Если бы существовал конкурс с названием «Самый бедовый автомобильный завод в России», то на протяжении последних семи лет победителем точно становилось бы предприятие «Ставрополь-Авто».
Вообще, довольно удивительно, как в этом месте не появилось большое предприятие раньше. Даже не автомобильный завод, а любой другой. Потому что локация превосходная. Юг страны с гораздо более мягким климатом, чем в центральной России, не говоря уже про Сибирь и Дальний Восток.
При этом, относительно близко, как до Европы, так и до Азии или Ближнего Востока. С одной стороны Чёрное море, с другой Каспий. Равнина без гористой местности, поэтому есть не только автомобильные дороги, но и совсем рядом проходят железнодорожные пути.
Может быть промышленники и экономисты меня поправят, но сдаётся мне, что Ставрополье — прекрасное место для промышленности.
К слову, нет ничего удивительного, что на этом забытом всеми заводе «Ставрополь-Авто» ждали иранцев с их автомобилями. Им было бы удобно доставлять сами машины и оборудование для завода через Каспийское море и порт в Дагестане.
Но сразу скажу, что новыми владельцами «Ставрополь-Авто» стали вовсе не иранцы. И вероятность, что туда придут, пусть и в статусе гостей, минимальна.
Кто же тогда стал новым хозяином этого многострадального завода и какие автомобили теперь там будут выпускать? Или не автомобили вовсе?
Но давайте сначала сказу пару слов о том, что вообще представляет собой «Ставрополь-Авто», кто его изначально создал и почему целых 7 лет предприятие простаивало без какого-либо дела.
Что за «Ставрополь-Авто» и какие машины там выпускали?
Если обойти сложную систему из нескольких компаний, которые принадлежат друг другу, то можно сказать, что «Ставрополь-Авто» - это ещё одно детище братьев Дерев. Бизнесменов, которые когда-то открыли первый и единственный автомобильный завод в Карачаево-Черкесии.
Вы его хорошо знаете. Речь про Derways, где выпускали Lifan и другие китайские иномарки. А одно время даже свой собственный внедорожник Derways Cowboy.
Завод в Ставрополье так же предназначался для производства китайских автомобилей. А если быть точным, то для производства внедорожников Great Wall Hover. Помните ещё такие?
Лет 10 назад они пользовались большой популярностью в нашей стране. Оно и понятно, по сопоставимой с УАЗом цене, китайцы давали гораздо больше современных опций.
Конвейер «Ставрополь-Авто» был запущен в 2017-ом году. Но успел проработать всего лишь около года. За это время удалось собрать менее 3 тысяч джипов из Поднебесной.
Дальше у предприятия начались серьёзные проблемы. Точнее даже не у самого «Ставрополь-Авто», у его создателей. У одного из братьев Дерев. Потому что вместе с заводом в Ставрополе, закрылся и головной Derways.
Случилось это в 2018-ом году. Против владельца завели уголовное дело, а он бежал в Лондон.
С тех пор оба завода находились в подвешенном состоянии. Derways сумел найти нового владельца. Правда, о производстве автомобилей там теперь речь не идёт.
А вот «Ставрополь-Авто» на протяжении целых 7 лет оставался бесхозным. Если не считать кредиторов, конечно.
На торги его регулярно выставляли с 2021-го года, но безуспешно. И вот, чуть ли не вчера предприятие наконец-то выкупили.
Кто стал новым хозяином автозавода на Ставрополье?
Одна из структур корпорации «Ростех». А сделку оценивают в 2,3 миллиарда рублей. На вопрос о том, что дальше будет с предприятием, покупатель ответил, что информация о планах на этот участок защищена коммерческой тайной.
Тем не менее, журналисты уже успели «растрясти» близких к заводу и «Ростеху» источников, чтобы вытащить хотя бы какую-то информацию о планах на предприятие.
Что будет дальше со «Ставрополь-Авто»?
Есть три основные версии, чем дальше будет заниматься предприятие.
Версия первая — выпускать отечественные электромобили «Атом». По крайней мере, так сообщают источники telegram-канала No Limits.
По их данным, «Ростех» приобрел завод для «КамАЗа», который и раньше проявлял свой интерес к данной площадке. Но для производства грузовиков «КамАЗу» хватает мощностей в Татарстане.
А вот выпускать «Атом» на мощностях «Москвича» в столице — дорого. Дешевле развернуть производство в Ставрополье. Если что, «Атом» — это отечественная «электричка», которая в третьем квартале этого года должна пойти в серию.
Проект спорный и странный, но об этом я напишу отдельную статью. Чего стоит только один механизм открывания дверей.
Вторая версия — производство не гражданской продукции. Такой версии придерживается ещё один крайне авторитетный telegram-канал «Русский автомобиль». Основания? Холдинг «Технодинамика», который имеет отношение к покупке завода и входит в «Ростех», занимается гражданской продукцией лишь на 35%.
А учитывая географическое положение предприятие и текущую геополитическую обстановку, всё сходится.
Версия третья — обычный технопарк. То есть, просто взять и разбить завод на несколько более мелких предприятий. Или сдавать участки в аренду. Хоть под мебельное производство.
Как считаете, товарищи? Что теперь будут выпускать на «Ставрополь-Авто»?
Своими версиями можно поделиться в комментариях под статьёй. Буду ждать.
Советую посмотреть:
Продажи Лады Весты в мае упали на 50% с лишним. Россияне ждут Искру или массово выбирают иномарки?
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.