Найти в Дзене
Искусство кино

Канны-2025: итоги

Каннский фестиваль завершился пару недель назад, но порожденные им смыслы и сюжеты все еще предстоит осознать. Лев Карахан традиционно делится своими впечатлениями в обстоятельном тексте о главных фильмах и событиях смотра.

Каннская витрина не изменилась. И что может быть на самом деле утешительнее, эмблематичнее для наших грез и все еще непреходящих надежд на лучшее будущее, чем крепкие объятия Анук Эме и Жана-Луи Трентиньяна в достопамятном фильме «Мужчина и женщина». Момент абсолютного счастья их героев стал главной заставкой 78-го Каннского кинофестиваля и ротировался по всему городу как в виде отдельного кадра (на фронтоне фестивального дворца), так и в виде раскадровок из двух, трех и даже (как в каталоге) четырех кадров, захватывающих своим неумолимым романтическим вихрем.

Но в самих фестивальных программах Канны, словно по необходимости корректируя прежний курс, уже существенно отступили от попыток последних двух-трех лет пересилить, перекрыть стабильными, умиротворяющими культурными кодами нарастающее ощущение катастрофической неизбежности.

«Если начать войну, никакая культура ее не остановит», — сказал после показа Кирилл Серебренников — автор внеконкурсного фильма «Исчезновение Йозефа Менгеле», рассказывающего о нацистском преступнике, враче-изувере, который скрывался в Латинской Америке до самой смерти в 1979 году.

Картины, которые с особой очевидностью обозначили фатальную внутреннюю безысходность и дерзко заявили о расставании с благонамеренной конвенциальной эстетикой, были как бы выделены в общем наградном списке и получили «фирменные» призы (jury prizes) от профессионально сработавшего в этом году большого жюри под руководством Жюльет Бинош.

А самым неконвенциальным в фестивальной программе стал, пожалуй, фильм китайского режиссера Би Гана «Воскрешение», который попал в конкурс в последний момент, был показан в последний день и получил Специальный приз жюри. В сложной и запутанной композиции этого фильма, который словно захлебывается тягучими визуальными медитациями и причудливыми сюжетными импровизациями, ясно угадывается главное — конфликт героя «фантазмера» и остального, разучившегося фантазировать мира (the others). В этом мире «фантазмер» неизбежно оказывается монстром и в конце концов, через два с половиной часа (продолжительность фильма), обретая и в самом деле облик монстра, должен мир оставить. Герой удаляется, уплывает то ли в запредельное водное, то ли в таинственное небесное пространство, оставляя навсегда сумрачные декорации обыденности. Однако то, что, ориентируясь на название фильма, следовало бы назвать воскрешением героя, представлено у Би Гана как нечто прямо противоположное.

    «Воскрешение», режиссер Би Гань, 2025 «Воскрешение», режиссер Би Гань, 2025
«Воскрешение», режиссер Би Гань, 2025 «Воскрешение», режиссер Би Гань, 2025

В силу того что картину Би Гана показали в самом конце фестиваля, ее даже не успели толком пообсуждать. Но зато по поводу двух других не менее удручающих в своих видах на будущее фильмах, между которыми жюри разделило свой главный приз — Приз жюри, споров хватило на весь фестиваль.

Спорили в основном об эстетике, неординарных способах повествования и радикальной визуальности. Как написал в The Hollywood Reporter Джордан Минцер: «Не каждый день увидишь фильм, который не напоминает тебе ничего из увиденного прежде» Это о немецкой картине Маши Шилински «Звук падения». Примерно то же самое можно было бы сказать и о франко-испанском фильме «Сират» Оливера Лаше. Но, как и в случае с фильмом Би Гана, нарушение привычных, стабильных художественных конвенций и у Шилински, и у Лаше было обусловлено не столько поиском новых форм, сколько невозможностью более или менее надежно формализовать деградацию современного сознания и распад устойчивых представлений о мире.

