11 июня тема творчества не была исчерпана моей встречей с иркутским поэтом Александром Сокольниковым. Об автограф-сессии писала тут 👇
После музея истории я, довольная собой и двумя сборниками стихов в рюкзаке, направила свои стопы в галерею современного искусства В. Бронштейна – самую крупную частную художественную галерею за Уралом. Идти от музея было недолго – минут семь. Туда меня вдохновили отправиться отзывы подписчиков, которые остались в восторге от учреждения. Мне захотелось воочию увидеть причины этого восторга))
Снаружи здание галереи выглядит современно и лаконично, оно построено не так давно – в 2011 году – по инициативе бизнесмена Виктора Бронштейна.
Виктор Владимирович Бронштейн (род. 1 февраля 1951, Иркутск) — российский бизнесмен, меценат. Член Союза писателей и Союза журналистов России, почётный профессор Иркутского государственного университета, почётный гражданин города Иркутска (2013). Лауреат премии губернатора Иркутской области за достижения в искусстве и культуре (2012) — за создание цикла литературных произведений, посвящённых памяти Геннадия Гайды (в составе творческого коллектива). Награждён почётным знаком «За заслуги перед Иркутской областью» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Зашла в галерею. Купила за 300 ₽ билет (социальные цены тут тоже практикуются, всё, как в обычном музее). Галерея состоит из трёх этажей, и на каждом есть что посмотреть. Поэтому сотрудница Светлана надела мне браслет-вездеход: прикладываешь к считывающему устройству, открываются заслонки турникета, ходишь-бродишь. Грамотно подобранный ненавязчивый музыкальный фон дополняет атмосферу галереи.
Помимо браслетика дали ещё листок путеводителя.
1 этаж:
- сувенирный магазин (подарки, сувениры локальных брендов и местных мастеров, произведения искусства на продажу);
- холл (персональная выставка Ольги Дорохиной: яркая декоративная живопись, вдохновлённая Байкальской природой);
- холл (копия монументальной скульптуры Даши Намдакова «Байкал-Бавэй» или «Отец Байкал», расположенной на острове Ольхон);
- зал с постоянной экспозицией (выставка скульптур всемирно известного мастера Даши Намдакова и авторских кукол его семьи);
- бистро (авторские десерты и выставка от шеф-повара).
2 этаж:
- холл (экспозиция современной цифровой графики от местных художников);
- ресторан-энотека BARDO (авторская кухня с акцентом на локальные продукты, в также ланчи и винное путешествие);
- шоу-рум, где можно приобрести произведения искусства от местных художников и скульпторов;
- выставочный зал (сейчас там выставка «Видимо-невидимо»: обряды, приметы и сказания в работах современных художников);
3 этаж
- выставочный зал (сейчас там выставка «Синдром Офелии»: авторский проект Анастасии Безвершук (Красноярск) – до 15.06.2025).
Начала я, конечно, с первого этажа. Приложила браслет к устройству на турникете и нырнула во внешне безмолвный мир искусства.
Так как ещё не ориентировалась что и где, по своей традиции пошла по часовой стрелке от входа. И почти сразу встретила знакомую скульптуру: я её видела в интернете и в журнале авиакомпании Airlines S7, когда летала в Москву и обратно. Передо мной была миниатюрная копия скульптуры «Отец Байкал» Даши Намдакова.
Даши Намдаков – известный скульптор, народный художник Бурятии, заслуженный художник РФ и академик Российской академии художеств.
Оригинал высотой 7,5 метров стоит сейчас на острове Ольхон.
Затем я прошла в зал, где передо мной предстал зачарованный мир кукол семьи Намдаковых.
Какиииеее красивыеее куклыыы! 😍😍😍
Эстетика в позах, выражениях лиц, одежде и аксессуарах.
Идея создания кукол у Даши Намдакова искала своё воплощение с 2005 года (тогда была создана первая кукла), но своё полноценное развитие проект получил в 2012 году. Тогда автор Даши Намдаков решил сделать кукольное направление творчества семейным делом. Тем самым Намдаковы продолжают ремесленную линию своего рода.
Семья Бальжана Намдакова – отца Даши – произошла от рода ремесленников и славилась своими талантами. Творческими способностями отмечены и дети Балтжана: семеро его сыновей и дочерей успешно занимаются прикладным искусством – работают с металлами, камнями, тканями, кожей и другими материалами.
