Найти в Дзене
Птицы летят вправо

VST-комбайны, или 5-in-1, и даже больше

Что ни говори, а сегодняшний рынок аудиоплагинов широк и разнообразен. На любой вкус и цвет, под любой жанр и стиль. И всё это пёстрое множество регулярно ширится и растёт. Встречаются среди VSTшек как проходные варианты, рассчитанные на жёсткого любителя, как уверенные середнячки, используемые 50 на 50, так и инструменты обработки, присутствующие в арсенале почти каждого звукаря. Вспомнить хотя бы пресловутый Pro-Q3 от FabFilter.

Как я писал в одной из прошлых статей, работающие со звуком спецы делятся на два лагеря. Одним для сведения и мастеринга хватает малого набора инструментов, другие следуют принципу «больше плагинов, хороших и разных». Несмотря на то, что я отношусь к последним, данная публикация больше ориентирована на минималистов, поскольку в ней речь пойдёт об универсальных штучках, решающих сразу несколько задач. Об этаких мультитулах саунд-продакшна.

Кадр: TNDR Visuals (unsplash.com)
Кадр: TNDR Visuals (unsplash.com)

RC-20 Retro Color от XLN Audio

Винтажная ухудшалка, которая, цитирую: «легко воссоздаёт тёплое ощущение старинного звукозаписывающего оборудования». Конец цитаты. Содержит шесть отдельно настраиваемых секций – Noise, Wobble, Distort, Digital, Space и Magnetic. Хотите шелеста виниловых пластинок? Пожалуйста. Детонирующий пердёж аудиокассет с лёгким зажёвыванием? Да запросто. Цифровые искажения, присущие сэмплерам старой школы? Вот сюда нажмите, будьте добры. Данная прилада легко и непринуждённо измуздыкает ваш сигнал и сделает это на совесть. Куча заводских пресетов на все случаи жизни идёт в комплекте.

RC-20 Retro Color
RC-20 Retro Color
В качестве альтернативы описываемому плагину могу предложить похожие по функционалу AIR Flavor PRO от AIR Music Technology и Lifeline Expanse от Excite Audio. Однако, если верить всяческим обзорам и холиварам знатоков в каментах, то RC-20 Retro Color справляется с порчей материала гораздо лучше.
Lifeline Expanse
Lifeline Expanse

VoxGuru от THR

Мультитул для вокала. В набор входит пять переставляемых по цепочке модулей обработки – Dynamics, EQ, Saturation, Time и FX. С первыми трёмя всё кристально понятно. Под четвёртым заголовком скрываются эффекты пространства (Reverb и Delay), а под последним – разнообразные ништяки для экспериментов с голосом (Doubler, Phone, Chorus, Amplifier, Harmony и Phaser). Мало того, что вся вышеперечисленная пятёрка блоков запускается отдельными плагинами, так ещё и каждый из них обладает своим собственным комплектом преднастроек.

Честно говоря, на практике VoxGuru я пока не успел активно попользовать, лишь ознакомительно потыкался. Но лично меня, кроме внешнего вида, подкупил сам концепт «эффекты для вокала в одной коробке». На рынке не так много подобных девайсов. Навскидку могу вспомнить только iZotope Nectar и Howard Benson Vocals от Joey Sturgis Tones.
VoxGuru
VoxGuru

LOVE от Dawesome

Плагин мультиэффектов для пишущих ambient и lo-fi, отличная вещь для создания атмосферного и ландшафтного саунда. Состоит из гранулярного движка, позволяющего выбрать три типа звучания (Swarm, Chop, Robot) со своим характером, и шести типов последующей обработки – Filter, Shimmer, Delay, Chorus, Clouds (реверберация) и Phaser. Штучка совершенно волшебная, пробивной сигнал с хлёсткой атакой может запросто размазать до состояния еле уловимой текстуры. Кстати, если в процессе работы вы потеряли вдохновение или надоело крутить ползунки, можно, помимо богатой базы пресетов, воспользоваться настраиваемым (!) рандомайзером.

LOVE
LOVE

Neutron от iZotope

Ну кто из звукоделов не знает об Ozone – продукте массачусетской компании iZotope, первая версия которого появилась на старте нулевых? За два десятилетия с копейками приблуда не только эволюционировала до 11-й версии, но и стала для многих незаменимым помощником в мастеринге и спасителем миксов. Его младший брат Neutron не так популярен, тем не менее заслуживает внимания в контексте сегодняшней темы.

Ozone
Ozone

Что сказать о сабже? Это универсальный инструмент для микширования, объединяющий в одной оболочке несколько процессов обработки. Если в дебютной версии плагина сосуществовали пять модулей, таких как EQ, Compressor и так далее, то к пятой редакции их число выросло вдвое. Так, в качестве новинок в последнем издании добавились Clipper, Density (плотность) и Phase. Особый чиназес в том, что все эти блоки могут работать автономно от материнки.

Достоен упоминания и встроеный в Neutron ИИ-помощник Mix Assistant (или Track Assistant). Штука многофункциональная, может быть полезна как на отдельных дорожках, так и на групповых шинах. Всего лишь за несколько секунд виртуальный подмастерье проанализирует аудио, определит тип звучащего инструмента и выведет оптимальные, на его взгляд, настройки эффектов для обрабатываемого сигнала. Дальше у вас будет два путя: либо оставить предложенные параметры нетронутыми, либо использовать их как отправную точку для дальнейшей работы.

Neutron
Neutron

P455 MDN Sidecar от Pulsar Modular

Плагин для сведения и мастеринга с винтажным интерфейсом. Если верить сайту разрабов, повторяет аналоговую цепочку обработки Marc Daniel Nelson, какого-то там опытного номинанта и лауреата, бла-бла-бла… Опустим рассуждения о вероятности такой манипуляции цифровыми методами и в целом продажное описание с броскими формулировками, пройдёмся непосредственно по прибору. Состоит он из пяти секций – Metering/Gain Staging (анализатор с тумблером суммирования), EQ and Filters, Custom 2-Bus Compressor, The Dog Pound (сатуратор) и Output Stage.

P455 MDN Sidecar
P455 MDN Sidecar

Многие западные обзорщики хвалят данный девайс за работу, хотя сама его идея не является чем-то прорывным. Отечественные блогеры высказываются менее восторженно, мол, это просто набор традиционных обработок без своего уникального звучания и возможности художественных решений. Кому верить, решайте сами. Пощупайте на практике и решайте.

Что не понравилось лично мне? Отсутствие определённой гибкости и тонкости настроек, эдакая догматичность. Сатуратор, к примеру, предлагает лишь два нерегулируемых режима и переключатель вкл/выкл. Иными словами, производители как бы предлагают нам положиться на некоего забугорного дядьку со «скрупулёзным подходом к аудио».
P455 MDN Sidecar
P455 MDN Sidecar

Вообще же сам концепт VST-комбайнов, позволяющих решить несколько задач за раз, мне крайне симпатичен. Не надо шарить по базе эффектов, выстраивая многоэтажные цепочки обработок, когда можно накрутить необходимый результат в одном плагине. Это экономит силы, время, нервы, особенно в условиях поточного производства. Всем свежих идей и чистых миксов!