Шилински попыталась синтезировать в нечто целое разрозненные и как бы спонтанно соединившиеся фрагменты детских, подростковых и юношеских воспоминаний четырех героинь, принадлежащих к четырем разным эпохам новейшей истории — от Первой мировой до наших дней. Ничего, кроме травматичного, искусительного, инцестуального, некрофильского и откровенно инфернального опыта эти воспоминания не транслируют. То, что начинается с эпизода эпохи Второй мировой, в котором героиня Эрика пробует на вкус пот из пупка лишившегося ноги дяди Фрица в то время, когда он спит, не может кончиться в финале ничем кроме попытки одной из героинь хоть как-то, хотя бы мистически вырваться из вуаеристских наваждений обыденной жизни и воспарить над землей в восходящих воздушных потоках. Только возможно ли это на самом деле, если звук падения, тревожный шумовой эффект, словно какое-то проклятье периодически аккомпанирует происходящему на экране.

В фильме «Сират» — в исламской эсхатологии это слово обозначает «мост между раем и адом» — взгляд на окружающую действительность меняется. Первые мучительные соприкосновения с миром, о которых говорится в фильме Шилински, сменяет у Лаше взгляд умудренного опытом отца (Серхи Лопес), который вместе с маленьким сыном разыскивает дочь, сгинувшую в рейв-среде. Трагическая логика этого взгляда состоит не в том, что поиск дочери изначально обречен на неудачу, а в том, что само ее исчезновение есть лишь начало убывания жизни вообще. Отец теряет сначала сына, который скатывается на машине в пропасть, а потом и почти всех своих спутников-рейверов, которые один за другим подрываются на минном поле в пустыне. Чудесное спасение в этой смертельной переделке отца дается ему лишь для того, чтобы лишний раз подчеркнуть безысходность его дальнейшего существования. На монструозном ретропоезде вместе с другими обездоленными обитателями Земли он едет неизвестно куда. Точнее, в бесконечную песчаную неизвестность.

Смелые Призы жюри, конечно же, и в этот раз не означали, что Канны с их вечными бабочками и смокингами, с их огромным запасом буржуазной прочности так легко сдались и подчинились голосам отчаяния. Замеченные и отмеченные эти голоса остались, скорее, фестивальными маргиналами, которым было все-таки не под силу хоть сколько-нибудь значительно повысить градус общей тревоги и потеснить раз и навсегда выбравшего свой путь каннский мейнстрим.

    «Звук падения», режиссер Маша Шилински, 2025 «Звук падения», режиссер Маша Шилински, 2025
«Звук падения», режиссер Маша Шилински, 2025 «Звук падения», режиссер Маша Шилински, 2025

Словно для соблюдения баланса в каннском конкурсе был даже заботливо и с прилежанием достойным лучшего применения огламурен голос Годара, в его знаменитом дебютном фильме «На последнем дыхании», не предвещавшем будущему ничего хорошего. «Печаль — это глупость. Я выбираю небытие» — говорил главный герой фильма Мишель Пуакар. Осуществив в деталях и по дням ностальгическую реконструкцию съемок этой самой пронзительной и трагической картины Годара, американский режиссер Ричард Линклейтер в фильме «Новая волна» проявил, как ни странно, полнейшее равнодушие к тому экзистенциальному напряжению, которым реальная «новая волна» — порождение болезненной послевоенной депрессии — и была прежде всего важна. Вовсе не избегающий по-настоящему драматических акцентов в своих американских картинах, Линклейтер в гастрольной французской работе явно не пошел дальше изображения озорных причуд обаятельных режиссеров «новой волны», которые в реальности в 1968 году, как известно, едва не похоронили Каннский фестиваль заживо именно за его благополучную респектабельность.

Уверенность в том, что перед лицом насущных угроз либеральной общественности все еще есть на что опереться, лучше и темпераментнее всех продемонстрировал Роберт Де Ниро. Получив на церемонии открытия фестиваля почетную «Золотую пальмовую ветвь», он произнес речь, в которой обличил Дональда Трампа, прославил демократию и инклюзивность, призвал к обдуманному голосованию, а закончил свое выступление священными для Французской республики словами «Liberte, Egalite, Fraternite», произнесенными, к радости аудитории, на языке оригинала.

