Найти в Дзене
ALFAVIT

Mercedes-Benz 300 SD (W116) - первый дизельный "Sonderklasse"

Продолжаем дизельную тему Североамериканского рынка затронутую в статьях: "Lincoln Continental Mark VII Turbo Diesel – роскошное купе с дизелем BMW" и "1983 год: Mercedes W123 на рынке США – только дизели!"...

Флагманские седаны W116 выпускались с 1972 по 1980 гг. и стали первыми моделями Mercedes-Benz, которые официально назывались S-класс, что означало «специальный класс» (нем."Sonderklasse"). Седан получился крайне удачным и в 1974 году W116 был признан автомобилем года в Европе.

Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Mercedes-Benz 300 SD (W116)

Северная Америка стала ключевым рынком сбыта для W116. В 1973 модельном году на рынке США были представлены модели 450 SE и 450 SEL. В 1975 году в ответ на нефтяной кризис 1973 года, в Северной Америке была представлена относительно экономичная модель 280 S.

Тут стоит отметить, что производительность американских моделей постоянно снижалась из-за ужесточения местного законодательства о контроле выбросов и экономии топлива.

В 1978 году была добавлена топовая версия 450 SEL 6.9, однако рынок требовал полную противоположность столь прожорливой и расточительной модификации. И в мае 1978 года был представлен 300 SD с пятицилиндровым турбодизелем - это был первый в мире легковой автомобилем высшего класса с дизельным двигателем, а также первый в мире серийный автомобиль с турбодизелем. Он предлагался исключительно в США и Канаде (если не считать мизерного числа проданных в Японию машин).

Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Mercedes-Benz 300 SD (W116)

Модель 300 SD была создана в ответ на стандарт корпоративной средней экономии топлива в США 1975 года - довольно мудрёный документ, который устанавливал максимальный расход топлива автопроизводителями в зависимости от их доли на рынке.

Новая версия W116 оснащалась 3-литровым рядным пятицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом, родственным силовому агрегату экспериментального C111.

Тут стоит упомянуть, что Mercedes-Benz C111 - это серия экспериментальных автомобилей, произведённых компанией в конце 1960-х, начале 1970-х гг. Целью выпуска стали опытные работы с новыми технологиями и силовыми агрегатами, включая двигатели Ванкеля, дизели и турбокомпрессоры.

Mercedes-Benz C111- IID
Mercedes-Benz C111- IID

Версия C111-IID оснащалась дизельным двигателем Mercedes-Benz OM 617 мощностью 188 л. с. при 4200 об/мин. Он был основан основан на варианте двигателя OM 617, который использовали в Mercedes-Benz W116, но имел другой турбокомпрессор без перепускного клапана, что позволило увеличить степень сжатия до 33. Компания Daimler-Benz также добавила промежуточный охладитель, который значительно повысил тепловую эффективность двигателя.

Итак, мотор с индексом OM617 - рядный 5-цилиндровый дизельный силовой агрегат, который, в разных модификациях, предлагался в автомобилях Mercedes-Benz с 1974 по 1991 год. Этот турбодизель считается одним из самых надёжных двигателей из когда-либо выпущенных. Его пробег часто превышал 1.000.000 км (620 000 миль) без капитального ремонта, что стало одной из ключевых причин популярности Mercedes в Северной Америке в 1980-х годах.

Турбодизель Mercedes-Benz OM 617 D30A
Турбодизель Mercedes-Benz OM 617 D30A

Рядный турбодизель объёмом 2998 куб.см. выдавал 111 л.с. при 4200 об/мин и 228 Нм при 2400 об/мин. С октября 1979 года показатели производительности чуть подросли: 121 л.с. при 4350 об/мин и 230 при 2400 об/мин.

Автомобиль стандартно оснащался 4-ступенчатой автоматической коробкой передач, с которой мог достигать 165 км/ч при старте до "сотни" за 17 секунд. После модернизации 1979 года, динамика стала чуть лучше: 170 км/ч и 16,2 секунды до 100 км/ч.

Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Mercedes-Benz 300 SD (W116)

Топливный бак на 82 литра вкупе со средним расходом солярки в 10,6 л на 100 км давал солидный запас хода примерно в 800 км, в зависимости от стиля вождения.

В остальном, что не касается силового агрегата - это был прекрасно знакомый всем Mercedes: просторный, солидный автомобиль с комфортным салоном, отличной плавностью хода и аурой качественной немецкой вещи, сделанной на десятки лет.

Интерьер Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Интерьер Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Центральная консоль Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Центральная консоль Mercedes-Benz 300 SD (W116)

Однако в 300 SD также присутствовали и американские технологии: например, входящий в стандартную комплектацию климат-контроль, поставлявшийся Chrysler (как и для европейских S-классов), а также турбокомпрессор Garrett, родом из Калифорнии.

Щиток приборов Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Щиток приборов Mercedes-Benz 300 SD (W116)

О популярности W116 на рынке США говорит цифра продаж: только в 1976 году реализовано более 43 000 автомобилей. С учётом довольно высокой цены - это хороший показатель.

Автоматический климат-контроль в Mercedes 300 SD
Автоматический климат-контроль в Mercedes 300 SD

Кстати о ценах. Монструозный 450 SEL 6.9 в 1978 году предлагался за 38 230 долларов, дизельный 300 SD оценивали в 26 265 долларов, а вот Cadillac Eldorado можно купить всего за 14 000 долларов!!

Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Интерьер Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Интерьер Mercedes-Benz 300 SD (W116)

Один из обозревателей журнала "Рopular mechanics" в 1978 году, во время путешествия на Mercedes 300 SD с западного на восточное побережье, отметил: "Обязательно возьмите с собой список заправочных станций, продающих дизельное топливо. И только не ожидайте хорошего обслуживания - некоторые из них имеют маркировку "только для грузовиков" и заправляться чаще всего приходится в огромной масляной луже, что не очень-то соответствует статусу Мерседес "...

Mercedes-Benz 300 SD (W116)
Mercedes-Benz 300 SD (W116)

С 1977 по 1980 гг. было выпущено 28.634 штук 300 SD. Пик производства и спроса пришёлся на 1979 год, когда было реализовано чуть менее половины от всего тиража модели...

Что ещё почитать:

"Fornasari RR 450 - первый внедорожник фирмы"

"Mercedes-Benz 300d Messwagen (W189) - исследовательский центр на колёсах"

"Maserati Quattroporte (Tipo 107) – рождение модели и первые годы производства"