С одной стороны, благодаря нашим партнёрам из Поднебесной мы смогли пережить массовый уход из РФ практически всех европейских, японских и корейских производителей машин.
Ведь они не просто свернули продажи новых автомобилей в нашей стране, но и оставили с десяток заводов. У многих здесь были свои производства, начиная с Mercedes, продолжая Nissan и заканчивая Renault.
Если подумать, то даже у большинства были производственные мощности на территории России. К 2022-му году меньшее число брендов завозило в страну уже собранные где-то ещё автомобили.
И почти в один момент все растворились. Да, большинство не бросило своих де-факто бывших сотрудников, сохранив им пособие. Но конвейеры ведь всё равно встали. И только китайские марки могли помочь их запустить вновь.
Ведь мы опытным путём установили, что совсем в одиночку мы можем выпускать только Ладу Гранту и две «Нивы». Да и то в очень сильно усеченном варианте. Если говорить о комплектации.
С минимумом цветов и без подушек безопасности. Наверное, сейчас в этом плане дела получше, но я описываю ситуацию на весну 2022-го.
И эту многострадальную троицу из Гранты и пары «Нив» спокойно мог выпускать один АвтоВАЗ. Даже у него бы осталось много пустующих мощностей. Не говоря уже про дочерний завод в Ижевске, например.
Там бы вообще всё пришлось отдавать под пилораму.
Короче говоря, на том этапе (да и сейчас) без заселения китайских производителей на пустеющие автомобильные заводы обойтись было бы нельзя. В противном случае, этим заводом попросту было бы нечего производить.
И китайские производители пришли. Но есть нюанс, о котором я и хочу сегодня рассказать.
Сколько марок из Поднебесной за 3 года вложились в производство своих автомобилей внутри России?
Только одна. И это Haval. Наверное, вы и без меня об оном прекрасно догадались. Вот только здесь нужно учитывать, что Haval построил свой завод в тульской области ещё до весны 2022-го года.
Да, новенький завод моторов, переброска производства кроссовера M6 в Калугу с глубокой локализацией — всё это состоялось уже после весны того самого года.
Но главное здесь — и без ухода европейцев с японцами Haval уже хотел, был готов и вкладывался в производство своих машин на территории РФ. То есть, если бы история пошла по другому сценарию и те самые европейцы с японцами бы остались, то планы Haval никак бы не поменялись.
А как же «Москвич», китайские марки на «Автоторе» и все остальные?
Да, большинство оставленных предприятий сегодня выпускают китайские автомобили для российского рынка.
Но давайте посмотрим, как это происходит.
Вот взять тот же «Москвич», например. Да, они перешли на более глубокую локализацию со сваркой и окраской кузовов. Но кто вложил в это около 4 миллиардов рублей? По тем источникам в СМИ, которые возможно найти, получается, что российская сторона.
Это была наша инициатива, а не JAC. Тоже самое можно сказать про сборку других моделей JAC концерном Sollers, который ещё попутно владеет УАЗом и ЗМЗ.
По инициативе Sollers происходит локализация моторов или чего-то ещё для производства китайских «Джаков» в России под маркой самого «Соллерса». И как я понимаю, за деньги «Соллерса», а не за деньги «Джака».
Едем дальше. Теперь посмотрим на «Автотор» из Калининграда, который собирает очень внушительную гамму китайских автомобилей, начиная с труднопроизносимого Kaiyi и заканчивая SWM с итальянскими корнями.
Опять же, разговоры про глубокую локализацию чуть ли не всего, что сегодня выпускается в самом западном городе страны, шли давно.
Например, «Автотор» заявил о желании добиться большей локализации компонентов для иномарок ровно год назад. Не особо понятно, что именно с тех пор получилось локализовать, если вообще что-то получилось.
Информация не раскрывается. Но давайте обратим внимание на формулировку. Не Kaiyi или SWM заинтересованы в более глубокой локализации, а сам «Автотор».
А как же Chery на бывшем Фольксвагене в Калуге?
Во-первых, уже не Chery, а Tenet. Хотя машины фактически те же. Во-вторых, не китайцы получили контроль над российским предприятием. Владеем им российская компания AGR.
С одной стороны, это хорошо, конечно. Потому что мы уже видели, что может произойти с заводом, если иностранцы захотят его покинуть.
С другой стороны, опять непонятно, насколько Chery, простите, Tenet вкладывается в этот проект. Про глубокую локализацию говорят не китайцы, а представители отечественной компании AGR.
То есть, создаётся ощущение, что как и в случае с «Москвичом», российская сторона заинтересовала в углублении производства на территории страны. А не китайская.
К чему я веду? К тому, что несмотря на повсеместное присутствие китайских производителей там и тут, фактически своими деньгами в производство на территории России пока мощно вложился только Haval.
Остальные стараются экономить и искать альтернативные пути. Например, «прописаться» на российском заводе, но не заходить дальше прикручивания колёс и двигателей, уже собранных в Китае.
А если и заходить, что за счёт российских партнёров.
Почему так?
Первая причина — китайцы тоже боятся санкций. Но не хотят терять российский рынок, который конкуренты отдали им без боя. Поэтому и переименовывают свои машины, ищут половинчатые решения, маскируются.
Вторая причина — российский рынок и так не очень большой. А сегодня он сжался ещё сильнее из-за высокой ключевой ставки, подорожания машин в 2 раза за 3 года, роста «утиля».
Думаю, что бизнесмены из Поднебесной умеют считать деньги и понимают, что вкладывать миллиарды в строительство новых заводов или модернизацию существующих, очень рискованно.
Проще поставлять готовые машины или договориться о сборке отвёртками.
Что скажете, товарищи? А вы бы хотели, чтобы китайцы вкладывались в наш рынок? Или ждём возвращения европейцев, корейцев и японцев на свои бывшие заводы?
Жду ваших вердиктов в комментариях под статьёй.
Советую посмотреть:
Названы 10 самых надёжных кроссоверов из КНР. Популярные в России — среди худших или ниже среднего
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.