Возможно, воодушевленный тем, что в дни фестиваля Министр культуры Франции вручила ему орден «Почетного легиона», воздал должное стране «хотя бы артикулирующей» идеалы свободы, равенства и братства и Кирилл Серебренников. Но если главное демократическое заклинание и в правду еще в силе, то как совместить его с прозорливым высказыванием того же Серебренникова (процитированное выше) о бессилии культуры перед насилием? Или провозглашение благородных понятий, овеянных высокой культурной традицией, вовсе не исключает полную им противоположность, и это изначально обусловлено самой диалектикой истории? Ведь не случайно же впервые эти понятия были определены Максимилианом Робеспьером еще в 1790 году в его речи «Об организации Национальной гвардии». Той гвардии, которая топила в крови и попросту в воде вместе с женщинами и детьми восставших в Вандее «роялистов». А гильотина — эта первая ласточка конвейерного уничтожения людей? Ведь она пришлась как нельзя более кстати прогрессивной республиканской власти и была внедрена стараниями врачей-гуманистов: доктора Жозефа Гильотена и его учителя доктора Антуана Луи. Конечно, до доктора Йозефа Менгеле еще надо было дожить, но время идет быстро, совершенствуя не только науку смерти, но и науку жизни, которая слишком часто, а со временем все чаще именно к смерти и приводит.

Автор внеконкурсного документального фильма «Оруэлл: 2х2=5» гаитянский режиссер Рауль Пек посвятил свою работу последнему периоду жизни Джорджа Оруэлла, написавшего знаменитый роман-антиутопию «1984» именно на исходе дней, подытоживая свой неутешительный гражданский опыт. И если говорить о главной движущей силе сконструированного писателем репрессивного государства Океания, то заключена она, по мнению автора фильма, прежде всего в манипуляции словами, в незаметной подмене понятий, жизненно важных для человека и устойчивой определенности его существования.

На экране особо выделены классические оруэлловские перевертыши: «свобода — это рабство», «невежество — это сила». Приравненные к истине, эти злокачественные парадоксы были вывешены в романе на фронтоне 300-метрового Министерства Правды в виде огромных плакатов. С конца 40-х, когда был написан роман, эти парадоксы явно не устарели. Наоборот, окрепли, усовершенствовались и приобрели ту особую власть, которая уже в принципе исключает достижение какой-либо справедливости и правосудности, воздействуя на людей исподволь, почти незаметно, как облучение. В конце фильма в доказательство все более нарастающей актуальности романа Оруэлла Рауль Пек приводит различные яркие примеры сегодняшних пропагандистских подмен, среди которых даже самые невинные болезненно затрагивают чьи-то государственные, законодательные интересы и потому не могут быть без опаски воспроизведены.

    «Оруэлл: 2х2=5», режиссер Рауль Пек, 2025 «Оруэлл: 2х2=5», режиссер Рауль Пек, 2025
«Оруэлл: 2х2=5», режиссер Рауль Пек, 2025 «Оруэлл: 2х2=5», режиссер Рауль Пек, 2025

Мало кто готов сегодня повторить опыт публикатора компромата («неудобной правды») как это сделал портал WikiLeaks под руководством Джулиана Ассанжа. Он провел пять лет в самой суровой британской тюрьме, до этого семь лет скрывался в посольстве Эквадора и только теперь, словно все еще чего-то опасаясь, появился в Каннах на премьере посвященного ему внеконкурсного документального фильма американского режиссера Юджина Ярецки «Человек на шесть миллиардов долларов».

В этом году главные, опорные события каннского мейнстрима (основного конкурса) были связаны именно с попытками хоть как-то утвердить понятийность, которая в современном мире пока еще удерживает человека на плаву. Пусть даже приходится признавать всю драматическую сложность, почти невозможность этой затеи.

