Вчера отправилась в Художественный музей имени В. П. Сукачёва специально, чтобы посетить выставку «Сценические действия». Она стартовала 7 июня в рамках фестиваля современного искусства «Территория. Иркутск» и будет действовать до 28 сентября. Входной билет – 500 ₽. С детьми младше 12 лет сюда лучше не ходить (категория 12+).
Выставка на втором этаже музея. Зал этот сразу выделяется тем, что в отличие от других помещений с постоянными экспозициями картин и скульптур, тут с порога слышишь звуки – музыку, голоса. Даже если в зале никого из посетителей нет. Дело в том, что часть экспонатов выставки «Сценические действия» – это видео из коллекции ММОМА (Московского музея современного искусства – от английского Moscow Museum Of Modern Art).
ММОМА – это первый в России государственный музей, специализирующийся на искусстве XX и XXI веков. Музей открылся 15 декабря 1999 года при поддержке Правительства Москвы и Департамента культуры столицы. Основателем и директором стал президент Российской Академии художеств Зураб Константинович Церетели. Почему везде пишут английскую аббревиатуру, а не ММСИ, например, я не нашла, но из-за этого у простых людей куча вариантов расшифровки аббревиатуры, и все неправильные.
В зале экспонируются картины из фонда Художественного музея, но больше внимания оттягивают на себя экраны, на которых всё время что-то происходит. Ещё есть декорации, инсталляции, проекции и даже компьютерные игры...
В музее в любой непонятной ситуации я начинаю идти от входа по часовой стрелке.
Сначала увидела это предисловие к выставке, откуда поняла, что ждёт меня целая палитра визуальных и аудиальных впечатлений, потому что «Сценические действия» – это про динамику и взаимодействие.
Справа от этого текста чёрная ширма. Я заглянула за занавеску, там пространство, посреди которого прямоугольник, чтобы сидеть, и экран. Мужчина и женщина досмотрели что-то и вышли. Теперь моя очередь.
На экран шла проекция видео-арта «Падали в воду слёзы хрустальные» (2020) автора Дианы Капизовой.
Диана Капизова (р. 1993) — художница, работающая с видео, перформансом, 3D-графикой, объектами и керамикой.
Автор тут одновременно и исполнительница роли. Её героиня будто находится внутри хрустального мира: то она, как Дюймовочка, на дне фужера, то между двух бокалов... Красивым хрустальным голосом она поёт о печали людей, которые не познали счастья любви за всю свою жизнь. За кадром аккомпанирует народный ансамбль «Матвеевские бабушки». В музыкальный фон добавлено звучание колокольчиков.
В целом создана хрупкая «хрустальная» атмосфера, происходящее на видео погружает в медитативное состояние. Мне стало грустно. Это передалась печаль героини, похожей на девицу из народной сказки, которой так и не выпало встретить свою любовь, своего удалого молодца... Жизнь пуста и прозрачна, она может быть красивой, как хрусталь, но любоваться этой красотой предстоит в одиночестве. Пишу, и опять грустно... Мне повезло, и никто не заглянул за ширму и не нарушил мой почти шестиминутный сеанс. Когда вышла из-за ширмы, мне показалось, что вокруг слишком ярко и шумно.
Я прошла к следующей видеоинсталляции. Справа от меня видно чёрный прямоугольник – это экран, на котором транслировался видео-арт Corona Виктора Алимпиева. В коллаж добавила описание работы.
Финальная часть концерта Альфреда Шнитке может вызывать у слушателей чувство духовного просветления. Это связано с тем, что создаётся впечатление, что слышишь молитву. И это впечатление усиливается позами исполнительниц на специальных конструкциях: ладони раскрыты, ноги согнуты, актрисы будто стоят во время пения и в то же время будто преклонили колени. Восприятию этого видео мешали отражения подсветки других работ, которые постоянно присутствовали на экране. А ещё мешало весьма громкое аудиосопровождение соседней инсталляции. Там женский голос что-то всё время говорил или читал. Поэтому досмотреть все семь с половиной минут видео Corona у меня не получилось. Внимание всё время на что-то переключалось: на другие звуки, на отражение пространства за мной на экране с трансляцией, мелькание картинок соседней работы...
На фото ниже инсталляция «Линии ускользания» Романа Головко на стыке жанров – она одновременно предметна и виртуальна 👇 Предмет на фото, а за ним и на нём была проекция текста.
Ниже описание к работе 👇
Эта работа в «междисциплинарном пространстве, задействующем современные технологии» оказалась для меня слишком сложной. Я не знакома с основными идеями труда «Капитализм и шизофрения». Наверно, эта работа предназначена для более подготовленного зрителя.
Признаюсь, что в этом зале из-за ограниченного пространства у авторов работ получился не диалог со зрителем, а скорее базар...
