Найти в Дзене
Культурный код

КВ-5 - забытый сталинский гигант времён ВОВ

Оглавление

Идея создания сверхтяжёлого танка возникла в марте 1941 года на высшем уровне — в Политбюро ЦК ВКП(б). На повестке дня стояли вопросы усиления бронирования существующих танков и разработка новых перспективных машин — КВ-4 и КВ-5. Это было время, когда руководство страны явственно чувствовало надвигающуюся угрозу, и стремилось создать мощный танковый парк, способный противостоять возможному противнику.

Проект сверхтяжёлого танка КВ-5
Проект сверхтяжёлого танка КВ-5

Уже в апреле того же года был издан приказ Наркомата танковой промышленности, в котором детально описывались технические требования к новым танкам. Лобовая броня планировалась толщиной не менее 170 мм, борта — 150 мм, вооружение должно было быть самым мощным на тот момент — 107-мм пушка. Двигатель требовался мощностью 1200 л.с., ширина машины не должна была превышать 4,2 метра.

Заводам были поставлены конкретные сроки: к 1 августа 1941 года представить макет и технический проект, а к октябрю изготовить корпус и башню. Харьковский завод должен был спроектировать двигатель, Горьковский — пушку, Ижорский — сам корпус.

Чертёж проекта КВ-5.
Чертёж проекта КВ-5.

Это был масштабный и амбициозный проект, задуманный как ответ на растущую угрозу со стороны потенциального противника. Однако обстоятельства вскоре начали меняться, и разработка КВ-5 столкнулась с рядом сложностей.

Концепция и проектирование КВ-5

Первоначально работы велись сразу по двум направлениям — КВ-4 и КВ-5. Однако уже в июне 1941 года стало ясно, что КВ-4 не выдерживает критериев, предъявляемых к новому поколению танков, и все силы сосредоточили на более продвинутом варианте — КВ-5. Проект получил название "Объект 225", а его разработка велась на Ленинградском Кировском заводе под руководством Ж. Я. Котина.

КВ-1 и КВ-5
КВ-1 и КВ-5

Руководителями ключевых направлений стали опытные специалисты: К. И. Кузьмин отвечал за корпус, Л. Е. Сычев — за башню и вооружение, Н. Т. Федорчук — за ходовую часть. Один из старейших конструкторов СКБ-2 Н. В. Цейц стал старшим инженером проекта. При этом за основу взяли компоновку КВ-1, но доработали её так, чтобы максимально использовать имеющиеся технологии и опыт.

Особое внимание уделялось эргономике и защите экипажа. Высота нижней части боевого отделения составляла всего 920 мм, что делало танк низкопрофильным (в этой части), но одновременно вызвало необходимость сделать выступающие вверх башенки для механика-водителя и стрелка-радиста. Башня имела ромбовидную форму, обеспечивая комфортное расположение экипажа и удобство обслуживания вооружения.

В четырёх проекциях.
В четырёх проекциях.

В процессе проектирования пришлось отказаться от идеи использования штампованной башни — технология оказалась слишком сложной. Вместо этого решили применить сварную конструкцию, используя катаную броню. Соединение "двойной ласточкин хвост" дало дополнительную прочность, хотя и усложнило производство.

Компоновка и конструктивные особенности

Компоновка КВ-5 была классической. Такой подход позволял эффективно распределить функции между членами экипажа и равномерно нагрузить конструкцию. Общий вес танка составлял около 100 тонн, что делало его одним из самых тяжёлых проектов того времени.

Компоновка КВ-5 была классической. Такой подход позволял эффективно распределить функции между членами экипажа и равномерно нагрузить конструкцию.
Компоновка КВ-5 была классической. Такой подход позволял эффективно распределить функции между членами экипажа и равномерно нагрузить конструкцию.

Бронирование было максимальным: лобовые листы корпуса и башни достигали 180 мм, борт — 150 мм, днище и крыша — по 40 мм. Такая защита была почти абсолютной для большинства противотанковых средств того периода.

Вооружение состояло из 107-мм пушки ЗИС-6, трёх 7,62-мм и трёх 12,7-мм пулемётов. Это позволяло эффективно вести огонь по пехоте, авиации и легкобронированной технике. Экипаж насчитывал шесть человек: командир, наводчик, два заряжающих в башне, механик-водитель и стрелок-радист в передней части корпуса.

Подвижность обеспечивали два двигателя В-2К по 600 л.с. каждый. Они работали параллельно и соединялись через промежуточный редуктор. Максимальная скорость составляла около 40 км/ч, а преодолеваемые препятствия включали стенку до 0,7 м, ров до 2,5 м и брод до 1,5 м.

Испытания КВ-2 с пушкой ЗИС-6. На заднем плане стоят официальные лица, вероятно из Автобронетанкового управления РККА
Испытания КВ-2 с пушкой ЗИС-6. На заднем плане стоят официальные лица, вероятно из Автобронетанкового управления РККА

Такая конструкция позволяла танку действовать даже в сложных условиях, но при этом требовала значительного количества горючего и сложной системы обслуживания.