Особенно предельно невозможной выглядела попытка восстановления справедливости в фильме «Два прокурора» Сергея Лозницы, приписанного в каталоге к Беларуси. Само время действия этой картины — 1937 год, разгар сталинских репрессий — не предполагает действенной альтернативы тотальной энтропии. Но молодой прокурор (Александр Кузнецов) тем не менее старается отстоять правду в деле старого большевика Степняка (Александр Филиппенко), измученного и доведенного пытками почти до безумия. Спаситель словно не замечает состояния дел в обществе и является к тюремщикам-душегубам, как какой-то пришелец, фантом, изначально не понимающий, что обречен на заклание. Шансов на успех у него нет. Ничего не добившись, он довольно быстро попадает в общую мясорубку и исчезает за воротами тюрьмы, словно его и не было.

Лаконичную, минималистскую извечно сумрачную эстетику Лозницы, уже много лет словно завороженного советской и постсоветской безысходностью, критики оценили по достоинству, и в рейтинге журнала Screen его работа разделила первое место с фильмом Джафара Панахи «Простая случайность».

Но Панахи получил «Золотую пальмовую ветвь», а слишком уж пессимистичный для каннской аудитории Лозница уже в который раз остался в большом призовом раскладе на скамейке запасных.

Кстати, приблизительно то же самое уже в который раз происходит в Каннах с Кириллом Серебренниковым, у которого история мучителя Менгеле опять же наводит на тяжелые ассоциации с травматичным прошлым автора и его несмываемыми «родимыми пятнами». Единственное, что в каннском раскладе всегда выгодно отличает Серебренникова от Лозницы, так это то, что минимализмом он не страдает. Все его фильмы сделаны ярко (даже если они черно-белые) и рассчитаны на большой фестивальный хайп — будь то скандальная биография Менгеле, скандальная фигура Лимонова («Лимонов, баллада об Эдичке», 2023) или превращенная в сплошной скандал жизнь Чайковского («Жена Чайковского», 2022).

Другая крайность — беззастенчивая зацикленность авторов на своем внутреннем благополучии, которую продемонстрировали в конкурсе этого года большие американские фильмы. При всей своей сатирической направленности по отношению к современному, выбившемуся из колеи, обществу они проявили озабоченность не столько актуальной национальной или глобальной проблематикой, сколько реализацией своих профессиональных постановочных навыков. Уэс Андерсон в фильме «Финикийская схема» в очередной раз, как заигравшийся мальчик, выстраивает для своих кукольных героев кукольные декорации и аттракционы, как бы заодно указывая на то, что его соотечественники в меркантильном простодушии могут, к примеру, включить в свои авантюры даже библейских персонажей. А мастер хоррора Ари Астер в фильме «Эддингтон», замахнувшись на гротесковое изображение американской политической свистопляски на примере назревающих в маленьком городке штата Нью Мехико выборов нового мэра, медленно, но верно дрейфует к рубежам кровавого огнестрельного экшена.

    «Финикийская схема», режиссер Уэс Андерсон, 2025 «Финикийская схема», режиссер Уэс Андерсон, 2025
«Финикийская схема», режиссер Уэс Андерсон, 2025 «Финикийская схема», режиссер Уэс Андерсон, 2025

Но ведь и такие заслуженные мастера большого экрана, как каннские ветераны Спайк Ли («Высокое и низкое») и Итан Коэн («Милая, не надо!»), поучаствовали в этом году во внеконкурсных показах, скорее для того, чтобы отстраниться от наболевшего, чем для напоминания о нем. Спайк Ли побаловал публику историей о большом музыкальном продюсере Кинге (Дензел Вашингтон), который своими руками поймал и скрутил ненавистного рэпера-киднеппера, чтобы в финале с чистым сердцем в своем роскошном нью-йоркском пентхаусе с наслаждением прослушивать молодую исполнительницу, выступающую в более легком, чем рэп музыкальном жанре. А Итан Коэн так и вовсе — в духе какого-то раннего полузабытого постмодерна поведал мутную историю о частном детективе в маленьком городе (Маргарет Куэлли).