Автором эскизов для кукол является Даши Намдаков. Куклы изготавливают:
- мать семейства Буда-Ханда (обработка тканей, кожи, волоса),
- сёстры Доржима (художественное воплощение в материале), Санжима, Сэсэгма, Цырма (мастера),
- братья Будажап и Дашицырен (художественный металл).
Куклы семьи Намдаковых — персонажи бурятских легенд и буддийских притч, персонажи классических и современных театральных постановок, а также куклы-символы и куклы-настроения.
Эти куклы выполнены в различных материалах и техниках, что придаёт им дополнительную выразительность. Используются дерево, ткань, металл, камни, перья и другие материалы. Каждая деталь, каждая линия и изгиб продуманы до мелочей.
Куклы, особенно женские персонажи, будто светятся изнутри! Конечно, в зале грамотно выставлено освещение, а чистота стёкол выставочных секций такова, что я снова вспомнила, что неплохо бы помыть окна в квартире... Но, мне кажется, что и без всего этого куклы эти обладают особой притягательностью. С ними не хочется играть, это не те куклы. Это картины в объёме, опредмеченные легенды и притчи. У каждой бисеринки, каждого пёрышка и волоска своя история касания с пальцами и душой мастера...
Нашла интересное интервью с Даши Намдаковым 👇
Тут о том, как складываются отношения мастера с зарубежной публикой, о его опыте работы над скульптурами для храмового комплекса Вооружённых сил РФ и о его новом проекте на Байкале.
В 2020 году, когда мы познавали «прелести» самоизоляции в разгар пандемии новой коронавирусной инфекции, телеканал «Звезда» позвал Даши Намдакова на роль ведущего художника Главного храма Вооружённых Сил РФ для строительства Патриаршего собора Воскресения Христова. В общей сложности Намдаков с командой создал восемь скульптур по семь метров высотой.
Ну а сейчас я в холле первого этажа, где красочные прямоугольники картин Ольги Дорохиной нарушили лаконичность стен галереи.
Глаза невольно реагировали на каждую работу молодой художницы. Цвет тут на первом месте.
Некоторые особенности творчества Ольги Дорохиной:
- создаёт пейзажи Байкала с натуры на пленэрах во время путешествий;
- чаще всего работает с видами острова Ольхон и Восточных Саян;
- изучает историю и мифологию Прибайкалья и отражает это на полотнах;
- отдаёт предпочтение ярким оттенкам и контрастам, называет свой стиль «позитивным цветодарением».
Но цветотерапия на этом холле не закончилась. Я прошла в новый, самый просторный зал галереи Бронштейна. А там... Картины, в которые можно нырнуть – такие они большие! И скульптуры Даши Намдакова! Сначала посмотрим несколько картин. Их автор – Андрей Исаенков. Если мне казалось, что у Ольги Дорохиной много цвета, то тут его... ну ооочень много))) Изначально красноярский художник Андрей Исаенков был классическим живописцем, но со временем его творческий стиль изменился: сейчас автор выражает своё видение мира через цветовые композиции, написанные акрилом на холсте.
На счету автора более десятка персональных выставок в России. Работы находятся в частных галереях и коллекциях в России, Германии, Австрии, Норвегии, Великобритании, США и Канаде.
Свой стиль работы автор называет «красноярским новым реализмом». На масштабных полотнах появляются структуры, которые находятся за пределами времени, пространства и логики. Я внимательно разглядывала каждую: логики и вправду нет.
Зато есть цвет. И масштаб. Масштаб такой, что вот я делаю селфи со скульптурой Намдакова «Виктория», а на заднем плане картина Исаенкова, как река! Река оттенков голубого и белого – подвижная и энергичная. Идеальный фон для скульптуры!
Раз уж заговорила о скульптурах, то о них и пойдёт речь. И будет много фото, потому что отдельно фотографировала детали скульптур, показавшиеся интересными.
Эта скульптура «Приданое» (2011) была первой, которую увидела в зале на первом этаже 👇
Тут девушка с замысловатой причёской восседает на антилопе, на крупе которой сундучок. На него девушка и смотрит – это её приданое. Скульптура бронзовая, но у меня было ощущение, что это идеально отполированное дерево.
Всадница одета в стилизованный национальный костюм, волосы заплетены в косы. Головной убор украшен драгоценными камнями, что подчёркивает высокое происхождение героини.
Приданое невесты: сундучок с драгоценностями, собачка редкой породы императорский хин и монгольский струнный музыкальный инструмент (это моринхур).
