Уникальность звучания каждого творца, создающего музыку на компуктере, не зависит в полной мере от его знаний, навыков, способностей и практики. Свою лепту в почерк аранжировщика/битмейкера вносят и его инструменты. Речь не об инструментах музыкальных, а именно об орудиях производства, которыми исходный материал пилится, строгается и полируется. О плагинах…
Используя ту или иную приладу, условный музыкодел опирается на несколько критериев, среди которых совместимость с DAW, удобство плагина, полезность его для решения определённой задачи.
Привычку также не стоит отметать. К примеру, привык дядя Паша эквализировать звук параметрическим Sonnox Oxford EQ, таким же древним, как он сам. И ничто не заставит его перейти на более современные агрегаты. Кто мы такие, чтобы осуждать дядю Пашу? Тем более что это выдуманный персонаж. Консервативный, но выдуманный.
Так вот, к сути. Плагинов на рынке и в свободном доступе тьма-тьмущая. Со своим звуком, характером, интерфейсом, в конце концов. Все мы знаем о мастодонтах FabFilter, Waves и iZotope, чьи продукты давно себя зарекомендовали. Многие знакомы с эффектами обработки Plugin Alliance и Soundtoys. О некоторых и я рассказывал. Однако как быть с менее известными компаниями, делающими, в принципе, достойные образцы? О тёмных VST-лошадках и поговорим. Опираться буду сугубо на личный практический опыт.
Blue Cat's Chorus от Blue Cat Audio
Открывает список винтажный хорус. Согласно описанию на сайте компании-производителя, может сделать всё – «от лёгкого ансамбля до глубокого разрушительного эффекта модуляции». Малоизвестным я бы его не назвал, пару-тройку раз встречал в уроках по сведению, а вот жирным – вполне. Особенно когда надо, скажем, размазать вокальный дабл по панораме. Минимум настроек, максимум пользы. К тому же бесплатен, как бабкины советы. В моём личном списке хорусов занимает верхнюю строчку.
aTube от AAY-Audio
Тёплый привет из эпохи мезозоя, что видно по дизайну. Эмулирует работу лампового прибора. Какого конкретно, не вполне понятно, инфы не нашёл. Имеет два основных регулятора – color и warm, отвечающих за окраску и уровень эффекта соответственно, плюс маленькую крутилку gain и пару кнопок. Присмотритесь к малышу, вдруг кто ищет именно такую тонировку для своего звука или альтернативу привычному сатуратору.
Не могу не привести смачную цитату с одного форума, описывающую работу плагина:
Не сильно модная штука, но мне напомнила звук самодельного лампового усилка, который я когда-то собрал))) Имеет звук лампы в процессе разогрева. Ресурсов не требует больших.
FuzzPlus 3 от Audio Damage
Миленький дисторшн, если этот эпитет применим к подобного рода искажателям. А чего нет-то? Миленький и есть! Приятный интерфейс, добротно работает, накачивая сигнал вполне себе симпатичными гармониками, на выходе даёт довольно мягкий результат по сравнению с аналогичными ухудшайзерами. Пресетов раз-два и обчёлся, крутилок на одну больше, что никак не умаляет достоинств прибора. Не плагин, а конфета. Советую.
К слову, на сайте разработчика данная VSTшка находится в разделе бесплатных и устаревших продуктов. Что, в общем-то, никак не мешает скачать её и вовсю пользоваться. Допустим, для обработки адлибов. Всего-то и надо – кинуть на партию да утопить всё в ревере. Profit! Кстати, о ревере…
WizzoVerb W2 от Wizoo Sound Design Gmbh
Небольшая предыстория. Как-то раз столкнулся я с неведомой хераборой оказией. Принялась моя тогдашняя DAW при закрытии проектов сбрасывать все настройки ревербераторов. И Lexicon обнулялся, и Valhalla. Девайсы от FabFilter и Waves не сбоили, однако их звучание конкретно в тех песнях меня не устраивало. Чтобы не пересводить всё с нуля в другой программе, я пошёл путём поиска альтернативного плагина. В итоге вышел на этого чёрно-синего красавца. С тех пор он в моём арсенале.
Что можно сказать о сабже? Гибкий стерео-ревербератор с полной автоматизацией параметров. Работает прозрачно, даже кристально. Имеет сотню заводских шаблонов на все случаи жизни. Тут и hall, тут и room, тут и studio. Полный фарш, рекомендую хотя бы пощупать.
Под занавес. В вопросах ассортимента используемых плагинов звукоделы делятся на два типа. Одни топят за минимализм, мол, для нормального сведения и мастеринга нужно от силы десять VST, незачем захламлять ПК. Это ремесленный подход, я считаю. Имеет место быть, однако сильно отдаёт конвейером.
Другие выступают за многообразие. Чем больше у тебя инструментов в багажнике, тем лучше. В защиту последних скажу, что нет двух одинаково работающих приблуд. Скажем, компрессор Softube Tube-Tech CL 1B не даёт точно такого же результата, как его товарищ по цеху UAD Empirical Labs EL8 Distressor. Или красящий эквалайзер Soundtoys Sie-Q шикарно поднимает верха на гитарных партиях, но в случае с вокалом нещадно жестит. И так далее. Используя по уму и в меру богатство разношёрстной палитры плагинов, создавая уникальные цепочки эффектов, можно выковать своё неповторимое звучание. Это уже режиссура, творчество чистейшей воды. Главное, быть открытым для экспериментов, в том числе с упомянутыми тёмными лошадками.