Найти в Дзене
VINYL 69 ВИНИЛ

Джаз. Истоки (до 1917 года) от рабских песен до улиц Нового Орлеана. Часть 1

Оглавление

Африканские и европейские музыкальные влияния. Спиричуэлс, госпел, блюз, рэгтайм. Новый Орлеан и рождение джазовой сцены.

До того как слово «джаз» вошло в обиход, в США уже давно зреет нечто музыкально революционное. Переплавка культур, ритмов и исторических страданий в единое живое искусство. Джаз не появился внезапно он вырос из боли, веры, иронии, танца и многоголосого диалога между Африкой и Европой на американской земле.

Африканские и европейские корни: музыка переселенцев и порабощённых

Джаз дитя двух миров. С одной стороны африканские ритмы, полиритмия, техника "вопрос — ответ", импровизация, которая была основой обрядов, танцев и повседневного пения африканских народов. С другой — европейская мелодика, гармония, формы: марши, вальсы, церковные гимны, военная и камерная музыка, принесённая на континент поселенцами из Франции, Испании, Германии, Великобритании.

Рабство стало катализатором этой странной встречи. Африканцы, вывезенные в США, постепенно перенимали европейские инструменты и формы, но наполняли их своим внутренним, отличным музыкальным содержанием. Так появился уникальный сплав — негритянская духовная и светская музыка, которая позже станет базой для джаза.

Спиричуэлс и госпел: музыка веры и утешения

Одна из первых форм, в которых проявился афроамериканский музыкальный гений, — спиричуэлс. Это религиозные песни, которые африканцы пели на христианский лад, но с элементами своей традиционной музыкальности: особой ритмикой, глубоким чувством, вокальными изгибами и импровизациями.

Позже, на основе спиричуэлс развился госпел — более организованный и «церковный» стиль, чаще исполняемый хором, но всё равно пропитанный эмоциональностью и верой. В джазе от этих жанров унаследовано многое: способность к импровизации, повторяющаяся форма куплетов, эмоциональное исполнение, переход от мелодии к ритму.

Блюз: музыкальная автобиография угнетённых

Вне церкви — на плантациях, в рабочих бараках, у порога нищеты — зарождался блюз. Эта музыка была личным исповеданием, рассказом о боли, потере, любви, труде и бедности. Блюз — это голос одиночки, часто исполненный под гитару или губную гармонику. Он дал джазу основу для мелодических и гармонических приёмов, прежде всего — блюзовую пентатонику и форму «12 тактов».

Кроме того, блюз сформировал тип музыкального повествования, интонацию как откровение, звук как переживание. Даже в самых виртуозных джазовых импровизациях слышно это эхо блюза.

Рэгтайм: дисциплина фортепиано и начало свинга

Если блюз был голосом рабочего, рэгтайм стал голосом городского развлечения. Возникший в конце XIX века, рэгтайм это фортепианная музыка с чётко выраженным «рваным» ритмом (отсюда и название: ragtime — "рваное время"), в которой левая рука играет чёткий маршевый бас, а правая — синкопированные мелодии.

Главная фигура рэгтайма — Скотт Джоплин, автор знаменитого «Maple Leaf Rag». Его композиции образец музыкальной формы, которая стала мостом между академической музыкой и джазом.

Новый Орлеан: колыбель джаза

К началу XX века, все эти музыкальные потоки слились в одном месте — Новом Орлеане. Этот портовый город был уникальной мультикультурной средой, где афроамериканцы, французы, испанцы, креолы, итальянцы и ирландцы сосуществовали, торгуя, празднуя и играя музыку. Уникальность Нового Орлеана и в том, что здесь чёрные музыканты имели больший доступ к музыкальному образованию и инструментам, чем где бы то ни было в США.

Тут сформировались первые ансамбли, играющие на духовых, барабанах, скрипках и банджо, впоследствии — на трубе, кларнете, тромбоне, тубе, пианино и ударных. Эти ансамбли играли всё: от маршевых мелодий до блюзов и рэгтаймов. Важно, что они импровизировали, отталкиваясь от основной темы, что стало сердцем будущего джаза.

Storyville и уличная сцена: первые джазовые сцены

Главной ареной становления джаза стал квартал Storyville — район легализованных борделей, клубов и танцплощадок. Музыка там звучала круглосуточно. Здесь играли те, кто позже станет первыми джазменами: Бадди Болден, Кинг Оливер, Джелли Ролл Мортон.

Но не только бордели: джаз рождался на улицах — парадных шествиях, похоронах (традиция «весёлых похорон»), в кафе и трамваях. Город звучал, и этот звук был всё более джазовым. Здесь был пульс свободы, синкопы, жарких импровизаций.

Заключение: до рождения жанра

К 1917 году всё было готово, появились музыканты, слушатели, сцена, инструменты и даже дух соревнования. Не хватало только слова. И в том же году Original Dixieland Jass Band записали первую пластинку, в названии которой впервые прозвучало «джаз» — пусть и в немного другом написании.

Но всё, что составляло основу джаза, его мелодия, ритм, душа - уже звучало до этого момента.