В этом году в Канне вполне могло сложиться такое впечатление, что весь груз гражданской ответственности американского кино с честью и достоинством взвалил на себя и несет один только Роберт Де Ниро.

Разве что представительница американских независимых Келли Райхард в своем мало кого заинтересовавшем, но вполне адекватном общей ситуации фильме с ироничным названием «Вдохновитель» (Mastermind) скромно и тихо поведала о крушении в современном культурном контексте героического начала. И дело не в том, что ее герой — похититель картин Джеймс Муни (Джош О’Коннор) — персонаж отрицательный, а в том, что даже отрицательность его никак не может состояться. Украденные картины у него отнимают, семья и друзья от него отказываются, на то, чтобы уйти в бега, у него нет денег, не приносит ему славу Раскольникова и ограбление старушки. В финале картины, когда Муни, скрываясь от преследования, пытается примкнуть к антивоенной демонстрации (действие происходит в 1970 году), именно его арестовывают вместе с протестующими и, как в не свои сани, волокут в полицейский фургон.

Где-то посередине между сугубо славянской депрессией и не ко времени разыгравшимся американским легкомыслием располагалось в конкурсе французское или, если шире, франкофонное кино, которое в традициях классического социального реализма умело балансировало между надеждой и отчаянием.

Достаточно тонко и деликатно этот баланс был выстроен в режиссерском дебюте французской актрисы Хафзии Херци «Младшая сестра». Главная героиня этого фильма 17-летняя Фатима (Надия Миллети — приз за лучшую женскую роль) мучительно пытается справиться со своей идентичностью и больше всего страдает от того, что становится верооступницей. Впрочем, еще больше — от возможного разлада в дружной матриархальной арабской семье (главенствует добросердечная мама), который может произойти по вине героини, явно нарушающей традиции семьи. Пребывая в труднопреодолимом тупике, Фатима тем не менее не теряет вкус к жизни. В конце фильма на спортивной площадке она стоит в одиночестве, в болезненном внутреннем замешательстве, но в то же время не прекращает действовать — чеканит и чеканит мяч. Все лучше и лучше.

Не менее осторожно и чутко прислушиваются к современной нарастающей нестабильности и бельгийцы братья Дарденны. В новом фильме «Молодые мамы» (приз за лучший сценарий) они в своей излюбленной тревожной хроникальной стилистике пристально следят сразу за четырьмя совсем юными героинями, которые пока не знают, что им делать с их новорожденными младенцами. Что еще хуже — они не знают, что им делать с самими собой. Не слишком задерживаясь на каждой сюжетной линии, Дарденны монтируют их вперемешку и, не избегая авторского нажима, стараются, несмотря ни на что, вырастить из хаоса и неразберихи, неустроенности на грани отчаяния то, что хотя бы в единственном числе могло стать подкреплением и продолжением жизни — семью. Как всегда, задуманное им удается.

    «Молодые мамы», режиссеры Люк и Жан-Пьер Дарденны, 2025 «Молодые мамы», режиссеры Люк и Жан-Пьер Дарденны, 2025
«Молодые мамы», режиссеры Люк и Жан-Пьер Дарденны, 2025 «Молодые мамы», режиссеры Люк и Жан-Пьер Дарденны, 2025

Канны-2025 попытались именно семейный тренд сделать ведущим. Это было настолько очевидно, что только ленивый не говорил и не писал на фестивале о спасительной роли семейных отношений в сегодняшней мировой турбулентности. Но вопрос в том, насколько это понятие — семья — реально способно, среди прочих изрядно пошатнувшихся понятий, по-прежнему сохранять свою исходную устойчивость? Насколько семья — эта первичная ячейка общего социального пространства, вроде бы обладающая своей особой внутренней автономией и своим особым запасом прочности, способна выдерживать давление проникающих внешних перегрузок?

