В СССР мечта о поездке за границу на личном автомобиле могла показаться романтической. Но в реальности почти неосуществимой.
Формально - вроде бы можно, но на практике - цепочка из запретов, подозрений и барьеров, пройти которые обычному человеку было практически невозможно.
Разберёмся, почему это было так, через образы советских автомобилей. От скромных «Москвичей» до представительских «Чаек».
«Москвич-412»
Этот надёжный рабочий автомобиль мечтали оседлать не только по дорогам СССР. Но и в сторону Европы. Многие «Москвичи» даже поставлялись на экспорт.
А значит, технически они могли преодолеть границы. Но вот беда! Выезд за рубеж на авто был под контролем государства.
Чтобы уехать за границу, требовалось получить загранпаспорт, визу, разрешение от КГБ, справки от работы, рекомендацию парторганизации.
А если вы собирались ехать на личной машине - ещё и специальное разрешение на временный вывоз авто. Для владельца «Москвича» эта цепочка была непроходима.
«Жигули ВАЗ-2101»
Легендарная «копейка» была символом достатка. Но и причиной недоверия. Личный транспорт считался потенциальным способом бегства на Запад.
Власти боялись дезертирства. Особенно среди тех, кто владел относительно новой, технически исправной машиной.
Выезд за рубеж на «Жигулях» приравнивался к особому риску. А вдруг уедет и не вернётся?
Поэтому владельцы таких авто чаще всего оставались в пределах родины. Максимум - страны соцлагеря, и то с группой, под контролем, и лучше на автобусе.
«РАФ-2203»
Микроавтобус «РАФик» был удобен для путешествий. Места много, можно даже спать в дороге. Но именно из-за вместительности он вызывал опасения.
Такой транспорт мог использоваться для нелегального вывоза людей, литературы, валюты.
Государство контролировало не только точки выезда. Но и технические параметры авто.
Даже если вы получили разрешение, на границе могли заставить разобрать полмашины, чтобы убедиться, что вы не везёте запрещённого. РАФ, несмотря на комфорт, в Европу ездил разве что в составе спортивной или дипломатической делегации.
«ЗАЗ-968»
Казалось бы, «Запорожец» - не та машина, на которой кто-то будет планировать побег на Запад. Но и здесь не всё просто.
Даже для поездки в Польшу или Болгарию нужно было собрать кучу документов. И объяснить, зачем вам личное авто.
Таможенный контроль был строгим ко всем без исключения. А границы - закрыты для спонтанных путешествий.
На «Запорожце» вы могли доехать до дачи. Но не до Парижа. А если вдруг и получили все бумаги - будьте готовы к постоянному контролю по маршруту.
«Волга ГАЗ-24»
«Волга» была автомобилем чиновников, учёных, военных. Казалось бы, если кто и мог уехать на личной машине - то это они.
Да, им действительно открывали больше возможностей. Но и контроль был более плотный.
Даже у владельцев «Волги» выезд на своём авто в капстраны считался привилегией. Согласованной на уровне ведомства.
Случайный отпуск в Европу на машине? Нет. Только деловая или служебная поездка. И строго по утверждённому маршруту. С отелями, списками и точками связи.
«Чайка ГАЗ-13»
«Чайка» - символ власти и статуса. На такой машине ездили министры, партийные функционеры и дипломатические представители.
Эти автомобили действительно пересекали границы. Но не с частными лицами, а в составе кортежей, с охраной и дипломатическим сопровождением.
Для простого гражданина поездка за границу на «Чайке» была не просто невозможна. Она была фантастикой. Да и такие машины в частных руках не водились.
«ИЖ-Комби»
«ИЖ-Комби» часто покупали семьи, которым нужна была вместительная машина. И под дачу, и под быт.
Машина действительно была удобной. Универсал с хорошим багажником. Но как только владелец такого авто намекал на желание выехать в Венгрию или Чехословакию, возникала волна отказов.
Даже поездка в соцстраны требовала разрешения на временный вывоз автомобиля.
А подобные модели считались не слишком надёжными для дальнего пути. Государство боялось, что кто-то специально выезжает, чтобы продать машину за валюту или обменять на технику. И возвращаться не собирается.
«УАЗ-452»
УАЗ - настоящий внедорожник, которым гордилась советская промышленность. Им пользовались экспедиции, медики, сельхозработники.
Но если вы хотели на такой машине поехать, скажем, в Финляндию - вам предстоял не просто осмотр. А настоящий досмотр.
Власти знали, что в УАЗе можно спрятать что угодно. А значит - контрабанда, бегство, нарушенные правила перевозки. Даже при наличии всех бумаг прохождение границы на «буханке» превращалось в унизительную проверку.
В СССР выезд за рубеж на личном автомобиле был теоретически возможен. Но практически - почти недостижим. Государство не доверяло своим гражданам настолько, чтобы позволить им свободно путешествовать на собственном транспорте.
Машина в этом контексте становилась не средством свободы. А поводом для подозрений. Поэтому автотуризм был уделом дипломатии, артистов, спортсменов. И очень узкого круга «проверенных» лиц.
Сегодня мы можем взять автомобиль и поехать в Европу хоть завтра. А тогда - даже новенький «Москвич» за границей оставался мечтой.