Посмотрите на ручки невесты. Они утрировано миниатюрны. Это подчёркивает высокое положение девушки: она не работает руками, за неё всё делает прислуга, пальцы девушки созданы для изящного моринхура. Зато у неё великолепный головной убор.
А внизу скульптуры автограф мастера.
После скульптуры «Приданое» передо мной предстала единственная деревянная работа в зале – «Ясновидение» (2021). Таких визуально простых в исполнении композиций у Даши Намдакова мало, поэтому они выделяются из общего ряда. Маска состоит из двух обработанных кусков дерева (сосна), покрытых акрилом.
Но и тут можно найти «сюрприз». С другой стороны деревянной маски есть ещё одно лицо. Печать мастера.
Всего деревянных работ из серии «Ясновидение» 16. В галерее их две.
Следующей я посмотрела более динамичную и воинственную женскую скульптуру «Виктория» (2014).
Юная и ловкая воительница-амазонка стоит на пьедестале в виде головы поверженного ею льва – это её трофей.
У этой девушки в отличие от предыдущей кисти развиты, потому что это её смертоносное оружие наряду с луком и стрелами. Пальцы – её сила. На её голове нет ничего лишнего, никаких красивых головных уборов, как у невесты с приданым. Эта амазонка – сама по себе оружие, в ней ничего лишнего.
И снова авторская печать 👇
Скульптура бронзовая. Но автор выбирает для многих своих металлических работ этот красивый оттенок благородного дерева. Нашла в инете, что этот эффект достигается с помощью патинирования.
Патинирование металла — это процесс образования на поверхности металла оксидной или оксидно-солевой плёнки (патины), которая изменяет цвет и текстуру поверхности. Патина может формироваться естественным или искусственным путём. Искусственная патина создаётся путём нанесения специальных реагентов на металлическую поверхность. Это позволяет имитировать естественное старение и создавать разнообразные оттенки и текстуры.
И я не могла оторвать глаз от стоп этой амазонки. Даже косточка голеностопа проработана есть, при этом в каждом пальчике динамика, как будто работа мышц. Вторые пальцы ног у девушки длиннее больших. Такое строение стопы бывает, это явление называется «палец Мортона» и встречается у 10 % людей. У меня вот вторые пальцы на ногах на 3–4 мм длиннее больших, с обувью морока, конечно... Приходится брать на размер больше.
В некоторых культурах существует мнение, что длина пальцев ног может указывать на характер человека. Например, в Древней Греции считали, что длинный второй палец указывает на решительность, интеллект и способность к управлению. Однако эти утверждения не имеют научного подтверждения.
А какой красивый щит у воительницы!
Дракон, пожирающий свой хвост, символизирует вечность, цикличность и возрождение.
Этот образ известен под названием «Уроборос» и имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Например, тут он может символизировать объединение противоположностей — света и тьмы, добра и зла, мужского и женского.
Помимо дракона и льва есть ещё один анималистический образ. Тонкая змейка на шее воительницы.
Украшения со змеями женщины носили с глубокой древности. Среди модных аксессуаров с животными змее отведена королевская роль — кольца-змейки, змеиные браслеты обвивающие запястья, серьги со змеями и подвески — любимы девушками и женщинами. Многие народы верили, что символом змеи можно оградить себя от коварства соперниц, а украшение в виде змеи – счастливый талисман, помогающий в соблазнении мужчины.
Следующая скульптура отличается от двух предыдущих по стилистике, материалам и цветовому решению.
Это «Птица и тигр» (2014) из бронзы и лазурита. Найти глыбу лазурита с таким же рисунком невозможно, поэтому работа создана в единственном числе, и чтобы её увидеть воочию искусствоведы, скульпторы, художники и просто туристы приезжают в Иркутск.
Печать на месте 👇
Следующий женский персонаж впервые вызвал у меня двойственные чувства. Это скульптура «Обнажённая» (2018). Скульптура входит в коллекцию «Изнутри», которая была задумана в Лондоне, отлита в Италии.
Это скульптура-трансформер: с одного ракурса можно увидеть девушку в непринуждённой позе с лицом, на котором любопытство, интерес к чему-то происходящему вокруг, а с другого – девушка будто опустила голову на руку и с застывшим взглядом задумалась, устремилась внутрь себя, закрылась от внешнего мира, как в скорлупе. Поэтому у скульптуры две головы. Обязательно обходите скульптуры вокруг! В отличие от картин, скульптуры на одной стороне не заканчиваются))
Скульптура с одной стороны более гладкая, а с другой – «задумчивой» стороны – как будто посечена, исполосована шрамами. Примечательна и грудь девушки. С одной стороны грудь в буквальном смысле открыта – открыта для внешнего мира, впечатлений, в ней пустота, которую можно заполнить чем угодно. С другой стороны в груди сердце, закрытое от всех.