Вооружение — пушка ЗИС-6

Создание 107-мм пушки ЗИС-6 стало одной из ключевых задач проекта. Возможность поражать любую современную бронетехнику на дистанции до полутора километров делала эту пушку уникальной. Её разрабатывали в Горьковском артиллерийском заводе под руководством В. Г. Грабина. Интересно, что идея увеличения калибра исходила лично от Сталина, который в телефонном разговоре с конструктором отметил: «А почему бы не поставить 107-мм?»

ЗИС-6 КВ-2-107
ЗИС-6 КВ-2-107

ЗИС-6 использовала унитарный выстрел массой 18,8 кг с начальной скоростью снаряда 800 м/с. Для сравнения — это в 4,4 раза мощнее, чем стандартная Ф-34, установленная на КВ-1. Испытания проводились на модифицированном КВ-2, где оружие показало отличные результаты.

Однако серийное производство началось только в июле 1941 года, и к августу было изготовлено всего пять экземпляров. Из-за прекращения работ над КВ-5 дальнейший выпуск пушки остановили, поскольку просто не было танка, куда её можно было установить.

Производственные аспекты и проблемы

Производство КВ-5 предполагалось развернуть на нескольких заводах: Ленинградском Кировском, Ижорском и Горьковском. Однако уже в процессе разработки возникло множество проблем. Главной из них стал двигатель. Не удалось реализовать задуманную схему с одним дизелем мощностью 1200 л.с., поэтому пришлось переходить на двухдвигательную установку.

Производство КВ-5 предполагалось развернуть на нескольких заводах: Ленинградском Кировском, Ижорском и Горьковском.
Производство КВ-5 предполагалось развернуть на нескольких заводах: Ленинградском Кировском, Ижорском и Горьковском.

Ещё одной серьёзной трудностью стало изготовление башни. Штамповка оказалась слишком сложной, и пришлось использовать сварную конструкцию. Это увеличило стоимость и сроки производства, но позволило сохранить прочность.

Начало Войны внесло свои коррективы. Угроза окружения Ленинграда заставила свернуть работы над проектом уже в августе 1941 года. Все усилия были направлены на модернизацию КВ-1, который к тому времени уже активно использовался в боях.

Анализ проекта: сильные и слабые стороны

КВ-5 обладал целым рядом преимуществ, которые могли сыграть решающую роль на поле боя. Прежде всего, это уровень защиты: 180 мм лобовой брони и 150 мм по бортам делали его практически неуязвимым для большинства противотанковых орудий того времени.

В моделировании.
В моделировании.

Мощное вооружение — ЗИС-6 — давало возможность поражать любые цели на большой дистанции. Это позволяло использовать КВ-5 как самоходную огневую точку в оборонительных операциях.

Просторное боевое отделение обеспечивало комфортную работу экипажа. Удобная компоновка и наличие двух заряжающих позволяли вести интенсивный огонь без пауз. Также важным фактором являлась совместимость с железнодорожным транспортом — танк помещался на платформу без дополнительного монтажа и демонтажа конструкции вагона.

Арт
Арт

Однако у проекта были и очевидные недостатки. Прежде всего — масса. 100 тонн — это огромный вес, ограничивавший мобильность и доступность маршрутов. Большинство мостов и переправ не выдержали бы такую нагрузку.

Высокая стоимость и сложность производства также становились проблемой. Создание одного экземпляра требовало значительных ресурсов и времени, что в условиях Войны было недопустимо.

Большие габариты делали танк хорошей мишенью. Его высокий силуэт и крупные размеры снижали скрытность и увеличивали вероятность попадания.

Арт по теме.
Арт по теме.

Также сложно было управлять двухдвигательной установкой. Необходимость согласования работы двух моторов и сложная система редукторов добавляли риск поломок и затрудняли обслуживание.

Сравнение с аналогами

Если сравнивать КВ-5 с немецкими танками того времени, то советский проект выглядел наиболее амбициозным. По уровню бронирования он превосходил всех своих потенциальных противников, а по вооружению мог смело конкурировать даже с самыми современными образцами.

Передовой немецкий танк на 41 год - PZ III 1941
Передовой немецкий танк на 41 год - PZ III 1941

Но в отличие от немцев, которые в конце Войны тоже начали экспериментировать с "Маусом", советские конструкторы попытались создать сверхтяжёлый танк ещё до начала вторжения. Это говорит о том, что мысли о необходимости создания мощной ударной машины возникли у руководства СССР заранее.

Танк "Маус" в 45 году.
Танк "Маус" в 45 году.

Однако, как показывает практика, такие танки редко оказывались эффективными в реальных условиях. Их использование ограничивалось логистикой, обслуживанием и высокой стоимостью. Тем не менее, они имели определённый психологический эффект — внушали страх противнику и поднимали боевой дух своих войск.

С уважением, Иван Вологдин

Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.

Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Серьёзная история». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.