Найти в Дзене
Путешествия, туризм, наука

10 самых ярких и красивых видов народной росписи России

Оглавление

В народном декоративно-прикладном искусстве России особое место всегда занимала роспись. Украшенные вручную предметы давно стали символом русской культуры, среди туристов и коллекционеров изделия с традиционным орнаментом — один из самых популярных сувениров.

Хотя первые упоминания о художественном декорировании дерева и керамики в России относятся к XVII–XVIII векам, многие промыслы живы до сих пор и даже переживают второе рождение!

Ростовская финифть: тонкая работа на эмали

В небольшом городе Ростов Великий Ярославской области до сих пор живет старинный народный промысел — миниатюрная роспись по эмали. На фабрике «Ростовская финифть», которая работает с 1918 года, все делают вручную, придерживаясь технологии, проверенной временем. Работа начинается с металлической пластины, на которую наносят тонкий слой стекловидного порошка — это и есть будущая эмаль.

-2

Затем по ней аккуратно рисуют специальными огнестойкими красками, а готовое изделие обжигают в печи, чтобы краски прочно закрепились. Результат — изящные украшения: броши, кольца, серьги и кулоны, обрамленные в серебро или латунь. Но на этом ассортимент не заканчивается: мастера создают декоративные тарелки, иконы, карманные зеркала и даже пасхальные яйца.

Палехская миниатюра: лаковая живопись с историей

В Ивановской области, в деревне Палех, можно увидеть еще один уникальный промысел — лаковую миниатюру. Искусство это началось с иконописи в XVII веке. Художники использовали темперные краски, сусальное золото и писали на деревянных досках, но со временем технику адаптировали под изделия из папье-маше. Так появилась знаменитая палехская миниатюра: сценки из сказок, деревенской жизни и природы, написанные на черном фоне.

-3

Сейчас в Палехе делают расписные шкатулки, панно, тарелки, елочные игрушки и сувениры, а при местных мастерских работают галереи и магазины, где можно не только посмотреть на процесс создания миниатюры, но и приобрести оригинальные изделия.

Мстерская миниатюра: многосюжетная живопись

В поселке Мстера Владимирской области народная роспись тоже началась с икон, а позже ее перенесли на изделия из папье-маше. Отличительная особенность мстерской миниатюры — высветленный подмалевок, именно на него наносят будущий рисунок.

-4

Палитра здесь мягче: голубовато-серебристые, охристо-желтые, нежно-зеленые и розовые оттенки. А вот сами сюжеты часто сложные: на одной поверхности могут разместить сразу несколько историй или геометрических и растительных орнаментов. Сегодня этот промысел поддерживает Центр традиционной лаковой миниатюры в поселке.

Федоскинская миниатюра: масляная живопись на лаке

Федоскино, что в Подмосковье, известно своими миниатюрами еще с конца XVIII века. Это единственное направление, где для росписи используют не темперные, а масляные краски — такие изделия выглядят объемнее и многослойнее.

-5

На шкатулках и панно можно увидеть и бытовые сценки, и пейзажи, и натюрморты. Ограничений по темам здесь никогда не было, поэтому среди работ встречаются даже портреты или изображения архитектурных памятников. На фабрике до сих пор сохраняют старинную технологию, а напротив находится музей, где собраны изделия, созданные за несколько веков.

Холуйская миниатюра: из иконописи в народное искусство

В селе Холуй Ивановской области лаковая миниатюра появилась примерно в XVII веке. Изначально, как и в Палехе или Мстере, здесь писали иконы, а со временем стали украшать расписными миниатюрами шкатулки, панно, кулоны и другие предметы.

Главный фон — всегда черный, а вот для рисунков чаще всего используют зеленые, красные, бордовые, золотые и желтые цвета. Темы те же, что и много лет назад: народные сказания, былины, сцены из истории, изображения природы и животных… Работают мастера по проверенной технологии: сначала грунтуют заготовку, затем расписывают ее красками на основе яичного желтка, в завершение покрывают несколькими слоями лака.

Хохлома: золото на дереве

Одна из самых узнаваемых народных росписей появилась в Нижегородской области. В XVII веке старообрядцы-иконописцы начали расписывать деревянную посуду яркими красками. Название промысел получил от деревни Хохлома, где и торговали расписными изделиями.

-6

Отличительная черта хохломы — красные, зеленые, желтые и оранжевые узоры на черном или золотистом фоне. Основные мотивы — ягоды, ветви, листья и мифическая жар-птица. Сегодня промысел поддерживают в городе Семенове, где на фабрике и в музейно-туристическом центре можно увидеть процесс создания этих изделий.

Городецкая роспись: зарисовки из купеческой жизни

Эта роспись появилась позже — в середине XIX века в Городце. Сначала мастера расписывали донца для прялок, затем — сундуки, ставни и игрушки. Главное отличие городецкой росписи — в сюжетности: мастера изображают чаепития, прогулки, сцены с лошадьми и всевозможные букеты. Для украшения используют яркие краски, а для контраста добавляют белые штрихи. Сегодня в Городце работает фабрика, где можно и экскурсию пройти, и мастер-класс посетить.

Гжель: фарфор в синих тонах

Гжель знают, пожалуй, даже те, кто никогда не интересовался народным искусством! В начале XIX века под Москвой гончары начали расписывать изделия из белой глины. Первоначально они были разноцветными, но под влиянием голландского и китайского фарфора закрепился узнаваемый сине-белый стиль.

-7

Особенность гжели — разнообразие оттенков синего: суммарно их до двадцати, цвет зависит от мазка, состава краски и степени обжига. Сегодня изделия производят на нескольких фабриках в Московской области.

Жостово: цветочные подносы

В начале XIX века в деревне Жостово, неподалеку от Москвы, начали расписывать подносы из папье-маше, затем появились металлические изделия. Обычно на темный фон наносят крупные цветочные композиции, а края оформляют растительным орнаментом.

Этот промысел жив до сих пор: в деревне Жостово работает фабрика, где изготавливают расписные подносы и сувениры в характерном стиле.

Мезенская роспись: северные символы

На севере России, в Архангельской области, к концу XIX века появилось декоративное искусство, основанное на древних орнаментах. Мезенская роспись сохранила языческие мотивы: изображения животных, повозок, охотничьих сцен и геометрические узоры.

-8

Палитра ограничена двумя цветами — красным и черным; часто рисунки обводят тонкими линиями, добавляя детали. Прялки, посуда и сувениры с мезенской росписью по сей день изготавливают в Архангельской области.

Борецкая роспись: яркость Севера

Похожая история у борецкой росписи из той же Архангельской области, однако ее отличает многоцветие: помимо красного и черного, мастера используют синий, зеленый, желтый. Темы — птицы, цветы, деревья, узоры. Контуры обводят тонкими линиями, а фон либо оставляют деревянным, либо окрашивают в светлые тона.

Этот промысел — важная часть культурного наследия Русского Севера, сохранившаяся до наших дней.

Семикаракорская роспись: казачьи традиции на фаянсе

На юге России, в Семикаракорске Ростовской области, с середины XX века изготавливают расписной фаянс. Формы для посуды и сувениров делают из белой глины, затем обжигают, расписывают и покрывают глазурью.

-9

Этот промысел — единственный в своем роде на Дону. В ассортименте фабрики «Аксинья» сейчас есть посуда, куклы, игрушки и интерьерные украшения.

Вологодская роспись: северная палитра

Относительно молодой промысел, появившийся в Вологде в XX веке. Мастера объединили старинные методы росписи по дереву, чернения по металлу и росписи эмалями. Особенность вологодской росписи — серебристый фон и плавные узоры из голубых, белых, розовых и черных линий. Темы просты и близки северной природе: ягоды, листья, цветы.

Гуслицкая роспись: из певческих книг на сувениры

Эта роспись зародилась в старообрядческих поселениях Подмосковья, ее мотивы украшали книги, иконы и прялки. В XX веке промысел почти исчез, но его возродили в Егорьевске. Сегодня гуслицкая роспись — это яркие цветочные орнаменты с элементами золочения и тонкими штрихами. В местном музее можно увидеть как старинные образцы, так и современные работы.

Владимиро-Суздальские узоры: от XV века до наших дней

Этот вид декоративного искусства имеет давние корни: еще с XV–XVI веков во Владимирской области мастера расписывали деревянные изделия фруктово-ягодными орнаментами. Промысел пережил новый виток в конце XX века. Изделия делают из местной липы, березы и ольхи, украшая их узорами с изображением рябины, крыжовника и яблок.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: