. В результате в 1928 году правительством были приобретены две новые английские танкетки «Карден-Ллойд» MkIV, затем в 1931-м – пять уже не таких новых итальянских легких танков FIAT 3000B, и, наконец, в 1934-м – один уже самый супер-новый немецкий легкий танк T-IA. Это позволило сформировать роту танков в составе взвода из пяти LKII и взвода FIAT 3000B. Лишь в 1940 году они были заменены новые легким танком «Толди».
В 1934 году было принято решение о закупке в Италии большого количества танкеток фирмы «Ансальдо» CV3/33. Поскольку это было прямым нарушением Трианонского мирного договора, закупка проводилась в тайне. Эта тайна была раскрыта лишь в 1938 году, когда ограничения оговора были сняты.
В августе 1935 года были приобретены 30 танкеток CV3/33, получивших стандартное венгерское обозначение 35.M. В 1936-м их дополнила 121 танкетка улучшенной серии CV3/35 (37.M в венгерском обозначении). Венгры поставили на танкетках свои 8-мм пулеметы образца 34./37.M ленточного питания. Некоторые машины получили некое подобие квадратной командирской башенки. В том же году были сформированы семь рот по 18 танкеток, вошедших по 2-3 роты в состав реформированных 1-й и 2-й кавалерийских и 2-й моторизированной бригад.
Эти все танкетки воевали в апреле 1941 года в Югославии, а чуть позже, в том же 1941-м, в количестве 65 единиц – и на советском фронте.
В 1942 году эти машины были сняты с вооружения – некоторое их количество было передано вооруженным силам независимого на тот момент Хорватского государства, в составе которых танкетки действовали против партизан.
В 1938 году правительство Венгрии, уже не связанное никакими договорами и запретами, приняло план быстрого развития и кардинальной модернизации своих вооруженных сил. Большое значение придавалось созданию бронетанковых войск. Но танков не было, хотя считалось, что венгерское машиностроение в состоянии строить современные машины. Создавать свои образцы, накануне разворачивающихся в Европе военно-политических событий, не было времени, и потому венгры пошли по пути приобретения лицензий.
Так, в 1939 году была куплена лицензия на новый шведский легкий танк L60B, получивший в венгерской интерпретации имя «Толди».
В 1940-м, с согласия немецкого союзника, венгры приобрели лицензию на незавершенный средний танк T-21 чешской фирмы «Шкода». Чехословакия к тому моменту уже давно прекратила свое существование – в марте 1938 года ее оккупировали войска Германии и Венгрии, а Словакия стала независимым государством, присоединившись к странам «Оси».
Танк T-21 пошел в производство под названием «Туран». Позднее венгерскими инженерами на его базе была создана штурмовая самоходная артиллерийская установка (САУ) «Зриньи».
Также у шведов была приобретена лицензия на зенитную САУ «Нимрод», созданную на базе танка L60B. На венгерских предприятиях собирался бронеавтомобиль «Чабо» собственной разработки.
Попытки создать полноценные танки собственной конструкции (V.4 перед войной и «Тэш» уже в ходе войны) успехом не увенчались.
Бронетанковую технику (с артиллерийским вооружением) выпускали заводы фирмы «Манфред Вейсс» (Чепель в предместье Будапешта), «Мадьяр вагон» в г. Дьор (MV), MAVAG (г. Дьошадьор) и «Ганц» (Г. Будапешт). Заводы располагали достаточно сильными конструкторскими бюро.
Вооружение (помимо названных заводов) производила фирма «Данувиа» (г. Будапешт). Часть агрегатов поставлялась из Германии (двигатели, оптические приборы и тому подобное).
Всего венгерские заводы за 1940-1944 гг. построили более тысячи единиц бронетанковой техники (танки и САУ, а также бронеавтомобили). Летом 1944 года выпуск танков и САУ прекратился в основном в результате ожесточенных воздушных налетов американской авиации.
Тут следует сказать вот что: танки венгерского производства – «Толди» и «Туран», уже к моменту их создания морально устарели и не могли равняться с советскими. Наоборот, самоходки «Нимрод» и «Зриньи» оказались вполне на уровне требований того времени.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БРОНЕТЕХНИКЕ:
Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения