Найти тему
Птицы летят вправо

VST, о которых вы могли не слышать, или Тёмные лошадки звукообработки

Уникальность звучания каждого творца, создающего музыку на компуктере, не зависит в полной мере от его знаний, навыков, способностей и практики. Свою лепту в почерк аранжировщика/битмейкера вносят и его инструменты. Речь не об инструментах музыкальных, а именно об орудиях производства, которыми исходный материал пилится, строгается и полируется. О плагинах

Кадр: Techivation (unsplash.com)
Кадр: Techivation (unsplash.com)

Используя ту или иную приладу, условный музыкодел опирается на несколько критериев, среди которых совместимость с DAW, удобство плагина, полезность его для решения определённой задачи.

Привычку также не стоит отметать. К примеру, привык дядя Паша эквализировать звук параметрическим Sonnox Oxford EQ, таким же древним, как он сам. И ничто не заставит его перейти на более современные агрегаты. Кто мы такие, чтобы осуждать дядю Пашу? Тем более что это выдуманный персонаж. Консервативный, но выдуманный.
Oxford EQ
Oxford EQ

Так вот, к сути. Плагинов на рынке и в свободном доступе тьма-тьмущая. Со своим звуком, характером, интерфейсом, в конце концов. Все мы знаем о мастодонтах FabFilter, Waves и iZotope, чьи продукты давно себя зарекомендовали. Многие знакомы с эффектами обработки Plugin Alliance и Soundtoys. О некоторых и я рассказывал. Однако как быть с менее известными компаниями, делающими, в принципе, достойные образцы? О тёмных VST-лошадках и поговорим. Опираться буду сугубо на личный практический опыт.

Blue Cat's Chorus от Blue Cat Audio

Открывает список винтажный хорус. Согласно описанию на сайте компании-производителя, может сделать всё – «от лёгкого ансамбля до глубокого разрушительного эффекта модуляции». Малоизвестным я бы его не назвал, пару-тройку раз встречал в уроках по сведению, а вот жирным – вполне. Особенно когда надо, скажем, размазать вокальный дабл по панораме. Минимум настроек, максимум пользы. К тому же бесплатен, как бабкины советы. В моём личном списке хорусов занимает верхнюю строчку.

Blue Cat's Chorus
Blue Cat's Chorus

aTube от AAY-Audio

Тёплый привет из эпохи мезозоя, что видно по дизайну. Эмулирует работу лампового прибора. Какого конкретно, не вполне понятно, инфы не нашёл. Имеет два основных регулятора – color и warm, отвечающих за окраску и уровень эффекта соответственно, плюс маленькую крутилку gain и пару кнопок. Присмотритесь к малышу, вдруг кто ищет именно такую тонировку для своего звука или альтернативу привычному сатуратору.

Не могу не привести смачную цитату с одного форума, описывающую работу плагина:

Не сильно модная штука, но мне напомнила звук самодельного лампового усилка, который я когда-то собрал))) Имеет звук лампы в процессе разогрева. Ресурсов не требует больших.
aTube
aTube

FuzzPlus 3 от Audio Damage

Миленький дисторшн, если этот эпитет применим к подобного рода искажателям. А чего нет-то? Миленький и есть! Приятный интерфейс, добротно работает, накачивая сигнал вполне себе симпатичными гармониками, на выходе даёт довольно мягкий результат по сравнению с аналогичными ухудшайзерами. Пресетов раз-два и обчёлся, крутилок на одну больше, что никак не умаляет достоинств прибора. Не плагин, а конфета. Советую.

К слову, на сайте разработчика данная VSTшка находится в разделе бесплатных и устаревших продуктов. Что, в общем-то, никак не мешает скачать её и вовсю пользоваться. Допустим, для обработки адлибов. Всего-то и надо – кинуть на партию да утопить всё в ревере. Profit! Кстати, о ревере…
FuzzPlus 3
FuzzPlus 3

WizzoVerb W2 от Wizoo Sound Design Gmbh

Небольшая предыстория. Как-то раз столкнулся я с неведомой хераборой оказией. Принялась моя тогдашняя DAW при закрытии проектов сбрасывать все настройки ревербераторов. И Lexicon обнулялся, и Valhalla. Девайсы от FabFilter и Waves не сбоили, однако их звучание конкретно в тех песнях меня не устраивало. Чтобы не пересводить всё с нуля в другой программе, я пошёл путём поиска альтернативного плагина. В итоге вышел на этого чёрно-синего красавца. С тех пор он в моём арсенале.

Что можно сказать о сабже? Гибкий стерео-ревербератор с полной автоматизацией параметров. Работает прозрачно, даже кристально. Имеет сотню заводских шаблонов на все случаи жизни. Тут и hall, тут и room, тут и studio. Полный фарш, рекомендую хотя бы пощупать.

WizzoVerb W2
WizzoVerb W2

Под занавес. В вопросах ассортимента используемых плагинов звукоделы делятся на два типа. Одни топят за минимализм, мол, для нормального сведения и мастеринга нужно от силы десять VST, незачем захламлять ПК. Это ремесленный подход, я считаю. Имеет место быть, однако сильно отдаёт конвейером.

Другие выступают за многообразие. Чем больше у тебя инструментов в багажнике, тем лучше. В защиту последних скажу, что нет двух одинаково работающих приблуд. Скажем, компрессор Softube Tube-Tech CL 1B не даёт точно такого же результата, как его товарищ по цеху UAD Empirical Labs EL8 Distressor. Или красящий эквалайзер Soundtoys Sie-Q шикарно поднимает верха на гитарных партиях, но в случае с вокалом нещадно жестит. И так далее. Используя по уму и в меру богатство разношёрстной палитры плагинов, создавая уникальные цепочки эффектов, можно выковать своё неповторимое звучание. Это уже режиссура, творчество чистейшей воды. Главное, быть открытым для экспериментов, в том числе с упомянутыми тёмными лошадками.