Печать автора оказалась там, где девушки любят делать себе татуировки 👇
После этой двуликой философской скульптуры ребёнок на крылатом коне порадовал глаз! Это бронзовая скульптура «Вдохновение» (2010), покрытая патиной небесно-голубого цвета.
Признаться, моё стремление найти везде печать Даши Намдаков несколько обескуражило пару посетителей. Со стороны это выглядело так, будто я либо подслеповата, либо меня очень интересуют женские попы и копыта (не женские, конские) 😅
Когда была в зале, зашла экскурсовод с двумя дамами. И про эту скульптуру я услышала, что ребёнок – это образ самого Даши Намдакова, это он восседает на существе вдохновения, держится за него доверчиво. Это популярная среди коллекционеров скульптура, у неё больше десятка копий, в том числе сделанные самим автором.
А вот следующая работа получила от меня название «Тихий ужас»! Ещё рядом с небесным Пегасом эта скульптура колола меня в периферию взгляда, а когда я повернулась и остановилась именно перед ней, мне, признаться, хотелось кинуть в неё тапочком и бежать без оглядки...
Казалось, эта штука может ожить и помчаться за мной, перебирая острыми мелкими ножками, чтобы насадить меня на свои рога... Пишу свои впечатления, и снова тахикардия начинается...
Это бронзовая скульптура «Слияние» (2018). Как и скульптура «Обнажённая», эта тоже входит в коллекцию «Изнутри» – создана в Лондоне, отлита в Италии. Тут трансформация ещё больше выражена, она не столько на психологическом, сколько на физическом уровне. Я обошла её по кругу и увидела голову козла, которая затем становится морским рапаном, а потом девушкой! Конечно, я не сразу это всё увидела, сначала я преодолела в себе желание убежать и спрятаться...
У следующей бронзовой скульптуры тоже был рог, но она абсолютно не пугала. Это «Небесный единорог» (2024). Работа создана Даши Намдаков буквально в прошлом году.
Персонаж символизирует духовную чистоту и творческий поиск. Он целеустремлённый и завершённый. Для этой работы автор выбрал уникальный цвет патины, который прежде не использовал в своих произведениях. Очень красиво вживую! А ещё это единственная скульптура в зале, у которой я не нашла авторской печати.
Последней скульптурой в моём культпоходе по залу стала «Цель» (2011).
Художник изображает яркий момент боя, когда воин-всадник выпустил стрелу. В жанровой сценке запечатлён дух упоения боем самого всадника и его верного друга-коня. Но помимо коня на скульптуре внимательный зритель обнаружит ещё четыре анималистических образа: на щите, на попоне коня, на широком поясе всадника.
Печать на месте 👇
Признаться, лицо всадника для меня немного инопланетное.
Ощущение внеземной расы усиливается от единственного вывернутого в «не ту сторону» пальца левой руки.
Примечательно, что тема цели, целеустремлённости усиливается и образом коня. Его голова, как и голова всадника, развёрнута в сторону той самой цели. Обычно кони у Даши Намдакова смотрят перед собой или вверх, в небо. А тут как бы единение с хозяином. Общее стремление к цели.
Получается, в этом зале два лучника. Амазонка и этот воин на коне. Женщина и мужчина. Вообще у Намдакова лучник – один из центральных образов в творчестве. В галерее Бронштейна они стоят друг напротивдруга и оба целятся в одну сторону.
Скульптура лучника (2000) находится в коллекции президента России Владимира Путина.
Отмечу, что за свою карьеру Даши Намдаков стал своего рода талисманом для чиновников и бизнесменов. Я решила последовать их примеру и приобрела себе... открытку с изображением куклы семьи Намдаковых))
Скоро расскажу про выставку «Видимо-невидимо» на втором этаже галереи Виктора Бронштейна. Любителям фольклора точно зайдёт))
И да, я теперь тоже дрыгаю лапками от галереи Бронштейна, как и те подписчики, которые мне посоветовали сюда прийти! Спасибо, что открыли мне это место, оказывается, современное искусство может быть очень даже по душе (кроме «Тихого ужаса» 🤣🤣🤣).