Найти в Дзене

Мнение перфекциониста: за косяки на работе нужно ввести публичную смертную казнь. О "синдроме отличника" и перфекционизме

Ох, уж эти истинные перфекционисты! Беспощадны к человеческим слабостям. Вот какое мнение комментатора я прочла к одной статье: "А если говорить конкретно о работе - мне иногда хочется ввести в УК единственную статью, за которую всегда будет смертная казнь - ''косяки на работе'', причём казнь должна быть публичная, уверен, через неделю и пару казней, все станут чёртовыми роботами и количество нештатных ситуаций и вообще ошибок сократится не то, что на порядок, а в тысячи раз." Поэтому, я хочу в этой статье поговорить о перфекционизме и о "синдроме отличника", как одной из форм проявления перфекционизма. Вначале кратко про перфекционизм. Лично я считаю перфекционизм неплохим человеческим качеством, поскольку он проявляется в стремлении к совершенству. Перфекционист - это человек, живущий с пониманием, что любое дело нужно делать идеально, безупречно. Что в этом плохого? Все бы так работали! Только такая работа и называется качественной! Что плохого в том, что перфекционисты же
Оглавление

Ох, уж эти истинные перфекционисты! Беспощадны к человеческим слабостям.

Вот какое мнение комментатора я прочла к одной статье:

"А если говорить конкретно о работе - мне иногда хочется ввести в УК единственную статью, за которую всегда будет смертная казнь - ''косяки на работе'', причём казнь должна быть публичная, уверен, через неделю и пару казней, все станут чёртовыми роботами и количество нештатных ситуаций и вообще ошибок сократится не то, что на порядок, а в тысячи раз."

Поэтому, я хочу в этой статье поговорить о перфекционизме и о "синдроме отличника", как одной из форм проявления перфекционизма.

Вначале кратко про перфекционизм.

Перфекционизм - как стремление к совершенству.

Лично я считаю перфекционизм неплохим человеческим качеством, поскольку он проявляется в стремлении к совершенству.

Перфекционист - это человек, живущий с пониманием, что любое дело нужно делать идеально, безупречно. Что в этом плохого? Все бы так работали! Только такая работа и называется качественной!

Что плохого в том, что перфекционисты желают, чтобы всё в мире было правильно, чтобы работа делалась хорошо.

Я хочу напомнить слова знаменитого советского артиста А.Миронова:

«Работу нужно делать ХОРОШО!
ПЛОХО она и без нас сделается»

Вот как представляет себе проявление качеств перфекционизма у работника один из комментаторов:

В частности - стремление быть не просто хорошим, а отличным работником, настоящим профессионалом своего дела, пунктуальным, грамотным.

Правда, я не согласна с определением, которое даёт Интернет:

Перфекциониизм в психологии - убеждение, что идеал может и должен быть достигнут; что несовершенный результат работы не имеет права на существование.

Вот здесь и кроется ошибка воспитания, если взрослые объясняют ребёнку понятие "идеал" - как достижимый результат. Не сумев достичь идеала, подрастающий человек получает большое разочарование, а бывает, и того хуже.

"Идеал — это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления — нет жизни." Л.Н.Толстой

Нужно неустанно детям объяснять: идеала достичь невозможно, но стремиться к нему нужно.

Это должно стать общим правилом жизни: если не карабкаешься в гору - непременно скатишься вниз!

В советское время про "опустившегося, деградировавшего " человека так и говорили: "покатился по наклонной плоскости".

Однако, следует понимать, что здоровый перфекционизм может перерасти в патологический, проявляющийся в виде невротических и тревожных расстройств.

Как оценки доводят до "синдрома отличника".

Отличник получает большое разочарование, если замечает, что неаккуратно, неидеально, выполнил работу, небезупречно решил контрольную.

Он тратит время на переписывание, исправление найденных ошибок, доводит до наилучшего, идеального, состояния свои работы, лишь бы ему получить "пятёрку".

Потому что без отличной отметки ему не видать похвалы от учителей и родителей.

Получается, что всему виной являются оценки.

Самое страшное, что оценки - постоянные компаньонки лжи: то их ставят необъективно, то округляют не в ту сторону, то ими наказывают "неугодных", то их "натягивают" для рейтинга школы...

Прямо скажем: оценки стали ещё одним инструментом манипуляции всех: от учеников до учителей, от родителей до директоров школ...

И надо же: даже лучшая из оценок - "пятёрка", к которой стремятся все ученики, может привести сегодня чуть ли не к болезни, к "синдрому отличника".

В дошкольном, "безоценочном", детстве родители к ребёнку проявляли безусловную любовь просто за то, что он есть, хвалили его за хорошее поведение, за какие-то незначительные детские достижения.

А с поступлением в школу, вся похвала стала сводиться, в основном, к поощрению за хорошие оценки.

Вот с этого момента, медленно, но верно, пошло формирование у ребёнка "синдрома отличника".

В ситуациях, когда порученное задание бывает выполнено не на "отлично", школьника начинают преследовать сильные душевные переживания.

"Синдром отличника" - постоянное стремление к идеальным результатам в любой деятельности с целью получения похвалы от окружающих, опасение разочаровать их, и себя, в случае неуспеха.

И вот, только для того, чтобы добиться одобрения от взрослых, школьник начинает проводить время за учебниками, теряя здоровье, друзей и интерес к жизни.

То есть, получается какой-то заколдованный круг: ребёнок вначале стремится стать отличником, чтобы затем пытаться избавиться от "синдрома отличника"?

А ведь всё просто, и сегодня многие психологи предлагают выход:

"Синдром отличника у школьников не будет возникать, если мы будем ценить детей, а не оценивать их."

Здесь нужно понять, что история с оцениванием детей в школе завела систему образования в тупик, и пора, хотя бы начать обсуждать тему перехода на новую систему оценки, имеющую всего два показателя: "усвоил/не усвоил" (точнее - даже один - "усвоил"). При этом, будем ценить ребёнка за проявление воли при стремлении усвоить материал.

Посмотрите как на бывших отличников смотрят их коллеги на работе:

"Я ведь ведь даже среди коллег могу определить, кто из них в прошлом был отличником. Отличник - это навсегда. Даже в работе они стремятся делать всё быстрее других, и как правило качественее. Думаю, что отличниками не становятся, отличниками рождаются. Может быть это какой-то особый набор генов. Но вообще мне нравятся отличники, даже в работе они лучшие. Но быть отличником, действительно морально тяжело."

"Такие люди стремятся стать профессионалами своего дела, они обстоятельны, внимательны к деталям, доводят каждое свое действие до совершенства. И это хорошо!"

/продолжение следует/

#перфекционизм #синдромотличника #оценки #отличник #образование #

-2