В статье о судьбе французских заимствований-фразеологизмов было немало комментариев, и вспоминали интересные слова, которые, будучи тоже родом из французского, утратили связь со своим первоначальным значением. Например, «шантрапа», «шаромыжник». Но у нас есть и собственные выражения, настоящее значение которых давно развеялось в веках. И эти фразы любознательных людей заставляют задуматься: «О чём это?»
Заглянем в историю некоторых двух словосочетаний, появившихся примерно в одно время.
Столбовая дворянка
Сейчас с этим малопонятным выражением мы сталкиваемся редко, а вот во времена А. С. Пушкина значение его ещё помнили, поэтому упоминание «столбовой дворянки» в «Сказке о рыбаке и рыбке» ни у кого вопросов не вызывало. Современный же человек, особенно школьник, читающий эту сказку, часто недоумевает: «При чём тут столбы и как столбовая дворянка связана со столбовой дорогой, название которой более понятно?».
Выражение «столбовая дворянка» действительно старинное, оно родом из XVII века. Именно тогда в России стали называть дворянами всех, кто находился при царском дворе, то есть на государевой службе. Но дворяне были разные. Одни из них происходили из древних боярских, а то и княжеских родов, поэтому дворянский титул у них был наследственный, как ранее боярский. Они имели собственные имения и богатства, полученные по наследству. И служили государю ради чести, а не ради выгоды.
Все древние роды были записаны в специальной родословной Бархатной книге, составленной в 1687 году. Название — это не метафора, первая Бархатная книга действительно имела переплёт из малинового бархата, украшенный золотым тиснением. Списки боярских родов в книге имели вид столбцов, где указывались предки дворянина. Поэтому, чем длиннее столбец, тем род старше, значит, и почётнее. Такие родовитые бояре и назывались столбовыми, и некоторые по длине столбца были равны царскому роду Рюриковичей. Естественно, носить звание столбовой дворянки (дворянина) было очень почётно. Поэтому такие дворяне были спесивыми и чванливыми. Вот ещё два старинных слова, происхождение которых скрыто в тумане истории.
Вторая группа дворян — жалованные. Это люди разного сословия, в основном купцы и мещане-чиновники, которые своим усердием на государственной службе выслужили себе дворянское звание, оно им было пожаловано, часто (но не всегда) с небольшим наделом земли, деревенькой с парой десятков крестьянских душ. Особенно много новых дворян появилось при Петре I.
До Екатерины II такие дворяне были обязаны служить и передавать эту обязанность по наследству, если не хотели лишиться пожалованного имущества. Императрица Екатерина своей «Жалованной грамотой дворянству» уравняла в правах старых столбовых дворян и новых служилых. Получившие дворянский титул за службу теперь имели право не только пожизненно владеть землёй, но и передавать её по наследству. Что, конечно же, не мешало представителям старых боярских родов смотреть на жалованных свысока.
Непутёвый человек
Выражение «непутёвый человек» родом примерно из того же времени, что и «столбовые дворяне». И также не имеет никакого отношения к пути-дороге, ни к столбовой, ни к обычной. Кстати, у «непутёвого» есть родич-синоним «беспутный».
Так вот, дело в том, что в XVI–XVII веках, в эпоху становления государственности Российского царства складывался и государственный аппарат. Испытывая потребность в чиновниках, к разным видам управленческой деятельности привлекали смышлёных людей, чаще, конечно, из дворянства. При приёме на государеву службу человеку определяли «путь», то есть сферу деятельности и должность при дворе или в Приказе. Сокольничий путь — заведование соколиной охотой, хамовничий путь — заведование царским постельным бельём. Кстати, хамовниками в XV–XVI веках называли ткачей, изготавливающих тонкое льняное полотно. У царских хамовников была своя ткацкая слобода, которая и до сих пор носит название Хамовники. Могли определить путь знаменщика, что не имело никакого отношения к знамёнам. Знаменщиками в старину называли живописцев, расписывающих стены. За мастеровыми или за златошвейками Царицыной палаты тоже надзирали особые дьяки.
Если человек не справлялся с одним видом деятельности, то его перебрасывали на другой «фронт работ», а потом — на третий. Особенно если этот бестолковый был сыном какого-нибудь столбового дворянина. Бояре всеми правдами и неправдами старались заполучить у князя путь — должность. Если пути ему так и не находилось, то его и называли «непутёвым», а если при этом он бездельничал, ленился и пьянствовал, то и «беспутным».
Вот такие интересные истории связаны с, казалось бы, обычными словами. И ведь стоит начать их раскручивать, как всплывают все новые факты и подробности, в которые хочется закопаться.