Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Как Венгрия ковала свою бронетанковую мощь для участия во Второй Мировой войне, и какими образцами она обладала

В 1920-м году по итогам Первой Мировой войны победившими странами Антанты Венгрии было запрещено иметь собственную бронетехнику. Но венгерское правительство наплевало на все эти запреты в том же году, и буквально сразу же начало закупать бронетехнику в других странах. Мало того, к концу 30-х годов венгры начали создавать и свои собственные танки, правда, за неимением времени они пошли путем закупки лицензий, в основном в Швеции и Германии. Тем не менее, на основе этих лицензий венгерские инженеры пытались создавать и собственные образцы, некоторые из которых изначально были морально устаревшими, но некоторые были вполне на уровне требований времени.

Венгерский легкий танк "Толди" на Восточном фронте
Венгерский легкий танк "Толди" на Восточном фронте

Эту тему следует начать с небольшого предисловия.

В 1935-м году в Германии была издана книга австрийского майора в отставке Ф. Хейгля «Танки». Она была сразу же переведена на русский язык и выдержала два издания. Книга представляла собой справочник, где по странам всего мира было дано описание образцов бронетанковой техники, но Венгрии в этом справочнике было отведено всего четыре строки: «Неравноправный Трианонский договор запрещает Венгрии обладание любыми бронированными боевыми машинами. Но против этого договора в сердце каждого венгра звучит громкий протест. «Нет! Нет! Никогда!»

Первое и второе издание книги Ф. Хейгля "Танки" (Справочник. В двух частях) в СССР, оба - 1936 года
Первое и второе издание книги Ф. Хейгля "Танки" (Справочник. В двух частях) в СССР, оба - 1936 года

Это надо было понимать, наверное, так, что с запретами договора венгры не согласны.

Так и было на самом деле. Они не были согласны, и невзирая на запрет, стали активно в этом направлении действовать.

Вот так выглядит внутри советское издание книги Первое и второе издание книги Ф. Хейгля "Танки"
Вот так выглядит внутри советское издание книги Первое и второе издание книги Ф. Хейгля "Танки"

Трианонским мирным договором, подписанным 4 июня 1920 года, державы Антанты – победительницы в Первой Мировой войне, конкретно ограничили численность вооруженных сил Венгрии (небольшого центрально-европейского государства, возникшего в результате распада в 1918 году Австро-Венгрии) до 35 тысяч человек, запретив иметь авиацию, бронетанковую технику и тяжелую артиллерию. Впрочем, 12 бронеавтомобилей полиции все же иметь разрешили – оставили на случай беспорядков. Однако по факту налицо у венгров имелись лишь две машины австро-венгерской армии.

С самого начала венгерское правительство предприняло попытки обойти запреты договора. Еще весной 1920 года тайно был приобретен в Германии легкий танк LKII, хорошо проявивший себя в боях Первой Мировой, а вскоре и еще 13 единиц. Контрольная комиссия союзников об этом узнала, но обнаружить танки не смогла. Разобранные на части (кроме двух), они были тщательно скрыты и хранились до удобного момента.

Немецкий танк LKII, купленный Венгрией в 1920 году в обход запретов Антанты
Немецкий танк LKII, купленный Венгрией в 1920 году в обход запретов Антанты

В 1928 году пять из этих танков, наконец, были собраны и вошли в состав 1-й танковой роты. С двумя танками, с самого начала полученными в готовом виде, число боеспособных машин достигло семи. Они были почти точным подобием шведских Strv m/21, построенных по тому же образцу LKII.

Танк LK в армии Швеции, но уже модернизированный и получивший обозначение Strv m/21
Танк LK в армии Швеции, но уже модернизированный и получивший обозначение Strv m/21

Тем временем фирма MAVAG построила трехтонный бронеавтомобиль. Затем в Англии и Италии приобрели еще 8. Обучение действиям с танками проводилось таким же образом, как и в Германии, ограниченной Версальским мирным договором, то есть на колесных макетах.

Англия, стремясь вполне практично противопоставить Венгрию державам Малой Антанты (Румыния, Чехословакия, Югославия), потворствовала нарушениям Трианона. В результате в 1928 году правительством были приобретены две новые английские танкетки «Карден-Ллойд» MkIV, затем в 1931-м – пять уже не таких новых итальянских легких танков FIAT 3000B, и, наконец, в 1934-м – один уже самый супер-новый немецкий легкий танк T-IA. Это позволило сформировать роту танков в составе взвода из пяти LKII и взвода FIAT 3000B. Лишь в 1940 году они были заменены новые легким танком «Толди».

Итальянский танк FIAT 3000
Итальянский танк FIAT 3000

В 1934 году было принято решение о закупке в Италии большого количества танкеток фирмы «Ансальдо» CV3/33. Поскольку это было прямым нарушением Трианонского мирного договора, закупка проводилась в тайне. Эта тайна была раскрыта лишь в 1938 году, когда ограничения оговора были сняты.

В августе 1935 года были приобретены 30 танкеток CV3/33, получивших стандартное венгерское обозначение 35.M. В 1936-м их дополнила 121 танкетка улучшенной серии CV3/35 (37.M в венгерском обозначении). Венгры поставили на танкетках свои 8-мм пулеметы образца 34./37.M ленточного питания. Некоторые машины получили некое подобие квадратной командирской башенки. В том же году были сформированы семь рот по 18 танкеток, вошедших по 2-3 роты в состав реформированных 1-й и 2-й кавалерийских и 2-й моторизированной бригад.

Итальянская танкетка CV3/33 (и CV3/35)
Итальянская танкетка CV3/33 (и CV3/35)

Эти все танкетки воевали в апреле 1941 года в Югославии, а чуть позже, в том же 1941-м, в количестве 65 единиц – и на советском фронте.

В 1942 году эти машины были сняты с вооружения – некоторое их количество было передано вооруженным силам независимого на тот момент Хорватского государства, в составе которых танкетки действовали против партизан.

В 1938 году правительство Венгрии, уже не связанное никакими договорами и запретами, приняло план быстрого развития и кардинальной модернизации своих вооруженных сил. Большое значение придавалось созданию бронетанковых войск. Но танков не было, хотя считалось, что венгерское машиностроение в состоянии строить современные машины. Создавать свои образцы, накануне разворачивающихся в Европе военно-политических событий, не было времени, и потому венгры пошли по пути приобретения лицензий.

Венгерский танк "Толди" - на Восточном фронте, и трофейный экземпляр в музее
Венгерский танк "Толди" - на Восточном фронте, и трофейный экземпляр в музее

Так, в 1939 году была куплена лицензия на новый шведский легкий танк L60B, получивший в венгерской интерпретации имя «Толди».

В 1940-м, с согласия немецкого союзника, венгры приобрели лицензию на незавершенный средний танк T-21 чешской фирмы «Шкода». Чехословакия к тому моменту уже давно прекратила свое существование – в марте 1938 года ее оккупировали войска Германии и Венгрии, а Словакия стала независимым государством, присоединившись к странам «Оси».

Венгерский танк "Туран" на Восточном фронте
Венгерский танк "Туран" на Восточном фронте

Танк T-21 пошел в производство под названием «Туран». Позднее венгерскими инженерами на его базе была создана штурмовая самоходная артиллерийская установка (САУ) «Зриньи».

САУ "Зриньи" - венгерская самоходная артиллерийская установка времён Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе
САУ "Зриньи" - венгерская самоходная артиллерийская установка времён Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, средняя по массе

Также у шведов была приобретена лицензия на зенитную САУ «Нимрод», созданную на базе танка L60B. На венгерских предприятиях собирался бронеавтомобиль «Чабо» собственной разработки.

Зенитная САУ "Нимрод"
Зенитная САУ "Нимрод"

Попытки создать полноценные танки собственной конструкции (V.4 перед войной и «Тэш» уже в ходе войны) успехом не увенчались.

Бронетанковую технику (с артиллерийским вооружением) выпускали заводы фирмы «Манфред Вейсс» (Чепель в предместье Будапешта), «Мадьяр вагон» в г. Дьор (MV), MAVAG (г. Дьошадьор) и «Ганц» (Г. Будапешт). Заводы располагали достаточно сильными конструкторскими бюро.

39M "Чабо" (Csaba) — венгерский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Создан фирмой «Олвис-Штраусслер» в 1938—1939 годах. Назван в честь Чабы, легендарного младшего сына вождя гуннов Аттилы
39M "Чабо" (Csaba) — венгерский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны. Создан фирмой «Олвис-Штраусслер» в 1938—1939 годах. Назван в честь Чабы, легендарного младшего сына вождя гуннов Аттилы

Вооружение (помимо названных заводов) производила фирма «Данувиа» (г. Будапешт). Часть агрегатов поставлялась из Германии (двигатели, оптические приборы и тому подобное).

Легкий венгерский танк Straussler V-4, 1937 г., в серию так и не пошел
Легкий венгерский танк Straussler V-4, 1937 г., в серию так и не пошел

Всего венгерские заводы за 1940-1944 гг. построили более тысячи единиц бронетанковой техники (танки и САУ, а также бронеавтомобили). Летом 1944 года выпуск танков и САУ прекратился в основном в результате ожесточенных воздушных налетов американской авиации.

Венгерский танк 44M Tas ("Тэш", или "Тош") так и остался в виде проекта
Венгерский танк 44M Tas ("Тэш", или "Тош") так и остался в виде проекта

Тут следует сказать вот что: танки венгерского производства – «Толди» и «Туран», уже к моменту их создания морально устарели и не могли равняться с советскими. Наоборот, самоходки «Нимрод» и «Зриньи» оказались вполне на уровне требований того времени.

Экипаж венгерского среднего танка 40М Turan I, стоящий рядом со своей машиной на Восточном фронте
Экипаж венгерского среднего танка 40М Turan I, стоящий рядом со своей машиной на Восточном фронте

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО БРОНЕТЕХНИКЕ:

Европейские и советские сверхтяжелые танки 1930-40-х годов, а также японский штурмовой танк-монстр O-I

Немецкий «Маус», почти 190 тонн весом - самый гигантский танк в истории мирового танкостроения

Немецкий супертанк 1000 тонн весом - «Landkreuzer P.1000 Ratte». История создания и нереальность использования

Лучший бронеавтомобиль Красной Армии БА-11 превосходил все мировые аналоги. Просто их успели построить очень мало