Найти в Дзене

Почему верста коломенская, сирота казанская, а совок турушинский

Оглавление

Не отпускают меня фразеологизмы. Они похожи на старинные шкатулки — так и хочется открыть, чтобы узнать их секреты. О том, где находятся "свояси" и как увидеть "згу", вы можете прочитать в предыдущей статье.

А ещё есть такие хитрые выражения, которые почему-то связаны с определённым городом или местом. И это не только кудыкина гора или шарашкина контора, но и вполне реальные места.

Почему верста именно коломенская?

«Верста коломенская» — выражение, которое обычно используют, чтобы с лёгкой насмешкой подчеркнуть высокий рост человека. Причём именно человека, а не, скажем, длину дивана.

Что такое верста, думаю, все знают. Это мера длины, которая была принята на Руси в прошлом. Путевая верста равнялась 500 саженям – 1,0668 километра. Сразу замечу, во фразеологизме имеется в виду не сама верста, они все были одинаковые, что на коломенской дороге, что на других российских трактах. Речь идёт о верстовом столбе, такими полосатыми столбами отмечали вёрсты. Помните строчки из стихотворения А. С. Пушкина: «Только версты полосаты попадаются одне»? Вот это как раз о тех самых верстовых столбах.

Решение о разметке дорог верстовыми столбами принял царь Алексей Михайлович в конце 60-х годов XVII века. Первая в России столбовая дорога соединила Москву и загородную резиденцию царя в селе Коломенском. Расстаравшись для государя, столбы эти, покрашенные в белую и чёрную полоску, сделали изрядно высокими. По некоторым легендам, даже до 4 метров высотой. Их было издалека видно, так как возвышались они даже над придорожными деревьями.

Верстовой столб перед музеем «Дом станционного смотрителя» (Выра, Гатчинский район, Ленинградская обл.)
Верстовой столб перед музеем «Дом станционного смотрителя» (Выра, Гатчинский район, Ленинградская обл.)

Собственно, поэтому верста и коломенская. Так в шутку называли высокого человека, возвышающегося над окружающими.

Сирота казанская

У этого фразеологизма тоже интересная история. Сиротой казанской называют человека, который любит жаловаться, ныть и сетовать на свою горькую судьбу, изрядно при этом прибедняясь. Кстати, в прошлом, сиротами называли не только детей, оставшихся без родителей, но и взрослых людей, лишённых имущества и источника дохода. Чтобы прокормиться, они вынуждены были побираться, попрошайничать, в том числе, у церквей на паперти, поэтому их называли сирыми и убогими.

А почему сирота вдруг казанская? История этого фразеологизма восходит аж к временам Ивана Грозного. Русь воевала с Казанским ханством не одно десятилетие, а в 1552 году русское войско подступило наконец к стенам Казани, осада которой продолжалась 40 дней. Город был взят. Помощь в его взятии оказали и некоторые представители татарской знати, как правило, младшие сыновья татарских мурз. Многие из них надеялись на щедрость русского царя, пообещавшего перебежчикам княжеские титулы и имения. Царь эту щедрость по отношению к помощникам (или предателям) проявил, но специфически. Княжеские титулы татарские мурзы получили, так же как и небольшие деньги, а вот имения им царь не выделил.

«Шах Али и Иван Грозный под Казанью». Художник Фиринат Халиков.
«Шах Али и Иван Грозный под Казанью». Художник Фиринат Халиков.

Новоиспечённые князья-татарчата прибыли в Москву к царскому двору, и деньги быстро кончились. Взять их без имения и крестьян было неоткуда, вот и стали эти обретшие титул князья слоняться по богатым русским дворам, жаловаться на свою жизнь, рассказывать о своих жертвах на благо русского царства в надежде выклянчить у бояр и царя денег и милостей. За это и прозвали их в насмешку сиротами казанскими.

Совок турушинский

Если «сирота казанская» и «верста коломенская» — общеизвестные фразеологизмы, то мне очень интересно, слышал ли кто-то из моих читателей о «турушинском совке». Дело в том, что это не совсем обычный фразеологизм, а местный. То есть сложилось это выражение в моём родном городе — очень небольшом, хотя и старинном. Думаю, в каждом или почти в каждом населённом пункте есть такие местные фразеологизмы, понятные только жителям города. И мне было бы интересно, узнать о них в комментариях.

Теперь о «турушинском совке». Я родом из города Шуя, Ивановской области. Да, это бывшая резиденция князей Шуйских, в том числе Василия, занимавшего какое-то время царский трон. Так вот, Шуя — город купеческий, в дореволюционные времена в нём было много не только владельцев ткацких фабрик, но и торгового люда. Одним из известных в городе купцов был хозяин большого магазина Иван Мартианович Турушин. Родом из крепостных крестьян, он к 70-м годам XIX века владел не только магазином, каменным двухэтажным домом с пристройкой, но и мучными складами.

В доме и располагался бакалейный магазин — Турушинский. Кстати, магазин есть и сейчас, хотя и не бакалейный, а строительный, а вот название «Турушинский» он не менял даже в советские времена. Так вот, по воспоминаниям, сам хозяин был прост в общении, приветлив, всегда оделял детей, забегавших в магазин, карамельками. Иван Мартианович и в глубокой старости любил сам постоять за прилавком и пообщаться с покупателями. И всегда бакалейный товар (крупу, горох, муку, конфеты) он черпал из мешков своим любимым большим деревянным совком.

Вот с тех пор и пошло это выражение — «совок турушинский». И так называют тех, кто везде суётся, лезет под руку с советами или непрошенной помощью. «Что ты, как совок турушинский, везде суёшься». И сейчас это выражение можно ещё услышать от бабушки, которая пытается угомонить своего мелкого, но вездесущего внука.

Вот такая история. А у вас в городе есть свои фразеологизмы? Поделитесь в комментариях. Это очень интересно.