Найти в Дзене

Бабушка отличника против школьных оценок. Заметки об образовании в конце учебного года

С одной стороны, в пору бы кричать "караул!", когда до сознания доходит: насколько же в школе сегодня приоритет отдаётся не знаниям, а оценкам. И дальше - у студентов, то же самое. Лишь бы "сдавать" курсовые и дипломы, выполненные не своими мозгами, а, например, искусственным интеллектом, и считать себя после окончания подобной поверхностной учёбы полноценным молодым специалистом... Но я вернусь к школе, и к статье о двоечнице, в которой и был начат разговор об отметках (правда, отрицательных). Погоня за оценками существует в системе образования потому, что имеются разного рода рейтинги как между школами, так и между учащимися, внутри каждой школы. Школы заинтересованы в хороших учениках, и считают балластом отстающих в учёбе. Хотя и им двойки "дотягивают" до тройки, как пишет комментатор: Раньше с образованием было строже, теперь учителя тяну за уши даже самых неуспевающих учеников на 3, потому что ставить 2 и, тем более, оставлять на второй год невыгодно им самим, да и нельзя,
Оглавление

С одной стороны, в пору бы кричать "караул!", когда до сознания доходит: насколько же в школе сегодня приоритет отдаётся не знаниям, а оценкам.

И дальше - у студентов, то же самое. Лишь бы "сдавать" курсовые и дипломы, выполненные не своими мозгами, а, например, искусственным интеллектом, и считать себя после окончания подобной поверхностной учёбы полноценным молодым специалистом...

Но я вернусь к школе, и к статье о двоечнице, в которой и был начат разговор об отметках (правда, отрицательных).

Ах, эти школьные рейтинги!

Погоня за оценками существует в системе образования потому, что имеются разного рода рейтинги как между школами, так и между учащимися, внутри каждой школы.

Школы заинтересованы в хороших учениках, и считают балластом отстающих в учёбе.

Хотя и им двойки "дотягивают" до тройки, как пишет комментатор:

Раньше с образованием было строже, теперь учителя тяну за уши даже самых неуспевающих учеников на 3, потому что ставить 2 и, тем более, оставлять на второй год невыгодно им самим, да и нельзя, вроде как.

Всё это приводит к тому, что в погоне за оценками часть детей приобретает "синдром отличника", переживающего за каждую минимальную неудачу, а часть бывает полностью упущена и запущена (как двоечница из предыдущей статьи).

Если кто-то из детей получает пятёрки за счёт зубрёжки - в этом тоже нет ничего хорошего. Такие знания выветриваются из головы через пару дней.

Но система образования - это же гигантский маховик, который раскрутился, и остановить его с ходу невозможно... Хотя, очевидно, что иногда его нужно перезапускать...

Если внук отличник - это хорошо или не очень?

У меня дома есть "свой отличник"))) - второклассник внук Миша.

В табеле за год у него - одни пятёрки (тут я похвастаюсь немного, как бабушка отличника ))) ).

Табель за год внука Миши
Табель за год внука Миши

И таких "круглых отличников" в классе - 6 человек.

Потому что школе "отличники" нужны! Для рейтинга!

/из доступного фонда Яндекс.Картинки/
/из доступного фонда Яндекс.Картинки/

Но я то знаю, что Миша пока ещё "не дотягивает" до столь высокого статуса, присвоенного ему в школе, потому что все уроки делает с мамой. ))) Самостоятельности - никакой.

Единственное, что у него, хотя бы, теперь имеется - мотивация "не скатиться с пьедестала", а это уже неплохо.

Но, невооруженным глазом видно, что дети-второклассники тянутся именно за оценками. Необходимости в знаниях они пока не видят, не понимают.

Почему я против оценок. И что делать?

Я вижу, что оценки (отметки) портят как учеников, так и учителей.

Было любопытно прочитать мнение одного чиновника насчёт оценок:

"Нужна некая интегральная оценка знаний выпускников школ, например, средний балл, как это было в Советском Союзе. Этот балл мог бы высчитываться, как средняя оценка, полученная учеником за учебные четверти или полугодия в ходе изучения соответствующего предмета. Этот средний балл должен учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ."

Непонятно, а разве сегодня оценки выставляются не так?

Но, видимо, пора начинать от оценок отказываться, как таковых.

Попытки этого уже были, но какие-то неказистые.

Вот один из примеров:

в школе вводится новая Система Критериального Оценивания (далее - СКО), по которой ученики будут заполнять маршрутные листы (далее -МЛ) по темам только с тремя вариантами оценивания освоения программы 0-1-2 балла.
Дети вместо учебного процесса тратят по пол урока за заполнение МЛ- дети сами оценивают себя по пройденной программе по критериям 0-1-2.
Также все контрольные работы оцениваются по критериям 0-1-2. Где 2- работа сделана полностью без ошибок и помарок, 1- до 5 ошибок, помарок, 0- более 6 ошибок, помарок.

Уж назвали бы эти критерии "3-4-5 баллов" - ничего бы не изменилось, но несколько привычнее .

Лично для меня существует всего две оценки: "знание усвоено" и "знание пока не усвоено". А уж какие цифры вводить для этого - не имеет значения.

И реализовать это очень легко - если, конечно, с первого дня поступления в школу этим заниматься.

Потому что все последующие неусвоенные знания получаются только потому, что не были усвоены предыдущие. Разве не так?

В чём главная причина отставания в учёбе?

Психологи давно установили главную причину отставания в учёбе: "белые пятна" при освоении программы.

Что такое "белые пятна"?

Это пропущенные по болезни уроки, оставшиеся не понятыми, это прогулянные уроки, это недопонятый на уроке материал и т.д.

Далее, что-то недопонятое тянет за собой ещё более непонятое... И так по цепочке... (пишу, как будто, такие банальности).

Как же разорвать эту ЦЕПОЧКУ из "белых пятен" неусвоенных знаний?

Предлагаю всем подумать, и предложить что-то своё.

/продолжение следует/

Проблемы школы, педагогики, общего образования и воспитания | За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 ! | Дзен
Только внуки пошли... С ними всё повторяю сначала | За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 ! | Дзен

#образование #детишкола #школарейтинг #отличник #оценки #внукМиша #семьядети #учителя #родители

-3