Слухи о переднеприводной "восьмерке" будоражили всю Москву. Говорили, что это прорыв в автомобилестроении, настоящее чудо техники.
Подошли к павильону "Автопром" на ВДНХ в 1984 году и увидели... Честно говоря, первая мысль была: "А где же новая машина?" То, что висело в огромной декоративной шестеренке, походило на неудачную поделку студентов автомеханического техникума. Угловатая, с огромными зазорами, без единой хромированной детали.
Шок на ВДНХ
Летом 1984-го вся страна ждала появления ВАЗ-2108. После "копейки", "двойки", "тройки", "четверки", "пятерки", "шестерки" и "семерки" должна была появиться "восьмерка". Логика была железной: каждая новая модель АвтоВАЗа лучше предыдущей.
Передний привод звучал как что-то космическое. В СССР такой компоновки не было ни у одной серийной машины. Поэтому на выставку стремились попасть все, кто интересовался автомобилями.
То, что мы увидели, повергло в ступор. Вместо привычных округлых "Жигулей" перед нами красовалось угловатое "нечто" без намека на красоту. Прозвище "зубило" родилось мгновенно и прилипло к машине на годы.
Отец, всю жизнь проработавший на автозаводе, качал головой: "Это что, автомобиль? Да это же пародия какая-то!" Вокруг стояли такие же недоумевающие люди. Кто-то даже требовал у экскурсоводов показать "настоящую новую машину".
Каталог недостатков
Когда ВАЗ-2108 появился в продаже, выяснилось, что внешность - не единственная проблема. Машина раздражала практически всем.
Двери стали шире - неудобно на тесных парковках. Вместо утопленных ручек появились торчащие наружу с крючком внутри. Зеркало заднего вида приклеили к стеклу - а как его ремонтировать?
Пропала возможность разложить сиденья для ночевки. Прощай, автотуризм на собственной машине! Коробка передач стала другой, многие по ошибке включали заднюю вместо первой - блокировки не было.
Для регулировки клапанов теперь требовались специальные шайбы вместо простых винтов. "Кривой стартер" исчез навсегда - при разряженном аккумуляторе машину завести было нечем.
Электронные капризы
Хуже всего обстояли дела с электроникой. Бесконтактное зажигание с датчиком Холла в трамблере постоянно выходило из строя. Электронные коммутаторы горели пачками.
Если "восьмерка" глохла посреди дороги, оживить ее своими силами было невозможно. Запчастей не было, мастера не понимали новую технику. В газетах появились объявления о переделке зажигания "восьмерки" под систему от "Запорожца".
Помню случай 1986 года. Сосед купил новую ВАЗ-2108, через месяц она встала колом. Две недели простояла в сервисе - ждали коммутатор из Тольятти. А потом еще неделю мастера разбирались, как его поставить.
Зимние сюрпризы
Владельцы переднеприводных "восьмерок" стали чаще попадать в аварии зимой. Машина вела себя непривычно - при резком сбросе газа в повороте передние колеса теряли сцепление.
Водители, привыкшие к заднеприводным "Жигулям", не понимали логики переднего привода. Пытались проходить скользкие повороты по-старому - и улетали с дороги.
Многие жаловались, что не видят край капота через лобовое стекло. Привыкли ориентироваться по этому ориентиру, а тут - пустота. Чувство габаритов машины терялось.
Постепенное признание
Но постепенно ситуация менялась. Те, кто смог купить ВАЗ-2108 и освоить ее особенности, начали замечать преимущества.
Молодежь оценила динамику. Исправная "восьмерка" обгоняла на трассе любые "Жигули". Расход топлива был заметно ниже - 7-8 литров против 9-10 у "классики".
Управляемость оказалась лучше. На извилистых дорогах переднеприводная машина шла увереннее заднеприводной. Зимой на шипованной резине вообще творила чудеса.
Сервисмены постепенно освоили новую технику. Выяснилось, что обслуживать "восьмерку" даже проще - доступ к агрегатам лучше, регулировок меньше.
Неожиданные плюсы
Трехдверный кузов показал свои достоинства. Конструкция получилась жесткой - кузов меньше скрипел и не так быстро расшатывался.
Детей на заднем сиденье можно было не бояться - они не могли открыть дверь на ходу или выскочить на парковке. Родители это оценили.
Багажник оказался вместительнее, чем у "классики". Складывающееся заднее сиденье превращало машину в грузовичок. На дачу можно было загрузить холодильник или стиральную машину.
Признание "трудных подростков"
Косвенным признанием качеств ВАЗ-2108 стала любовь к ней криминальных группировок. В девяностые "восьмерки" часто мелькали в сводках происшествий.
Причина проста: машина была быстрой, надежной и незаметной. Серый ВАЗ-2108 терялся в потоке, а при необходимости мог оторваться от преследования.
Помню сюжет новостей 1991 года: налетчики на "восьмерке" ограбили банк и скрылись. Милицейские "Волги" и "Москвичи" их не догнали. Тогда многие впервые поняли, что "зубило" - серьезная машина.
Эволюция восприятия
К концу восьмидесятых отношение к ВАЗ-2108 кардинально изменилось. Старшее поколение, поначалу отвергавшее новинку, стало покупать "восьмерки" для дачи и путешествий.
Выяснилось, что машина надежнее "классики" - меньше узлов, проще конструкция. Двигатель служил дольше, подвеска требовала меньше внимания.
На трассе "восьмерка" показывала настоящий класс. Устойчивость на высокой скорости, экономичность, комфорт - все это оценили даже консерваторы.
Плюсы спорной внешности
Внешность ВАЗ-2108 так и осталась спорной. Но со временем поняли: машина создавалась не для красоты, а для дела. Аэродинамика, жесткость кузова, обзорность - все приносилось в жертву функциональности.
"Зубило" стало первой по-настоящему современной машиной АвтоВАЗа. Не стилизацией под европейские образцы, как "классика", а самостоятельной разработкой.
Да, выглядела непривычно. Но работала лучше всех предшественников. И это постепенно признали даже самые ярые критики.
Рекомендую ознакомиться: