Добрый день, уважаемые читатели!
Сегодня у нас на разборе современная работа «Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)» 2014 года Билла Виолы.
Билл Виола (1951-2024)- один из первых представителей видео-арта с 1970-х годов. Его работы отличаются стилем и художественностью и зачастую были созданы под влиянием религиозного искусства конца средневековья - начала эпохи Возрождения.
Виола родился в Нью-Йорке в 1951 году. В 1973 году окончил Сиракузский университет, получив степень бакалавра изящных искусств. В 1980 году переехал в Японию ради обмена культурными ценностями. Здесь он постигал азы дзен-буддизма у священника и художника Даена Танака, став сотрудником Sony Corparation Atsugi Laboratories.
Виола вернулся в США в 1981, поселился на Лонг-Бич в Калифорнии. В своих работах он использовал методы медицинской визуализации, изображая человеческое тело в больнице, сознание животного в зоопарке Сан-Диего и ритуалы хождения по огню в индийских общинах на Фиджи. В конце 1980-х годов Виола много путешествовал по юго-западным штатам США, фотографируя наскальную живопись коренных американцев и снимая на видео пустынные пейзажи. Его инсталляции и видеокассеты были представлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1995 году он представлял Соединенные Штаты на 46-й Венецианской биеннале в Италии с пятью своими инсталляциями под названием Похороненные тайны.
Его шоу «Билл Виола: Страсти» было представлено в Музее Гетти в Лос-Анджелесе в 2003 году, а также в 2007-2008 годах. Он был удостоен Каталонской международной премии в 2009 году и Императорской премии Японской художественной ассоциации в 2011 году. В 2014 он представил на суд зрителей 20 работ в парижском Большом дворце.
Иногда его видео-работы настолько медленные, что зритель едва улавливает какое-либо движение. При их просмотре требуется особая сосредоточенность, дабы прочувствовать и интерпретировать увиденное.
«Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода)» представляет собой несъемную видеоинсталляцию в Соборе Святого Павла в Лондоне, представленную широкой публике в 2014 году. Видео проигрывается на четырех цветных вертикальных плазменных экранах, установленных в Южном боковом нефе. На создание инсталляции у Виолы ушло 11 лет, и, по его признаниям, на это творение его сподвиг тот факт, что в начале 20 века на этом же месте была установлена картина с изображением Богородицы и мучеников.
Его видео-творение - интерпретация событий в версии 21 столетия, с участием 4 актеров, появляющихся на разных экранах. Они изображают мучеников, испытывающих страдания по вине земли, воздуха, огня и воды. Инсталляция данной работы в англиканском соборе привлекала множество посетителей со всего мира, свидетельствуя об интересе многонациональной аудитории в религиозной среде и в то же время не утрачивая сути видео-арта. Хотя в инсталляции изображена смерть всех четырех мучеников, здесь затронуты универсальные темы природы страданий и жертв. Замедленная съемка не имеет звукового сопровождения и играет лишь созерцательную роль подобно религиозным иконам или библейским произведениям искусства.
Расположение четырех экранов вплотную друг к другу также ассоциируется с пределлой - картиной или скульптурой у подножия алтарного образа. На главной панели пределлы, как правило, изображена сцена с высокими статичными фигурами, столь похожими на мучеников из инсталляции Виолы. Меньшие по размеру панели пределлы часто содержат сюжетные картины с событиями из жизни какого-либо святого, которому она посвящена.
Аналогичным образом, видео Виолы содержит четыре сюжета, отражающих ритмичность и формирующих цельное произведение искусства. Виола рассказывал о видеоинсталляции Мученики (Земля, Воздух, Огонь, Вода):
Несмотря на то, что стихии становятся все более свирепыми, непоколебимость мучеников остается неизменной. В момент кульминации стихии символизируют самое тяжелое время в прохождении мученика через смерть к свету.
Детали
Земля
Мученик Земли оказывается погребенным, а потом появляется из-под земли, как будто выжил при землетрясении. Сюжет снимался с конца, что требовало от актера огромной концентрации внимания. Видео заканчивается фрагментом, когда все мученики проживают опыт смерти. По словам Виолы его цель - заставить зрителей задуматься о самопожертвовании.
Воздух
Мученица Воздуха выглядит хрупкой. Она висит на веревке, а ее запястья и лодыжки связаны. Отовсюду на нее сыплются удары, как будто яростный вихрь захватил ее. Несмотря на то, что она осталась во власти природы, она с достоинством овладевает ситуацией духовно. Она выносит боль и страдания, и, глядя на нее, зрители задаются вопросом, каково это - умереть во имя чего-либо.
Огонь
Мученик Огня изображен сидящим. Вначале он попадает под дождь из крошечных искр, из которых разгорается пламя.
Зритель наблюдает, как он и другие мученики смиряются со своей участью покорно и достойно в акте самопожертвования. Даже в 21 столетии, на фоне царящего хаоса и насилия в разных уголках света, мученичество остается важной темой современной соборной инсталляции.
Вода
Тело мученика Воды перевернуто, напоминая апостола Петра. По преданию, когда Петр подвергся мукам, он попросил, чтобы его распяли вверх ногами, поскольку считал себя недостойным быть распятым как Христос. На него обрушивается настоящий водопад. Он медленно поднимается и двигается вперед.
Культурные связи
Хотя Билл Виола не занимается воссозданием исторических картин, в его работах заметно влияние полотен на тему мученичества времен средневековья и Возрождения, например, в интерпретации Караваджо (1571-1610) «Распятие святого Петра» (1601).
Живописец использует эффект кьяроскуро для придания сцене драматичности; аналогичным образом Виола использует свет. Он сам описывал свою деятельность как работу «с чистым светом». Однако, в версии Виолы Мученики похожи на серебристо-серых призраков. Весь фильм служит аллюзией к их физическому разрушению во время мук и в момент наступления смерти.
Поддержать канал автору на мечту можно здесь:
Для новых материалов подписывайтесь на канал:
Ставьте лайки и комментируйте
Читайте также: