На прошлой неделе помогал соседке переставить ВАЗ-2101, оставшийся ей от мужа. Ключи зажигания вставляются туго, но заводится с полоборота. Сел за руль и сразу почувствовал разницу. Заднее стекло близко, обзор назад отличный. Подголовники низкие, не закрывают вид. Передние стойки тонкие - видно все углы на перекрестке.
Тогда и вспомнил, как тридцать лет назад ездил на похожей машине. Что изменилось за эти годы? И в лучшую ли сторону?
Под капотом все было понятно
В 1987 году мне достался ВАЗ-2103 с пробегом. Машина требовала внимания, но это не пугало. Карбюратор "Озон" разбирал и собирал с закрытыми глазами. Регулировку клапанов делал каждые 20 тысяч километров - процедура на час с учетом прогрева двигателя.
Свечи А17ДВ менял два раза в год. Весной ставил новые, осенью проверял зазор между электродами - должен быть 0,5–0,7 мм. Если зазор увеличивался до миллиметра, свечи под замену.
Лампочка в фаре перегорела? Открыл капот, снял резиновый чехол, отключил разъем, вынул старую лампу. Поставил новую - и готово. Пять минут работы.
Сейчас на некоторых машинах для замены лампы нужно снимать бампер. Относительно недавно меняли лампу на "Фольксвагене" соседа - полтора часа возились. Сначала открутил саморезы бампера, потом добрались до фары. После установки лампы собирали все в обратном порядке.
Аккумулятор на "тройке" крепился одной скобой на два болта. Снял скобу, отключил клеммы, поставил новую батарею. На современных машинах после отключения АКБ сбрасываются настройки часов, климат-контроля. А некоторые системы требуют "обучения" в сервисе.
Приборы показывали реальные параметры
На панели ВАЗ-2103 стояли стрелочные указатели температуры охлаждающей жидкости и давления масла. Амперметр показывал ток заряда или разряда аккумулятора. Зимой включал фары, печку, обогрев - и сразу видел, что стрелка амперметра ушла в минус. Значит, генератор не справляется с нагрузкой.
Указатель давления масла реагировал на каждое нажатие педали газа. При 800 оборотах в минуту давление 1 кгс/см², при 3000 оборотах - 4 кгс/см². Если стрелка падала ниже нормы, сразу понимал - проблемы с масляным насосом или вкладышами коленвала.
На современных машинах вместо указателей стоят лампочки. Загорелась красная лампочка давления масла - двигатель уже все. А стрелочный прибор предупреждал о проблемах заранее.
Заводная рукоятка спасала в любой ситуации
До 1982 года на «Жигулях» ставили заводную рукоятку. Зимой 1981 года ехал с друзьями на дачу. Мороз -25°С, машина стояла на улице всю ночь. АКБ разрядилась, стартер не крутил. Достал "кривой стартер" из багажника, вставил в отверстие на передней панели. Десять минут покрутили - двигатель завелся.
"Прикуривание" от другой машины тогда было редкостью. Провода в продаже не встречались, делали сами из кабеля сечением 25 квадратов. А рукоятка была всегда под рукой.
Сейчас если сел аккумулятор, нужны пусковые провода или бустер. А если их нет - только эвакуатор до ближайшего сервиса.
Ручной тормоз работал всегда
Ручник на "тройке" приводился тросом на задние колеса. Рычаг под правой рукой, тянешь - машина встает. Система полностью механическая, не зависит от электричества или тормозной жидкости.
Помню случай в 1989 году. Ехал по Ленинградскому шоссе, отказали тормоза - лопнула трубка главного тормозного цилиндра. Машина впереди быстро затормозила, я дернул ручник. Задние колеса заблокировались, но удалось остановиться без столкновения.
На многих современных машинах стояночный тормоз электрический. Кнопка на панели включает актуатор, который приводит в действие тормозные механизмы. Если отключится электроника, система не сработает.