Ответ в буквальном смысле искали всем миром: и в пастельном японском фильме «Ренуар» (Хаякава Чи), в котором мать ищет контакт с дочерью-индиго, и в истеричном английском фильме «Умри, моя любовь» (Линн Рамси), в котором постродовой синдром превращает семейную жизнь молодоженов в адскую жаровню, и в фильме француженки Жюлии Дюкурно «Альфа», где угроза, страшная эпидемия, превращающая людей в подобие мраморных окаменелостей, неожиданно воссоздает распавшуюся семью, и в простоватой картине Марио Мартоне «Фуори» — о подобном семье сообществе женщин, переживших совместное тюремное заключение, и в мелодраматичной испанской «Ромерии» Карлы Симон — о девушке, пытающейся восстановить духовную связь со своими погибшими от наркотиков родителями, и в изысканной южноафриканской картине «История звука» (Оливер Херманус), и в прямолинейном египетском гротеске Тарика Салеха «Орлы Республики», где герой-актер, забывающий о семье, оказывается втянутым в токсичные политические интриги, и в больше похожем на сериал иранском фильме Саида Растайи «Мать и дитя», в котором мать, словно сорвавшаяся после смерти сына с цепи, находит утешение в другом ребенке.

Очень разные по своим художественным достоинствам и разноречивые в своих представлениях о семье как спасительном укрытии от глобальных бурь и катаклизмов все эти фильмы, а в сущности, весь конкурс был неплохим тематическим основанием для главного фестивального пьедестала, который и должен был уже кардинально раскрыть актуальный смысл семейного тренда. И такое раскрытие действительно произошло. Прежде всего, конечно же, в фильме датского режиссера Йоакима Триера с названием, почти впрямую отвечающим фестивальным чаяниям, «Сентиментальные ценности». Эта картина получила Гран-при и в сегодняшней трудной каннской борьбе с наступающей безысходностью была особенно знаменательна своим мудрым подходом к неизбежным во всякой семье сложностям. Ведь именно эти сложности способны в одночасье разрушить оболочку фамильного купола и лишить его надежной защитной силы.

В начале фильма все к тому и идет. Неврастеничная старшая сестра-актриса Нора (Ренате Реинсве) боится выходить на сцену, ее отношения с младшей сестрой Агнес (Инга Ибсдоттер Лиллеас) оставляют желать лучшего. Отец-режиссер Густав (Стеллан Скарсгард) появляется в семье, в очаровательном деревянном норвежском доме с резными окнами, только после смерти жены, матери двух его дочерей и, в общем-то, безуспешно пытается найти с ними общий язык — старшая дочь настроена по отношению к нему особенно негативно. И все вроде бы должно идти по знакомой скандинавской драматургической классике — вглубь, к скелетам в шкафу, которым несомненно является, к примеру, смерть в петле бабушки (матери Густава). Именно это событие постоянно обсуждается в связи с предстоящими Густаву съемками автобиографического фильма. Но лишь наметившись, драматическая семейная история зависает, и действие переключается на сугубо внешний раздражитель — отношения Густава с американской кинозвездой Рейчел Кемп (Эль Фэннинг). Густав приглашает ее играть в его картине главную роль вместо отказавшейся Норы. Но и этот интригующий звездный вброс развития не получает. Кемп просто деликатно отказывается от роли, чувствуя себя чужой в тяжеловесной скандинавской эстетике. Так история, угрожавшая дойти до драматических откровений, начинает выправляться и обнаруживает тенденцию к бесшовному срастанию всех тех разрывов, которые вроде бы угрожали семейной стабильности. К концу фильма стабильность восстанавливается хотя бы уже потому, что Нора наконец соглашается сниматься в фильме отца, и мы ничего не узнаем ни о самоубийстве бабушки, ни о разрыве отца с матерью, ни о возникновении сложностей в отношениях отца с дочерьми. Фильм выходит к развязке, как бы перешагивая через катарсис. Но, может быть, потому и успех, что излишняя проблематизация и катарсис теперь не ко времени. Достичь цели — спасти утопающих — нужно кратчайшим путем.