Будто одно видео зазывало к себе, перебивая уже начатое общение с другим... Это лично моё восприятие, но считаю, на него повлиял и тот факт, что после посещения первой видеоинсталляции в отдельном камерном пространстве мне было дискомфортно вникать в видео-арт в классическом музейном «опен спейсе». Каждой работе нужно своё место и время, здесь же всё «в кучу», отсюда и скученность восприятия.
Моё сознание отдохнуло на этой работе ниже. Наверно потому, что тут не шло динамического и аудиального перегруза.
Это самая «древняя» из картин в зале выставки «Сценические действия». Мужской портрет от автора Анджело Бронзино. Написан в 1554 году. Картина из коллекции Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва.
В своё время художник Бронзино создал тип парадно-аристократического портрета, в котором отчуждённая замкнутость образа сочетается с торжественной неподвижностью композиции, остротой рисунка, холодным колоритом и бесстрастной точностью деталей. Эта картина очень уместно смотрелась на выставке, посвящённой театральному искусству.
А рядом уже работа без названия от современного автора Ирины Петраковой.
Художница родилась в 1980 году в Усть-Илимске и занимается скульптурой, вышивкой, живописью, видео-артом, инсталляцией. Исследует широкий круг проблем: память места, личная и историческая память, вопрос идентичности, поведение личности в общественном пространстве. Живёт и работает в Москве.
Эта современная картина и картина Бронзино расположены в одной локации. Соседи, между которыми 468 лет...
Потом моё внимание привлекла рыбка, плавающая на стене. Это видеоработа художника Ута Бекая «Слепой король» (2018). Короля я тоже увидела, его исполняет сам художник. На груди и на короне слепого короля много глаз, он обращается к рыбке с какой-то фразой... Рыбка красивая.
В 2019 году работа «Слепой король» была выставлена на благотворительном аукционе Off white и продана за €5500, после чего передана в дар Московскому музею современного искусства (ММОМА). Средства от продажи лотов были направлены в пользу Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow.
В следующей локации этого зала было больше картин, что меня взбодрило.
Особенно понравились женские портреты.
Напротив этой локации за занавеской снова что-то двигалось...
Я зашла за занавеску и увидела экран.
Тут транслировалось минутное видео «Офелия» (2023) Саши Пучковой (р. 1989).
Саша Пучкова работает в жанре художественного фикшена, её ключевые темы — будущее женщин и фантастическая картография явлений (биологических, цифровых, ботанических).
На видео «Офелия» я увидела трансформацию женского образа во что-то ботаническое... Грибы или споры. Не всем такие психоделические метаморфозы придутся по вкусу. У меня было ощущение, что вижу сон, в котором один сюжет в буквальном смысле слова перетекает в другой...
Поэтому я ретировалась в последнюю локацию выставочного зала. Там были представлены VR-работы. Виртуальная реальность. Эпизоды игры или виртуальный мир без особого сюжета, но зрелищный.
Я побродила по этому миру: лес, лава, озеро, звёздное небо, сияющий олень в кустах, обезглавленное тело в средневековой одежде, восседающее на троне, в который бьют молнии... Была ещё запись геймплея (прохождение игры с комментариями игрока). Такое в стенах музея я видела впервые)))) Наверно, потому что крайне редко бываю в музеях современного искусства. Мне б до всей широты классического искусства дорасти, куда мне до современников!.. ))
Так я подумала, когда зависла перед видео, где мужчина и женщина лизали стену.
Целеустремлённое лизание стен взрослыми людьми в своей жизни я тоже видела впервые. Что сказать... Наверно это очень в духе времени. Сюда ещё можно дописать что-то про вызов современному обществу, трансцендентальность, глубину самолизпознания и силу искусства без границ.
А я бы дописала, что как в Америке насчитывается до 78 гендеров (там даже всеполые есть, что бы это ни значило), так и в современном искусстве существует бесконечная бесконечность интерпретаций всего что угодно в каком угодно виде, и этот будет произведением искусства, занимающим чьи-то умы.
Каждый сходит с ума по-своему. Но, такое ощущение, что нам очень помогают сойти с ума поскорее))) И при этом говорят, что в этом есть своя эстетика и романтика...
После выставки «Сценические действия» мне хотелось уйти в комнату сенсорной депривации... Визуальных и аудиальных стимулов в ограниченном пространстве выставочного зала было столько, что хотелось какое-то время побыть одной. Понимаю смотрительницу зала, которая периодически выходила из помещения. Наверно сложно рабочие часы проводить в такой какофонии, тут впору молоко за вредность выдавать...
Для себя ещё не поняла: то ли я ещё не доросла до некоторых шедевров современного искусства, то ли не додеградировала. Что-то заинтересовало, а что-то вызвало отторжение. Но современное искусство – это ведь не про социальное одобрение, поэтому одобрять всё подряд от меня и не требуется)))
Стоит ли идти на выставку? Это решать вам. То, что вы получите там какие-то впечатления, это сто процентов.
Время в музее точно проведёте не зря, там ведь много других экспозиций и работающий кофе-автомат ;-)