От улиц Гарлема до философии звука: джаз ищет новые пути После революции бибопа, казалось бы, джаз не мог стать сложнее или свободнее. Но в 1950-х он разветвился в разные стороны. Одни искали больше энергии и корней в черной культуре, другие — тишину и пространство, третьи — духовность и форму вне форм. Эти поиски привели к трем важнейшим направлениям десятилетия: хард-боп, кул-джаз и модальный джаз. Это был период зрелости джаза, он уже не бунтует, как в 1940-х, но и не играет роль массовой музыки, как в 1930-х. Теперь он ведёт внутренний диалог с собой, с культурой, с обществом — и говорит на новых языках. Если бибоп был сложным и почти академическим, то хард-боп стал его более душевной, “земной” версией. Это направление уходит корнями в госпел, блюз и ритм-н-блюз, возвращая в джаз духовность, грув и эмоциональную плотность. Главные герои — Арт Блэйки, Хорас Сильвер, Кэннонболл Аддерли, Клиффорд Браун. Их композиции звучали мощно, экспрессивно, часто с проповеднической интонацией. Гр