Стекла опускались даже без электричества
Механические стеклоподъемники служили десятилетиями. Ручка на двери, поворачиваешь - стекло опускается. Зимой иногда примерзало стекло к уплотнителю, приходилось крутить с усилием. Но механизм с легкостью выдерживал.
Треугольные форточки на передних дверях регулировали поток воздуха. Летом при скорости 60 км/ч правильно настроенная форточка создавала тягу, которая охлаждала салон. Открывал треугольник на 2–3 сантиметра, направлял поток воздуха вдоль потолка - и в салоне становилось прохладно.
Электрические стеклоподъемники удобнее, но менее надежны. Выходят из строя моторчики, ломаются направляющие, окисляются контакты. А главное - если разрядился аккумулятор, стекла не открыть.
Полноценная запаска
В багажнике ВАЗ-2103 лежало полноценное колесо R13 с такой же шиной, как на остальных четырех. Проколол колесо - поменял и поехал дальше без ограничений по скорости.
На многих современных машинах вместо запаски стоит "докатка" - колесо меньшего диаметра. Можно ехать максимум 80 км/ч и не более 50 километров. А на некоторых моделях только ремкомплект для заклейки небольших проколов.
Помню, как в 1985 году прокол боковину на трассе. Колесо не ремонтировалось. Поставил запаску и доехал на обычной скорости. Если бы была "докатка", пришлось бы тащиться 50 километров со скоростью черепахи.
Железные бамперы
Бампер ВАЗ-2103 штамповался из стали толщиной 1,5 мм. Хромировался и служил годами. Легкий зацеп о бордюр оставлял только царапину на хроме. Серьезные повреждения выправлялись обычными кузовными работами.
Зимой чистил снег во дворе, подталкивая сугробы бампером. Машина справлялась, железо выдерживало. Один раз въехал в сугроб на скорости 15 км/ч - бампер даже не деформировался.
Современные пластиковые бамперы при малейшем контакте трескаются. Замена обходится в 15–20 тысяч рублей за деталь плюс покраска. А восстановлению они практически не подлежат.
Проходимость без электроники
Дорожный просвет ВАЗ-2121 "Нива" составлял 220 мм, у ВАЗ-2106 - 170 мм. УАЗ-469 имел клиренс 300 мм плюс возможность вывешивания колес на 200 мм.
"Нива" была прорывом. Постоянный полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала - все управлялось механически. Рычаг раздаточной коробки, рычаг блокировки дифференциала. Включил понижайку, заблокировал дифференциал - и машина проходила любое бездорожье.
УАЗ-469 таскал прицепы весом две тонны по колее глубиной полметра. Передний мост подключался принудительно, межосевой дифференциал блокировался механически. Никакой электроники, которая может выйти из строя в самый важный момент.
Ремонт в полевых условиях
Летом 1988 года поехали в отпуск. Где-то, вроде, Тверью сломался трос сцепления. До ближайшего автосервиса 50 километров. Но машина была устроена просто. Снял воздушный фильтр, отсоединил тягу карбюратора, привязал к педали газа веревку, которую протянул в салон.
Завел двигатель на нейтрали, включил первую передачу, отпустил ручник. Машина тронулась с места. Переключение передач без сцепления требовало навыка, но было возможно. Доехал до сервиса своим ходом.
На современной машине с автоматической коробкой или роботом такое не пройдет. Электроника заблокирует двигатель при первой же ошибке в алгоритме работы.
Простота обслуживания
Масло в двигатель ВАЗ-2103 заливал любое, которое удавалось купить. М-8В, М-12ГИ, позже полусинтетику 10W-40. Главное - менять каждые 10 тысяч километров. Двигатель работал стабильно на любом масле соответствующей вязкости.
К топливу тоже был всеядным. А-76, АИ-92, АИ-95 - карбюратор "Озон" перерабатывал все. Максимум, что требовалось - подрегулировать винт качества смеси.
Современные двигатели требуют только определенное масло с допусками производителя. Не той вязкости зальешь - компьютер выдаст ошибку. С топливом тоже проблемы - ниже 95-го октана заправляться нельзя.
Рекомендую ознакомиться: