Самые популярные ошибки в русском языке можно разделить на несколько категорий: орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические и речевые. Вот наиболее часто встречающиеся примеры в каждой из них:
I. Орфографические ошибки (ошибки в написании слов):
Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением:
Неправильно: “розгадать” (нужно “разгадать”, проверка — “разгадка”). Неправильно: “полесадник” (нужно “палисадник”, проверка — “па́ли”).
Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением (словарные слова): Тут просто нужно запоминать правильное написание.
Неправильно: “компания” вместо “кампания” (военная, избирательная). Неправильно: “винегрет” вместо “винигрет”.
Правописание — тся и — ться в глаголах:
Неправильно: “Он нравиться” (нужно “Он нравится” — что делает?). Неправильно: “Чтобы хорошо учится, нужно много заниматься” (нужно “Чтобы хорошо учиться” — что делать?).
Правописание приставок с — з и — с:
Неправильно: “бесплатно” вместо “бесплатно” (потому что корень начинается с глухого “п”). Неправильно: “розбить” вместо “разбить” (потому что корень начинается со звонкого “б”).
Правописание не и ни с разными частями речи:
Неправильно: “не когда” (нужно “некогда”). Неправильно: “ни кто” (нужно “никто”).
Правописание — н — и — нн — в прилагательных и причастиях:
Неправильно: “кованый сундук” (нужно “кованый сундук”, нет зависимых слов, нет приставки). Неправильно: “купленая вещь” (нужно “купленная вещь”, есть зависимые слова, образовано от глагола совершенного вида).
Правописание сложных слов:
Неправильно: “пол Москвы” (нужно “пол-Москвы”, после “пол-” стоит гласная буква). Неправильно: “военнослужащий” (нужно “военнослужащий”, сложное слово образованное от двух основ).
II. Пунктуационные ошибки (ошибки в расстановке знаков препинания):
Выделение вводных слов и конструкций запятыми:
Неправильно: “Он к счастью успел вовремя.” (нужно “Он, к счастью, успел вовремя.”). Неправильно: “Во первых это красиво во вторых полезно.” (нужно “Во-первых, это красиво, во-вторых, полезно.”).
Обособление причастных и деепричастных оборотов:
Неправильно: “Уставший после работы он сразу лег спать.” (нужно “Уставший после работы, он сразу лег спать.”). Неправильно: “Читая книгу он пил чай.” (нужно “Читая книгу, он пил чай.”).
Постановка запятой между частями сложносочиненного и сложноподчиненного предложений:
Неправильно: “Солнце светило ярко и птицы весело щебетали.” (нужно “Солнце светило ярко, и птицы весело щебетали.”). Неправильно: “Я знаю что ты придешь.” (нужно “Я знаю, что ты придешь.”).
Двоеточие и тире при обобщающих словах в однородных членах:
Неправильно: “Все: книги, тетради, ручки лежали на столе.” (нужно “Все – книги, тетради, ручки – лежали на столе.”). Неправильно: “На столе лежали книги тетради ручки все это принадлежало мне.” (нужно “На столе лежали книги, тетради, ручки: все это принадлежало мне.”).
Пунктуация при прямой речи:
Неправильно: “Он сказал я приду завтра.” (нужно “Он сказал: “Я приду завтра.”“).
III. Грамматические ошибки (ошибки в образовании и изменении слов, а также в построении предложений):
Неправильное согласование слов в роде, числе и падеже:
Неправильно: “Красивая тюль” (нужно “Красивый тюль”). Неправильно: “Много яблок” (нужно “Много яблок”). Неправильно: “Благодаря дождя” (нужно “Благодаря дождю”).
Неправильное употребление падежных окончаний:
Неправильно: “Я скучаю по вам” (нужно “Я скучаю по вас”). Неправильно: “У него нету времени” (нужно “У него нет времени”).
Неправильное образование форм глаголов:
Неправильно: “Они ехают” (нужно “Они едут”). Неправильно: “Я хочу победить” (иногда нужно “Я хочу выиграть”).
Нарушение порядка слов в предложении:
“Казнить нельзя помиловать” — пример того, как порядок слов влияет на смысл.
Ошибки в построении сложных предложений:
Смешение прямой и косвенной речи.
IV. Стилистические ошибки (ошибки в выборе слов и построении фраз, нарушающие стилистическое единство текста):
Употребление слов в несвойственном им значении:
Неправильно: “Он сыграл большую роль в моей жизни” (если имеется в виду влияние, то лучше “сыграл важную роль”).
Плеоназмы (употребление лишних слов, дублирующих смысл):
“Свободная вакансия” (все вакансии предполагают свободу). “Очень важный” (важный — уже высокая степень).
Тавтология (повторение однокоренных слов в близком контексте):
“Рассказать рассказ” (лучше “поведать историю”).
Штампы и канцеляризмы (избитые выражения и слова, характерные для деловой речи, неуместные в других стилях):
“В целях повышения…” (канцеляризм). “Имеет место быть…” (штамп).
V. Речевые ошибки (ошибки, связанные с бедностью словарного запаса, неточностью словоупотребления и неумением строить связный текст):
Бедность словарного запаса и однообразие речи: Использование одних и тех же слов и конструкций. Неуместное использование жаргонизмов и просторечий: В официальной или деловой речи. Нелогичность и нарушение связности текста: Отсутствие четкой структуры, переходы между мыслями не обоснованы. Нарушение норм литературного языка: Использование диалектных слов и выражений.
Почему возникают эти ошибки?
Недостаточное знание правил русского языка. Невнимательность при письме. Влияние разговорной речи. Недостаточное чтение. Спешка.
Как бороться с этими ошибками?
Учить правила русского языка. Больше читать качественной литературы. Писать больше текстов и просить других людей проверять их. Использовать словари и справочники. Внимательно относиться к своей речи.
Зная наиболее распространенные ошибки, вы сможете более осознанно относиться к своей речи и письму, что поможет вам говорить и писать грамотно и эффективно.