Города Древней Руси. Стоит только произнести эти слова, и перед твоими глазами немедленно возносятся в небо высокие стены кремля - сердца большого средневекового русского города. Где-то рядом золотятся в прозрачном небе кресты православных церквей, и колокольный звон разливается над множеством деревянных домов, усадеб, мастерских и ярмарок, без которых город - не город. Широкие улицы, наполненные людьми, телегами или санями. И все это окружает высокая крепкая стена с большими просторными башнями.
И, казалось бы, что может быть не так в этой знакомой нам с детских лет картинке? Главные города домонгольской Руси именно так и должны были выглядеть. Они просто обязаны были быть большими. Ну просто потому, что жило в них довольно много по тем временам людей. В столице Рязанского княжества, например, к началу XIII века жило больше восьми тысяч человек.
И проживали все эти люди, как правило, в одноэтажных деревянных домах, каждый из которых занимал немало места. А ведь еще нельзя забывать про инфраструктуру. Дороги, церкви, мастерские, склады и лавки - все это занимает место. Тут, как ни крути, но уйти от той самой сочной и красочной картинки древнерусского мегаполиса с множеством домов и широких улиц никак не получается.
Но с другой стороны, если присмотреться к этим самым средневековым городам повнимательнее. Да еще не полениться и заглянуть в отчеты об археологических раскопках, мы увидим странную картину. Вроде и дома есть, и усадьбы, и церкви никуда не делись. Вот только выглядели в начале XIII века эти самые древнерусские города совсем не так, как мы себе их представляем. Как так получилось? Давайте разбираться.
И первое, что бросается в глаза при работе с археологическими документами - это, конечно, их размеры. Даже стольные города княжеств были на самом деле настолько небольшими, что это вызывает некоторый культурный шок. Та же самая Рязань вместе с укреплениями, княжьим двором, посадами и всем прочим, положенным ей по статусу, занимала в начале XIII века 60 гектаров. И, казалось бы, немало но 60 гектаров - это всего лишь 0, 6 км. кв. То есть, переводя на привычные и понятные единицы измерения, это круг диаметром примерно 800 метров. Мягко говоря, не мегаполис.
Так может, в других столицах ситуация была иной? Ну, конечно, некоторые города были побольше, но основное количество их если и отличалось, то в меньшую сторону. Суздаль - 40, Переславль - 55, Тверь - 25, Ярославль, Белоозеро, Москва - от 40 до 60 гектаров. В этом ряду выделяется совсем немного поселений, что были больше основной массы древнерусских городов. Но и эта разница была на самом деле не катастрофической.
Долгое время бывший столицей русских земель Владимир, занимал 132 гектара. И это от края до края примерно километр триста метров. Ростов был заметно больше, его площадь была около 200 гектаров - целых два квадратных километра. То есть, если снова переводить на реалии современного капитального строительства, это вообще не город, это какой-то крошечный ПГТ. Крупнейшими же городами были южные Киев и Чернигов. Их размеры достигали 300-350 гектаров. Но даже и эти гиганты среди древнерусских городов, если переводить их в понятные величины, в общем и целом без особых проблем вписались бы в круг двухкилометрового диаметра.
Но погоди автор, — воскликнет самый математически подкованный читатель, — ну вот же оно, огромный двухкилометровый город обнесенный стеной, не об этом ли мы и говорили в самом начале? Ну что тут сказать. Все не совсем так. Говоря о площади города, мы включаем в него вообще все. Посады, находящиеся за стенами, причалы, склады, кожевенные мастерские, дровяные склады и остальные строения, что находилось рядом. Для лучшего понимания, давайте разберем, как был устроен этот самый древнерусский город на примере стольного града Владимира.
При общей площади в 132 гектара, укрепленная его часть, то есть защищенная стенами, была значительно более скромного размера. По разным оценкам, стены Владимира защищали от 12 до 20 гектаров. То есть все эти укрепления - это тот же самый условный круг диаметром в 400 метров. Примерно два с половиной городских квартала современного города.
Внутри этих стен находилась княжий двор, городская церковь, поместья местной аристократии, конюшни, дружинные постройки, склады и важнейшие производства. Плюс немного домов остальных жителей, в первую очередь, конечно, тех, что была занят на работах в этих самых важнейших производствах. Именно сюда бежали горожане, когда приходила беда. И именно этот, в общем, небольшой кусок города они защищали.
Остальные же постройки, дома горожан и большая часть производства находилась вне укреплений Владимира и являлись так называемым посадом, защищенным, только не очень высоким валом и довольно глубоким рвом. Впрочем, судя по данным раскопок, все желающие жить в столице не помещались даже в пределах этого вала и строили свои дома и усадьбы так же и за ним. Вот такой вот получался город. Совсем немного укреплений в центре, окружающий его хаотично застроенный посад, тоже не то чтобы очень представительного размера и совсем уже редкие строения за чертой рва и вала. И все это, напомню, на площади 1,3 км. кв.
Плюс-минус также, были устроены и другие города Руси. В случае опасности, жители сбегались за стены с тем, что успевали прихватить, оставляя дома и пожитки на волю случая, толщину стен и надеясь, что дело не дойдет хотя бы до пожара. Кстати, о стенах нужно поговорить поподробнее.
Типичная стена города в русских землях очень сильно отличалась от стены большинства других европейских городов и была даже не деревянной, а деревоземляной. Фактически это был тот же самый земляной вал, но насыпанный внутрь толстого деревянного каркаса. На выровненной вершине вала ставились большие, длинные деревянные срубы, внутрь которых засыпалась земля и камни, после чего все это перекрывалось потолком, а поверх снова ставились деревянные срубы и снова наполнялись каменно-земляной начинкой.
Все это крепилось между собой сквозными горизонтальными и вертикальными сваями, после чего наверху ставилась боевая галерея, а нижняя часть засыпалась землей. За пару лет слежавшаяся и хорошо пролитая земля, твердела до состояния если не камня, то обожжённой глины и превращалась в сплошной, армированный бревнами монолит. И это была прекрасная стена для своих условий. Даже монгольским порокам требовалось немало времени, чтобы разбить такую конструкцию. Но было у этих стен две особенности.
Во-первых, они занимали какое безумное количество места. Их толщина была иногда даже больше высоты и достигала десяти метров. Что еще сильнее уменьшало внутреннее пространство укрепленной части города. И именно поэтому уже в XII веке внутренние срубы стали приспосабливать под деревянные клети, которые использовали во множестве разных целей. Превращая таким образом деревоземляное укрепление в натуральную круговую многоэтажку со складами, караульными помещениями и жилыми комнатами.
Ну и во-вторых, выглядели эти стены совсем не так красочно, как рисуют их сегодня наши с вами современники. Чаще всего такая стена, наполовину скрытая внешней обсыпкой, выглядела как огромного размера боевая галерея, построенная на аршине высокого вала, переходящего в глубокий ров. И никаких тебе высоких деревянных стен романтического облика.
Одним словом, если мы имели возможность вернуться в прошлое и посмотреть на крупный средневековый русский город домонгольской эпохи, то первое, что бросилось бы нам в глаза - это глубокий ров и здоровенный вал, на вершине которого расположилась относительно невысокая, но очень широкая деревянная стена. Внутри этих укреплений очень плотно, оставляя лишь совсем немного места для улиц, теснятся княжьи и боярские дворы, склады, мастерские. Ну и церковь, куда же без нее.
А вокруг этого человеческого муравейника раскинулся посад. Множество дворов горожан, служилых дворян и не самой богатой титульной аристократии из той, которой не хватило денег и влияния поселиться в крепости. Впрочем, посад у такого средневекового мегаполиса тоже сравнительно невелик и ограничен внешним валом и рвом. И вся эта красота размещалась на площади не самого большого микрорайона какого-нибудь заштатного провинциального города современной России.
Хотя и за Киевским, Ростовским или Владимирским МКАДом жизнь тоже не кончалась. Небольшие постройки беднейших жителей разбегались от столичного города в разные стороны, чем дальше, тем чаще превращаясь в укрепленные загородные усадьбы, кабаки, трактиры и поля.
А как обстояли дела в этом смысле в европах? Может быть, именно там были настоящие большие города? Ну, может, конечно, и были, но это смотря с чем сравнивать. Лондон XIII века занимал площадь в 290 гектаров, побольше, чем Ростов, но поменьше, чем Чернигов. Прага раскинулась аж на целых 129 гектарах. А Париж, бывший в те далекие времена главным европейским городом, занимал фантастические 380 гектаров французской земли. То есть 3, 8 км. кв. и отлично поместился бы, например, в очерченный на земле круг диаметром два с половиной километра. А больше Парижа был только Рим. Но история Вечного Города всегда была особенной.
Так что если кто-то, говоря о Средневековье, рисует в своих мечтах огромные, окруженные стенами города, немедленно прекратите это делать. Даже самые крупные города времен раннего и классического Средневековья были не очень велики, если говорить о размерах. А та часть, что была защищена стенами, была ещё меньше. Поэтому большинство горожан проживало снаружи, оказываясь под защитой стен только во время осады или какой-то другой нужды. Такие дела.
Но погоди автор, но ты же упустил такую важную часть города как кремль!
Ну что бы дорогой друг, конечно же, нет. Конечно же, не упустил. Тут все дел в том, что концепция кремля в привычном для нас виде, появилась заметно позже. И это уже совсем другая история.