В фильме «Секретный агент» бразильца Клебера Мендосы Фильо (приз за лучшую режиссуру) семейная тема уже впрямую подвязана к истории семьи, и эта история главенствует в повествовании. Марсело (Вагнер Моруа — приз за лучшую мужскую роль) работает над созданием литиевых батарей и в 1977 году, на излете военной диктатуры в Бразилии, оказывается под колпаком то ли у преступного бизнеса, то ли у коррумпированной секретной службы, то ли у тех и у других вместе. И это история не про скелеты в шкафу семьи, которые лучше не трогать, достаточно поиграть с ними в прятки, но скелеты в шкафу прогнившего и преступного государства, которому Марсело и его любимая без вести пропадающая жена противостоят. Уже в наши дни исследовательница судьбы погибшего Марсело приносит его сыну (также Вагнер Моруа) старые пленки с прослушкой отца, сохранившиеся в архиве. Это наследие, которое не может разрушить семейный тренд. Оно лишь подпитывает его героической биографией из прошлого, как переливание благородной семейной крови. Последняя часть фильма для тех, кто не понял, так и называется «Переливание крови».

    «Простая случайность», режиссер Джафар Панахи, 2025 «Простая случайность», режиссер Джафар Панахи, 2025
«Простая случайность», режиссер Джафар Панахи, 2025 «Простая случайность», режиссер Джафар Панахи, 2025

На вопрос о семейном мотиве в фильме «Простая случайность» многострадального иранца Джафара Панахи, получившего заветную «Золотую пальмовую ветвь», ответить уже не так просто. Хотя номинально в его картине есть свадебная пара, а в конце фильма именно семейная пара — муж и жена — пытаются срочно уехать, опасаясь преследования. Но важнее, наверное, все-таки то, что сюжет у Панахи тесно связан с образом домашнего очага и людьми, которых от этого очага по ложным обвинениям безжалостно отрывают. Лишь в силу «простой случайности» эти люди вдруг получают у Панахи неограниченную власть над их главным мучителем и палачом. Сначала по стуку протеза его узнает рабочий из автомастерской Вахид (Вахид Мобассари) и, заставив выпить снотворное, прячет в своем минивэне. Пытаясь не ошибиться и точно установить личность злодея, Вахид собирает в машине и других жертв произвола. Все вместе они решают: он или не он, убить или не убить, а если не убить, не станет ли он мстить?

Эти вопросы так и остаются неразрешенными — даже когда жертвы произвола и насилия коллективно вырывают у своего пленника признание: он — это он. В самом культурном коде героев Панахи остается некий непреодолимый запрет на казнь палача. У Панахи и палач не решается отомстить своим несостоявшимся мстителям. После всего случившегося Вахид, который старается вместе с женой поскорее скрыться, вдруг слышит в своем доме знакомый стук протеза. Этот стук сначала приближается, потом на мгновение наступает тишина, затем стук постепенно удаляется.

Палач и жертвы как бы выравниваются перед силой зла и отталкиваются от нее. Прежде всего ради жизни, и жизни семьи в том числе. Ведь есть семья и у палача, которую мы видим в начале фильма, а потом в тот момент, когда опять же в силу простой случайности заговорщики-мстители помогают добраться до родильного дома жене палача и его маленькой дочке.

Есть в простых случайностях Панахи, в бесхитростной простоте его драматургических завязок и развязок, нечто идущие из глубины времен, от вековечной несуетности сказовых интонаций, всегда так легко и органично соединяющих в синкретическое единство и трагедию, и комедию, и фарс, и счастливый конец, драму вовсе не исключающий.

Примирение сторон действительно без снисхождения к жанру, возможно. Но только, когда гибельным нарративам противостоит не одна только семья как последний оплот разумного существования, а культура в целом, которая неразрывно связана с укладом семейным, призванным созидать и охранять жизнь.